Введение (замысел работы)

Выполнение письменных работ – важная часть образовательного процесса студентов, в том числе обучающихся по направлениям подготовки 38.03.04 и 38.04.04«Государственное и муниципальное управление» (уровни бакалавриата и магистратуры). Эта работа включает такие виды самостоятельной учебной деятельности студентов, как написание ими контрольных работ, научных статей, рефератов, курсовых и выпускных квалификационных работ (далее – ВКР), решение учебных кейсов и выполнение других практических заданий ведущего преподавателя и кафедры.

Такие (письменные) работы по указанным направлениям подготовки направлены:

во-первых, на формирование и развитие у студентов способности глубокого, всестороннего и творческого анализа научной, методической и другой литературы, нормативно-правовых актов, данных прикладных социологических и психологических исследований по исследуемой проблеме;

во-вторых, на выработку у студентов навыков и умений грамотно и убедительно, в письменном виде, излагать свои мысли (материал), четко формулировать научные обобщения, выводы и практические рекомендации органам государственного и муниципального управления;

в-третьих, на формирование у студентов, обучающихся по направлению «Государственное и муниципальное управление» (бакалавриат и магистратура), умений и навыков принимать обоснованные, самостоятельные и успешные решения в проблемных ситуациях будущей профессиональной деятельности;

в-четвертых, на формирование у студентов, обучающихся по направлению «Государственное и муниципальное управление» (бакалавриат и магистратура), устойчивого навыка практического использования различных методов подготовки и принятия управленческого решения и проведения исследований эффективности различных управленческих процессов.

Последний пункт представляется особенно важным. Дело в том, что научно-педагогический коллектив кафедры ГМУ проанализировав итоги 2014-2015 учебного года, по ряду позиций, остался, не удовлетворён достигнутыми результатами. Так, значительное количество выпускников вуза, обучавшихся по направлению «Государственное и муниципальное управление» (далее ГМУ), к сожалению, во время подготовки и написания курсовых работ и ВКР, предпочитают скачивать тексты из Интернета, не особо утруждая себя проведением собственных исследований, стараясь банально «увильнуть» от самостоятельного создания собственного, по сути, проекта. Получается ситуация, когда современных управленцев педагоги вуза должны учить принимать решения, но при этом многие обучающиеся стремятся к тому, чтобы самостоятельно не делать ничего.

Федеральные государственные образовательные стандарты (далее – ФГОС) 3-го поколения и поколения 3+ ориентируют педагогов и обучаемых на использование прикладных методов исследования и проектирования, на овладение обучаемыми не столько знаниями, сколько прикладными навыками и умениями, конкретными компетенциями, позволяющими выпускникам направления ГМУ принимать эффективные решения в любых условиях обстановки и в интересах российских граждан. И мы ориентируем обучающихся на обязательное использование конкретных методов подготовки решений и проведения исследований в интересах будущих письменных работ. Мы настаиваем на том, что без использования таких методов вряд ли получится качественная письменная работа.

В нашем вузе выполняется значительное количество видов письменных работ: доклады, эссе, тематические изложения, сценарии деловых игр, лабораторные работы, практические задачи и задания, отчеты на основе прохождения нескольких видов практики (учебной, производственной и преддипломной) и т.д. Правила составления последних регламентируется отдельным документом, касающимся порядка прохождения различных видов практики. Что касается лабораторных работ, докладов, эссе, тематических изложений, сценариев деловых игр и других письменных работ, то по указанным направлениям подготовки они используются по специальным дисциплинам кафедр не гуманитарного факультета и регламентируются документами, содержащих требования к данному виду работ (общеакадемическими требованиями и методическими рекомендациями соответствующих кафедр).

При подготовке и написании обязательных (согласно учебному плану) письменных работ желательно реализовать преемственность, последовательное научное и практическое развитие темы, представляющей интерес для студента и его руководителя. В идеальном варианте содержание рефератов, курсовых, контрольных работ, учебных кейсов, при условии их самостоятельного выполнения студентом, могут частично или даже целиком войти в ВКР и являться ее составными частями.

Это условие, несомненно, желательное, но вовсе не обязательное. Поэтому рефераты, курсовые работы могут выполняться независимо друг от друга и под руководством разных преподавателей нашего вуза. Однако выпускающая кафедра настаивает на полезности для студентов и образовательного процесса в целом выстраивания в нашем вузе системы выполнения письменных работ, имеющей конечной целью написание и защиту ВКР в рамках ФГОС (поколения 3+). Всей остальной тематикой, интересующей педагогов и кафедры нашего вуза или лично самих студентов, они вполне успешно могут заниматься факультативно, в рамках научных кружков, выполнения научно-исследовательских работ.

Ориентировочная тематика научных статей и кейсовых заданий по конкретным учебным дисциплинам, рефератов, курсовых и контрольных работ, а также тематика ВКР разрабатывается ведущими преподавателями кафедр и доводится до сведения студентов.

Следует помнить, что содержание работ всегда несет на себе печать творческой индивидуальности автора, в то время как организация их подготовки подчиняется общему порядку, а оформление – действующим ФГОС, рекомендациям выпускающей кафедры и вуза в целом. Если рекомендации в отношении научного и исследовательского содержания письменных работ следует воспринимать как консультативные, то сведения об организации подготовки письменных работ и правила их оформления носят обязательный, нормативный характер. Это касается, прежде всего, оформления цитат, ссылок, примечаний, сносок и списка литературы, а также других элементов научного аппарата. Требования к оформлению письменных работ студентов незначительно зависят от их вида и в основном являются общими для курсовых и контрольных работ, рефератов, учебных кейсов и ВКР.

Таким образом, данные Методические рекомендации определяют основные требования к подготовке и оформлению всех видов письменных работ по направлениям подготовки ГМУ (уровни бакалавриата и магистратуры). Кафедра ГМУ сознательно не стала разрабатывать рекомендации для обучающихся в нашем вузе специалистов, поскольку в 2016 году состоялся их последний выпуск (на факультете заочного обучения).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: