Виды письменных работ

Контрольная работа

Контрольная работа выполняется студентом в процессе изучения конкретной учебной дисциплины. Она предназначена для контроля знания программного материала и рекомендованной литературы, умения применить теоретические положения к решению практических задач.

Контрольная работа по конкретной учебной дисциплине предусмотрена учебным планом по направлению подготовки, должна носить прикладной характер и быть направлена на решение конкретной задачи. Как правило, тематика контрольных работ соответствует наиболее важным проблемам изучаемой дисциплины, или проблемам, на которые, по ряду объективных причин, не было ранее уделено достаточно внимания в учебном процессе. Список тем контрольных работ отражается в учебно-методическом комплексе (Учебно-методических указаниях) по конкретной учебной дисциплине, утверждается на заседании кафедры и доводится ведущим преподавателем до обучающихся.

Объем контрольной работы диктуется количеством и трудностью задания при выполнении контрольной работы и по согласованию с ведущим преподавателем по конкретной учебной дисциплине, но не должен превышать 15-ти страниц формата А4.

На кафедре государственного и муниципального управления нашего вуза при раскрытии темы контрольной работы студентам рекомендуется использовать свой практический (особо важно использовать опыт, полученный на учебной и производственной практике, если контрольные работы были выполнены после проведения данных видов практики) и свой жизненный опыт, а также примеры успешного решения профессиональных задач в МЧС России и других органах государственного и муниципального управления.

Реферат

Реферат – это форма самостоятельной работы по конкретному вопросу теории или практики изучаемой дисциплины, по существу представляющая собой обобщение различных идей, концепций и точек зрения на основе самостоятельного анализа различных источников (или одного источника), как правило, изложенное в сжатом (уменьшенном по объему) виде.

Реферат — это не просто текст, переписанный из первоисточника. Это - часть учебно-познавательной деятельности студентов, направленная на раскрытие сути изучаемой темы с использованием различных приемов и методов самостоятельной работы, таких как:

– самостоятельная поисковая работа (по управленческой, политической, экономической, социологической и др. тематикам);

– индивидуальная работа с текстом (отбор, группировка, обобщение информации, структурирование текста, нахождение и выделение главного в тексте);

– работы, содержащие отдельные элементы проблемно-познавательного характера (составление списков, аннотаций, диаграмм, схем, таблиц и т.п.).

Как правило, реферат отражает различные точки зрения на исследуемый вопрос, выражая в то же время и мнение самого автора.

Основная задача работы над рефератом по учебной дисциплине – углубленное изучение определенной проблемы курса, получение более полной информации по какому-либо его разделу. Научно-исследовательский аспект в реферате обычно не предусматривается. Тема реферата должна быть предложена преподавателем, но может быть сформулирована и самим студентом (при условии обоснования ее целесообразности и согласия преподавателя руководить ее выполнением).

При подготовке реферата необходимо использование достаточного, для раскрытия темы, количества источников, непосредственно относящихся к изучаемой теме. Хотя, по решению ведущего преподавателя и/или заведующего кафедрой реферат может быть посвящен анализу одного конкретного научного источника (документа, проекта документа, законодательного акта, инструкции, книги, статьи, фильма).

Рефераты выполняются в соответствии с утвержденным тематическим планом и Фондом оценочных средств по конкретной учебной дисциплине. Содержание реферата кроме раскрытия выбранной темы должно показывать следующее:

- хорошее знание материала (нужно, как минимум, прочитать необходимый источник информации);

- умение обучаемого передать материал в письменной форме и правильно его оформить;

- способность делать логичные выводы на основе осмысления полученной информации.

Объем реферата определяется ведущим преподавателем по конкретной учебной дисциплине.

Курсовая работа

Курсовая работа – это вид письменной, авторской, аналитической работы, в форме научного исследования. В основе работы используются основные научные методы: анализ, синтез, сравнение, аналогия, наблюдение, социологический и психологический эксперименты, ситуационный анализ, контент-анализ, элементы моделирования и др.

Курсовые работы предусматриваются учебным планом, их тематика отражается в учебно-методическом комплексе по дисциплине, утверждается на заседании кафедры и доводится ведущим преподавателем до обучающихся.

Темы курсовых работ выбираются студентами из утвержденного перечня типовых тем курсовых работ, предложенных ведущими преподавателями по соответствующим учебным дисциплинам. В каждой учебной группе курсовая работа по одной теме может выполняться только одним студентом. В исключительных случаях возможна групповая работа (двумя – тремя студентами) над одной темой. Решение в этом случае принимается ведущим преподавателем и утверждается заведующим кафедрой.

В отдельных случаях тема курсовой работы может быть самостоятельно сформулирована студентом, при этом тема должна быть утверждена на заседании кафедры. При выполнении очередной курсовой работы студент имеет право выбора нового направления исследований и нового научного руководителя, однако, чтобы обеспечить преемственность учебной и научно-исследовательской работы в течение всего периода обучения, целесообразно продолжить изучение ранее выбранной темы, но уже с точки зрения другой учебной дисциплины, с учетом ее специфики.

При выполнении курсовой работы по направлению ГМУ студентами должны решаться актуальные проблемы управленческой практики деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Курсовая работа может быть направлена на поиск общих управленческих закономерностей, на решение прикладной задачи, но в любом случае должна быть практически ориентированной.

В задачи курсовой работы входит использование ранее уже освоенных реферативных форм учебной работы обучаемых. При этом студенты должны усвоить не только способы отбора, группировки и обобщения информации, но, прежде всего, научиться находить нерешенные проблемы изучаемой темы, спорные вопросы и подходы к отдельным проблемам, определять степень достоверности информации, содержащейся в изучаемой литературе, ее доказательность. Таким образом, проблематизация управленческой практики является одной из важнейших задач любой курсовой работы.

Задачей курсовой работы также является освоение студентом умений выполнения эмпирической научно-исследовательской деятельности. При этом должна быть решена конкретная задача науки управления, связанная с изучаемой управленческой проблемой, и в письменном виде во Введении обязательно должны быть представлены обоснование цели, гипотезы и методов, используемых в работе, описание хода работы и ее результатов.

Задачей курсовой работы также является освоение студентом умений в области практического государственного и муниципального управления. Курсовая работа этого типа заключается в умении принимать правильные решения в процессе осуществления различных полномочий государственной и муниципальной службы. При этом должна быть решена конкретная задача управленческой деятельности и в письменном виде представлены обоснование принятого решения, использованных форм, средств, методов ее хода и результатов. Как правило, эта часть курсовой представляется в форме учебного кейса и с использованием метода кейс-стади[3]. Соответствующая разработка должна иметь новизну и не может по тематике копировать ранее выполненные работы[4].

Целесообразным представляется сочетание в курсовой работе эмпирических и практических форм учебной и научной деятельности студента. Курсовые работы по учебным дисциплинам направления ГМУ сочетают реферативную и эмпирическую форму учебной и научной деятельности студента, могут содержать в себе элементы психологических и социологических экспериментов, диагностических методик и других методов гуманитарных наук. Объем курсовой работы обычно составляет 15-25 страниц формата А4.

В структуру курсовой работы входят: титульный лист, содержание (план работы), введение, основная часть, заключение, список литературы, приложения. Список литературы должен содержать не менее 12-15 наименований различных видов источников.

Оформление и структура курсовой работы в основном соответствует требованиям ВКР, с той лишь разницей, что объем и глубина решаемых в ней исследовательских задач, несколько меньше. Поэтому во Введении, помимо актуальности проблемы, объекта, предмета, цели и задач, по желанию обучаемого, может не включаться гипотеза, методологическая основа, практическая и теоретическая значимость, новизна работы и другие элементы выпускной квалификационной работы. Также выводы по главам (или иначе называемым структурным частям текста) могут формулироваться не только отдельным пунктом или разделом, а в форме итогового предложения.

Курсовые работы должны быть практически ориентированными и показывать умение студентов решать конкретные прикладные задачи в интересах конкретных органов государственного и муниципального управления.

Решением заведующего кафедрой отдельные научные работы студентов могут быть зачтены в качестве курсовых работ[5].

Учебные кейсы

Важнейшим методом и формой (в том числе и письменной) учебной деятельности студентов, реализуемых на кафедре государственного и муниципального управления АГЗ МЧС России, считается кейсовый метод (метод ситуационного анализа).

Отличительной особенностью использования данной методики является активная роль обучающихся. Студенты не только являются объектами новых образовательных методик, но и непосредственно сами создают эти методики и их апробируют. Что же такое кейс?

1. Кейс – это история, повествующая о некоторых событиях, в результате которых перед участниками вставал выбор между несколькими альтернативами возможного поведения. Иногда это называется случаем.

2. Кейс – это реальное описание ситуации, в которой менеджер или чиновник (лицо принимающее решение, далее – ЛПР) должен принять решение.

3. Кейс – это описание реальной ситуации, имевшей место в прошлом, которая обнаруживает проблему и необходимость ее выявления, анализа и решения.

В самом общем виде кейс включает:

- описание управленческой ситуации;

- наличие конфликта интересов или проблем;

- наличие нескольких альтернативных вариантов поведения, как заданных педагогом, так и самостоятельно спроектированных каждым обучаемым.

В отличие от бизнес-кейсов кейсы по государственному и муниципальному управлению представляют собой описание некоторой ситуации (проблемы), с которой сталкивается государственный орган и/или организация, а главными действующими лицами являются государственные служащие, эксперты, сотрудники СМИ.

Главные их особенности:

– Кейсы по государственному и муниципальному управлению предполагают осознание целей существования государственного или муниципального органа/организации для достижения общественного блага (это основное предназначение любого органа государственной или муниципальной власти).

– Предполагают изучение институциональных и организационных особенностей процессов подготовки и принятия решений в органах государственного и муниципального управления, которые отличаются жесткой иерархией и субординацией, высокой степенью формализации процедур подготовки, принятия, реализации решений и контроля за их выполнением.

– В них всегда существует необходимость более детально оценивать ценностную сторону принимаемых решений.

– При решении кейсов по государственному и муниципальному управлению необходимо рассматривать управление в 2-х измерениях: как деятельность органов государственного и муниципального управления и как политическую деятельность. Особенно сильно такое «раздвоение» проявляет себя при решении социальных вопросов, когда в отношении ряда социальных групп и граждан (инвалиды, ветераны, больные и т.д.) принимаются экономически неэффективные решения. Однако такая необходимость органично вытекает из социальной сущности гос. и муниципальной власти.

– Важно учитывать различия в характеристиках лиц, принимающих решения, и их мотивации. Политически (принимаемое в интересах общества или социальных групп) правильное решение не всегда является экономически эффективным.

– Метод кейс-стади выявляет, какие дополнительные возможности открываются перед студентами в результате того, что они сами чему-то научились и предполагает созидание, формирования умений ставить цели, искать пути их достижения, предвидеть возможные последствия принимаемых ими самими решений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: