Субъекты и объекты налоговых правоотношений

Налоговые отношения возникают и проявляются в том случае, когда определены субъекты и объекты отношений, и установлено содержание правоотношений между субъектами по поводу объектов.
Субъектами налогового правоотношения являются лица, между которыми возникают отношения, регулируемые законодательством о налогах и сборах. С одной стороны, это государство в лице уполномоченных налоговых органов или их должностных лиц, а с другой стороны – это налогоплательщики, плательщики сборов, налоговые агенты и иные обязанные лица.
Объектом налогового правоотношения является то, по поводу чего возникает данное правоотношение – налог или сбор, условия, установления которого определяются законодательством о налогах и сбора.

Субъектами налогового правоотношения в соответствии со ст. 9 НК РФ являются:
• организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налогоплательщиками или плательщиками сборов;
• организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налоговыми агентами;
• налоговые органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы);
• таможенные органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области таможенного дела, подчиненные ему таможенные органы Российской Федерации). Участниками налоговых отношений также являются:
• Министерство финансов РФ и финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
• органы внутренних дел;
• органы, осуществляющие учет и регистрацию имущества и сделок с ним (регистраторы);
• кредитные организации (банки);
• процессуальные лица, участвующие в мероприятиях налогового контроля (эксперты, специалисты, переводчики, понятые, свидетели).

Объектом налоговых правоотношений является все то, по поводу чего между субъектами налоговых отношений формируется определенная правовая связь. Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый с учетом положений ст. 38 части первой Налогового кодекса РФ и в соответствии с частью второй. Согласно названной норме объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение налоговой обязанности.
Закрепленный ст. 38 НК РФ перечень объектов налогообложения не является исчерпывающим, поскольку в каждом определенном налоговом правоотношении объект детализируется на основании положений соответствующих глав части второй Налогового кодекса РФ. Таким образом, положения ст. 38 НК РФ являются общими, а нормы части второй, устанавливающие объект налогообложения по каждому отдельному налогу, — специальными.
В качестве основания налоговых правоотношений может выступать практически любой объект, имеющий денежную (стоимостную) оценку, обозначенный (выраженный) в каких либо единицах измерения и закрепленный нормой налогового законодательства.
Статья 3 НК РФ устанавливает, что каждый налог должен иметь самостоятельный объект налогообложения.

33. Понятие и система налогового права.

Налоговое право является подотраслью финансового права, имеющую свою собственную систему представляющей собою внутреннею структуру (строение, организация), которая складывается из последовательно расположенных и взаимосвязанных правовых норм, объединенных единством целей, задач, предмета регулирования, принципов и методов данного регулирования… Ее построение обусловлено не только структурой законодательства о налогах и сборах, но и потребностями практики налогообложения, которая существенно влияет на формирование норм и институтов налогового права, помогает определить их роль в процессе аккумулирования государственных и муниципальных денежных средств.

Как и нормы большинства отраслей российского права, нор­мы налогового права группируются в две части — общую и осо­бенную.

Общая часть налогового права включает в себя нормы, уста­навливающие принципы налогового права, систему и виды нало­гов и сборов в Российской Федерации, общие условия установле­ния налогов и сборов, права и обязанности участников налоговых правоотношений, правила исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов, порядок осуществления налоговой отчетности, систему налогового контроля, способы и порядок защиты прав налогоплательщиков. Также в общую часть налогового права вклю­чаются общие положения об ответственности за совершение на­логовых правонарушений и их основные виды.

Таким образом, в общую часть налогового права входят инсти­туты, которые содержат в себе положения, обеспечивающие прак­тически все институты особенной части. Институты общей части содержат правовые нормы, действие которых распространяется на все регулируемые данной подотраслью отношения, и конкре­тизируются в институтах особенной части. Структурно большин­ство указанных норм общей части налогового права кодифициро­ваны и содержатся в первой (общей) части Налогового кодекса Российской Федерации.

Особенная часть налогового права включает в себя нормы, ре­гулирующие порядок взимания отдельных видов налогов. К осо­бенной части относятся также нормы о взимании некоторых видов налогов и сборов, содержащиеся в специальных законодательных актах (например, государственной пошлины, таможенной пошли­ны и др.). В отдельный раздел особенной части включаются нормы, устанавливающие специальные налоговые режимы.

Общая и особенная части налогового права, являясь структур­ными элементами системы налогового права, в свою очередь объе­диняют обособленные, взаимосвязанные институты и субинсти­туты.

Институты налогового права — это взаимосвязанные группы норм, регулирующие небольшие видовые родственные отноше­ния. Так, к числу институтов общей части налогового права мож­но отнести институт представительства в налоговых правоотно­шениях, институт налогового контроля, институт налоговой тай­ны, институт ответственности за нарушения налогового законо­дательства, институт обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов, институт защиты прав налогоплатель­щиков и т.д.

32. Характеристика фонда обязательного медицинского страхования.

Цель медицинского страхования - гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия.

Медицинское страхование осуществляется в двух видах: обязательном и добровольном.

Обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования. (вопрос 30)

Добровольное медицинское страхование осуществляется на основе программ добровольного медицинского страхования и обеспечивает гражданам получение дополнительных медицинских и иных услуг сверх установленных программами обязательного медицинского страхования. Добровольное медицинское страхование может быть коллективным и индивидуальным. В качестве субъектов медицинского страхования выступают: гражданин, страхователь, страховая медицинская организация, медицинское учреждение.

Страхователями при обязательном медицинском страховании являются: для неработающего населения - правительства республик в составе Российской Федерации, органы государственного управления автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, местная администрация; для работающего населения - предприятия, учреждения, организации, лица, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, и лица свободных профессий.

Страхователями при добровольном медицинском страховании выступают отдельные граждане, обладающие гражданской дееспособностью, или (и) предприятия, представляющие интересы граждан.

Страховыми медицинскими организациями выступают юридические лица, осуществляющие медицинское страхование и имеющие государственное разрешение (лицензию) на право заниматься медицинским страхованием.

Медицинскими учреждениями в системе медицинского страхования являются имеющие лицензии лечебно-профилактические учреждения, научно-исследовательские и медицинские институты, другие учреждения, оказывающие медицинскую помощь, а также лица, осуществляющие медицинскую деятельность как индивидуально, так и коллективно.

Объектом добровольного медицинского страхования является страховой риск, связанный с затратами на оказание медицинской помощи при возникновении страхового случая.

Медицинское страхование осуществляется в форме договора, заключаемого между субъектами медицинского страхования. Субъекты медицинского страхования выполняют обязательства по заключенному договору в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Каждый гражданин, в отношении которого заключен договор медицинского страхования или который заключил такой договор самостоятельно, получает страховой медицинский полис. Страховой медицинский полис находится на руках у застрахованного.

Страховыми медицинскими организациями выступают юридические лица, являющиеся самостоятельными хозяйствующими субъектами, с любыми, предусмотренными законодательством Российской Федерации формами собственности, обладающие необходимым для осуществления медицинского страхования уставным фондом и организующие свою деятельность в соответствии с законодательством, действующим на территории Российской Федерации.

Деятельность по медицинскому страхованию на территории России подлежит лицензированию. Государственная лицензия на право заниматься медицинским страхованием выдается органами по надзору за страховой деятельностью в соответствии с законодательством, действующим на территории Российской Федерации.

Страховые взносы устанавливаются как ставки платежей по обязательному медицинскому страхованию в размерах, обеспечивающих выполнение программ медицинского страхования и деятельность страховой медицинской организации, и устанавливаются законодательством Российской Федерации и субъектов Федерации.

Добровольное медицинское страхование осуществляется за счет прибыли (доходов) предприятий и личных средств граждан путем заключения договора. Размеры страховых взносов на добровольное медицинское страхование устанавливаются по соглашению сторон.

От уплаты взносов на обязательное медицинское страхование освобождаются общественные организации инвалидов, находящиеся в собственности этих организаций предприятия, объединения и учреждения, созданные для осуществления их уставных целей.

