Глава 1. Образование и педагогика за рубежом в первой половине XX в.
Глава 2. Современная школа и педагогика за рубежом
Глава 3. Школа и педагогика России в конце XIX — начале XX в.
Глава 4. Отечественная школа и педагогика советского периода
Глава 5. Образование и педагогика в России на рубеже XX-XXI вв.
Глава 1. Образование и педагогика за рубежом в первой половине XX в.
Общий взгляд
В первой половине XX в. в мировой школе и педагогике происходили существенные сдвиги. Этому способствовали многие важные факторы: возрастающий объем знаний, умений, навыков, которые должны были усвоить учащиеся, результаты исследований о природе детства, опыт пилотных учебных заведений. Заметно выросло число педагогических центров (кафедры, лаборатории, научно-исследовательские учреждения). Умножались и усиливались контакты педагогов в национальном и международном масштабе. Среди международных педагогических организаций, учрежденных в это время, можно назвать Лигу нового воспитания и Международное бюро просвещения, В отдельных странах действовали национальные педагогические объединения: Ассоциация прогрессивного образования (США), Общество им. Бине (Франция) и пр.
|
|
Система образования подверглась острой критике. Школа воспринималась как устаревшая, не соответствовавшая уровню производства, науки и культуры, не отвечавшая потребностям подрастающего поколения, нуждавшегося в качественно иной подготовке. Потребность обновления образования и педагогики становилась все более актуальной. Пересмотр педагогических установок, перестройка образования выросли в важную национальную проблему ведущих стран мира.
Незыблемые прежде гербартианство и спенсерианство оказались под вопросом. Направленные главным образом на формирование культуры мышления, эти традиционные концепции предусматривали жесткое управление педагогическим процессом, отводили в обучении и воспитании первостепенную роль учителю. Подобные установки вели к чрезмерному интеллектуализму полноценного образования, порождали авторитарное вмешательство в процесс учения, лишали учащихся самостоятельности, ограничивая их инициативу регламентированием.