CheremiskinaYuliaAndreevna

2nd year student of a magistracy

of the Volgo-Vyatsky Institute (branch) of Moscow State

University of Law named after O.E. Kutafin (MSAL), Kirov

Supervisor: Kozlovskiy S. I.
associate Professor of the Department of theory

and history of state and law, Ph.D.

Annotation:

The article is devoted to the study of the phenomenon of the social state in Russia. The author analyzes the concept of "social state" and its essence. In this work the relationship between social policy and development of the welfare state, presents difficulties in the way of its formation at the present stage.

Key words:welfarestate, civilsociety, socialpolicy.

 

Понятие «социальное государство» многогранно, и правоведам в настоящее время не удалось прийти к единой интерпретации. Резюмируя мнения российских и зарубежных ученых, обобщая практику конституционного закрепления принципа социального государства и его реализации следует полностью согласиться с мнением П.К. Гончарова, что «социальное государство представляет собой особый тип высокоразвитого государства, в котором обеспечивается высокий уровень социальной защищенности всех граждан посредством активной деятельности государства по регулированию социальной, экономической и других сфер жизнедеятельности общества, установлению в нем социальной справедливости и солидарности» [1, с.51].

Иначе интерпретируют данное определение социологи: «Социальное государство – особый тип государства, возникший в результате широкого исторического компромисса разнонаправленных политических и социальных сил в интересах всех слоев общества, основанного на осознании зоны объективных общих интересов контрагентов социального противоборства и необходимости ее дальнейшего расширения с помощью активной, опирающейся на экономическую эффективность и политическую стабильность, социальной политики» [2, с.23].

М.В. Баглай полагает, что «социальное государство берет на себя обязанность заботиться о социальной справедливости, благополучии своих граждан, их социальной защищенности» [3, с.118]. Таким образом, приходим к выводу, что исследователи выделяют особенности социального государства в том, что оно, регулируя экономическую и другие сферы общественной жизни, внимание уделяет проводимой социальной политики.

В соответствии со статьей 7 Конституции: «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».[4]Основные принципы, определяющие содер­жание понятия «социальное государство», закреплены во Всеобщей декларации прав человека ООН (1948 г.), конвен­циях и рекомендациях Международной организа­ции труда, декларации и программе действий, принятых на Копенгагенском социальном саммите в 1996 году. Из анализа вышеперечисленных актов следует, что целью существования социального государства является создание условий для мира в обще­стве, развитие институтов социального партнерства и защита населения от социальных рисков [5, с. 108], так как государство становится социальным не в результате принятия нормативных актов, государственных программ, а в результате достижения определенного уровня правового, социально-политического, экономического и интеллектуального развития общества.

Если обратиться к истории, то социальная политика в СССР рассматривалась как первоначальный этап строительства коммунизма, где государство выступало в роли единственного фактора в социальной сфере, которое требовало ударный труд и политичес­кую благонадежность, поэтому у граждан отсутствовала потребность проявления социальной инициативы. По мнению ряда исследователей, СССР нельзя назвать социальным государством в полном смысле этого слова по причине отсутствия гражданского общества, демократического строя и низкого качества широкого спектра социальных услуг [6, с.2].

Современное российское государство находится в переходном состоянии, где государство выступает как институт общества, направленный на организацию благоприятных условий жизни и развитие всего общества в целом, защиту прав, свобод и законных интересов граждан страны. В настоящее время происходит делегирование части социальных обязательств на региональный и муниципальный уров­ни государственной власти и гражданскому обществу, сокращение некоторых социальных льгот в ряде регионов (например, в Самарской области отмена ежемесячных переводов на транспортные карты и ветеранских льгот работающим пенсионерам [7]), сокращение кате­горий граждан, которые могут ими пользоваться, при сохранении определенного минимума социальных гарантий [6, с.3].

К элементам, тормозящим процесс становления современного социального государства следует отнести нерешенность задач экономической реформы, которые заключаются в создании механизмов рыночного хозяйства для новых форм социальной защиты граждан в изменившихся условиях. Однако эти задачи решаются медленно и во многих отношениях неудовлетворительно. Число лиц, оказавшихся за чертой бедности, неуклонно растет. В стране последовательно усиливается расслоение населения по доходам и материальному обеспечению, носящий стихийный характер, так как воздействие со стороны государства малозаметно. Структурная перестройка, конверсия оборонных производств и банкротства обостряют ситуацию с занятостью населения. Из-за отсутствия социальной ориентации экономической реформы сложилась ситуация, когда цены на товары приблизились к мировым, а труд оценивается намного ниже мирового уровня. Длительное время заработная плата и пенсии выплачивались несвоевременно, что грубо нарушало неотъемлемые права граждан. Постоянно снижается эффективность социального обеспечения населения [8, с.89].

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что успешное функционирование социального государства возможно лишь на основе высокоразвитой социально ориентированной экономики, служащей интересам всех слоев общества. Следует полностью согласиться с мнением Г.А. Дудина о том, что в «Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» именно в русле модернизации поставлены стратегические цели, «заключающиеся в обеспечении высокого уровня благосостояния населения и закреплении геополитической роли страны как одного из лидеров, определяющих мировую политическую повестку дня». Таким образом, единственным возможным способом достижения этих целей является переход экономики на инновационную социально ориентированную модель развития государства [9, с.146].

Примечания

1. Гончаров, П.К. Социальное государство: сущность и принципы[Текст]/П.К.Гончаров// Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. «Политология». – 2000. – № 2.

2. Храмцов, А.Ф. Социальное государство. Практики формирования и функционирования в Европе и России[Текст]/А.Ф. Храмцов // Социологические исследования. – 2007. – № 2.

3. Баглай, М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. [Текст]/М.В Баглай//– М.: Издательская группа «Норма-Инфра-М». – 1998.

4. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ. –2014. –№31. –С.4398.

5. Сидорина, Т.Ю. Социальная политика в об­ществе вертикального контракта [Текст]/ Т.Ю.Сидорина// Мир России. – 2007. – № 2.С. – 107-126.

6. Балюшина, Ю.Л. Социальное государство в России: история и современность[Текст]/Ю.Л. Балюшина // Вестник КГУ им. Н.А.Некрасова. –№1. – 2010.

7. Какие льготы отменят пенсионерам в 2017 году последние новости: сокращение доходов.URL:http://ftimes.ru/trends/133817-kakie-lgoty-otmenyat-pensioneram-v-2017-godu-poslednie-novosti-sokrashhenie-doxodov.html (дата обращения 31.03.2017).

8. Комментарий к Конституции Российской Федерации /Под ред. Проф. В.Д. Зорькина. – 3 изд., пересмотр. –М.:Норма:НИЦ ИНФРА–М, 2013.

9. Дудин Г.А. Социальное государство (государство всеобщего благосостояния) в дискурсе всесторонней модернизации России[Текст]/Г.А.Дудин//Евразийский Союз Ученых. – 2015. – №10(19). – С.145-148.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: