Основные положения природы человека

Основные положения о природе человека можно представить в виде следующих полярных понятий:

 

1. Свобода 2. Рациональность 3. Холизм 4. Конституционализм 5. Изменяемость 6. Субъективность 7. Проактивность 8. Гомеостаз 9. Познаваемость 1. Детерминизм 2. Иррациональность 3. Элементализм 4. Инвайронментализм 5. Неизменность 6. Объективность 7. Реактивность 8. Гетеростаз 9. Непознаваемость  

Вышеперечисленные положения представляют собой относительно постоян­ные биполярные шкалы, и любой персонолог может обозначить свою позицию в виде определенной точки между этими крайними полюсами.

Свобода-детерминизм

Один из самых главных вопросов, имеющих отношение к человеческой природе, касается той степени внутренней свободы, которой люди обладают в выборе на­правления своих мыслей и поступков, а также в осуществлении контроля над своим поведением. В какой степени участвует субъективно переживаемое чувство свободы в принятии решений конкретными людьми? Пример свободы - Карл Роджерс. Пример детерминизма – Скиннер. Свободо ориентированные теории рассматривают людей изначально ответственными за собственные дей­ствия и способными преодолевать влияние различных факторов своего окружения. Детерминистски ориентированные теории личнос­ти описывают поведение человека как контро­лируемое теми или иными факторами и объясняется их природа.

Рациональность-иррациональность

Если теоретик придерживается рациональности, он предполагает, что человеческий разум — чрезвычайно могучая сила, то его теория личности будет описывать поведение, в значительной степени управляемое когнитивными процессами. Данная теория будет касаться характера, разнообразия и развития этих когнитивных процессов. Пример – Келли.

Если же теоретик придерживается иррациональности, то его теория будет описывать поведение как изначально побуждаемое иррациональными силами, которые личность частично или тотально не осознает. Пример – З. Фрейд.

Конституционализм-инвайронментализм

Проблема «природа или воспитание» обсуждалась в разных ракурсах с древнейших времен. Теоретик, скло­няющийся к конституционализму, будет рассматривать личность человека как продукт внутренних физических сил, а не как результат влияния внешних факторов (например, Джейн и Джон очень агрессивны, потому что у них сильное ид или потому что агрессия — наследуемая черта). Даже если теоретик признает определенные внешние влияния на поведение, в его личностных концеп­циях будут, тем не менее, отражены положения о конституциональной предраспо­ложенности. Пример – Гиппократ, Гален, Кеттел, Айзенк. Напротив, теоретик, придерживающийся инвайронментализма, будет рассматривать природу человека как в гораздо большей степени подвластную при­хотям окружающей среды (например, Джейн и Джон очень агрессивны, потому что таким был их прошлый опыт научения — по существу, их сделало такими окруже­ние). Персонолог, склоняющийся к инвайронментализму, будет выстраивать свои доводы с этих позиций и, вдобавок, сфокусируется на процессах научения, посред­ством которых среда влияет на развитие личности.

Почти все современные психологи по данному положению занимают интеракционистскую позицию, т. е. поведе­ние человека рассматривается неизменно как итог взаимодействия конституции и окружающей среды.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: