Тема 3.1Образование централизованного Московского государства. Свержение ордынского ига. Формирование сословной системы организации общества
Лекция № 4 (2 часа)
Причины возвышения Московского княжества. Позиции Москвы, Твери, Великого Новгорода. Деятельность Ивана Калиты, Дмитрия Донского, Василия I. Способы образования централизованного Московского государства. Свержение ордынского ига. Падение Новгородской и Псковской феодальных республик. Сословная система организации общества. Возникновение крепостного права. Наместники. Помещики. Боярская Дума.
Семинарское занятие № 4 (2часа)
Занятие проводится в интерактивной форме путем групповых дискуссий для обсуждения студентами следующих вопросов:Предпосылки образования Московского централизованного государства. Особенности Московского централизованного государства. Общественный строй и правовое положение населения в период образования централизованного русского государства. Развитие процесса закрепощения крестьян. Развитие форм феодальной земельной собственности и утверждение поместной системы землевладения. Возникновение сословной системы организации общества. Дворцово – вотчинная система управления. Система кормления. Воеводское управление. Самоуправление земских учреждений. Псковская, Новгородская, Двинская судебные грамоты. Земские соборы. Судебник 1497 г. Юрьев день.
|
|
Темы рефератов для выступления на семинарском занятии:
Причины возвышения Московского княжества.
Деятельность Ивана Калиты и Дмитрия Донского по созданию единого государства.
Избавление от ордынского владычества.
Роль Земских Соборов.
Самостоятельная работа (4 часа)
1. Используя рекомендуемую литературу, составить конспект, осветив следующие вопросы:Каковы были причины возвышения Московского княжества? Какую роль сыграли Иван Калита и Дмитрий Донской в возвышении Московского княжества? Что такое дворцово – вотчинная система управления? Что такое система кормления? Что такое воеводское управление? Что такое поместья? Что могли сделать крестьяне в Юрьев день? Что такое Земские соборы?
2. Подготовить реферат на заданную тему.
Изучение темы направлено на приобретение:
знаний: о предпосылках образования и особенностях Московского централизованного государства, возникновении сословной системы организации общества, дворцово – вотчинной системе управления, системе кормлений, роли Земских соборов, самоуправлении земских учреждений, значение основных законодательных актов: Псковской, Новгородской, Двинской судебных грамот и судебника 1497 г.
умений: дифференцирования полученных знаний, основываясь на методологических принципах познания социальных явлений и процессов; анализа содержания различных исторических источников, а также научной и учебной литературы с целью установления научных фактов
навыков: поиска, отбора и анализа исторических источников, подготовки реферата и его защиты путем выступления в аудитории и ответов на возникающие в ходе обсуждения реферата вопросы.