31. Характеристика фонда социального страхования.

Фонд социального страхования Российской Федерации управляет средствами государственного социального страхования Российской Федерации.
Фонд является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации.

Денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении Фонда являются федеральной собственностью.
Денежные средства Фонда не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат.

Руководство деятельностью Фонда осуществляется его председателем.
При Фонде образуется правление.
Фонд является юридическим лицом, имеет гербовую печать со своим наименованием, текущие валютные и иные счета в банках.

Основными задачами Фонда являются:

· обеспечение пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг, санаторно-курортное обслуживание работников и их детей;

· участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;

· осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость Фонда;

· разработка совместно с Правительством Российской Федерации предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование;


Средства Фонда образуются за счет:
страховых взносов работодателей;
страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью;
доходов от инвестирования части свободных средств Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады;
добровольных взносов граждан и юридических лиц;
ассигнований из федерального бюджета на покрытие расходов

Средства Фонда используются только на целевое финансирование мероприятий. Не допускается зачисление средств социального страхования на личные счета застрахованных.
Плательщики и банки несут ответственность за правильность начисления, своевременность уплаты и перечисления страховых взносов в соответствии с законодательством.
Председатель Фонда и его заместители назначаются Правительством Российской Федерации.
Контроль за полнотой и своевременностью начисления и уплаты страхователями страховых взносов и других налоговых платежей осуществляется Федеральной налоговой службой Российской Федерации, ФСС.

30. Характеристика Пенсионного фонда РФ.

Правовой режим Пенсионного фонда определен Положением О пенсионном фонде РФ, утвержденным Постановлением Верховного Совета РФФ от 27 декабря 1991 г. (Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. №5 Ст. 180). Пенсионный фонд РФ подчиняется Правительству РФ, перед которым ежегодно отчитывается о результатах своей деятельности. Бюджет Пенсионного фонда ежегодно утверждается высшим законодательным органом страны. Средства Фонда являются государственной собственностью. Фонд формируется на федеральном уровне и в субъектах РФ, что позволяет осуществлять выплаты всем пенсионерам, независимо от места их прежней работы и места жительства.

К источникам образования Пенсионного фонда относятся:

* страховые взносы работодателей; страховые взносы граждан РФ;

* ассигнования из федерального бюджета, выделяемые на выплату пенсий и различных видов пособий; средства, возмещаемые Пенсионному фонду Фондом занятости населения РФ в связи с назначением досрочных пенсий безработным, добровольные взносы и др.

К основным задачам Пенсионного фонда можно отнести следующие:

1. целевой сбор и аккумуляция средств для выплаты пенсий и пособия для детей, а также организация их финансирования;

2. участие долговременной основе в финансовых федеральной и региональных программах по социальной поддержке населения;

3. расширенное воспроизводство средств фонда на основе принципов самофинансирования и др.

Правовой режим Государственного фонда занятости населения в РФ

В целях обеспечения профессионального переобучения и переподготовки кадров, материальной поддержки безработных, организации и функционирования бирж труда в соответствии с Законом РФ "О занятости населения в РФ" (ВВС РСФСР. 1991. №18. Ст. 565; 1992. №34. Ст. 1974) создана специальная служба занятости. Государственный Фонд занятости населения РФ функционирует в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Верховного Совета РФ от 8 июня 1993 г. Его источником являются: обязательные страховые взносы работодателей, обязательные страховые взносы с заработка, бюджетные ассигнования, добровольные взносы и другие поступления.

29. Стадии бюджетного процесса.

Бюджетный процесс представляет собой регламентированную законодательством деятельность органов власти по составлению, рассмотрению и исполнению федерального, региональных и местных бюджетов.

Основным документом, регламентирующим порядок бюджетного процесса, является Бюджетный кодекс Российской Федерации.

Бюджетный процесс состоит из пяти этапов: составление проектов бюджетов, их рассмотрение, утверждение, исполнение и контроль.

Проекты бюджетов составляют Министерство финансов Российской Федерации (федеральный бюджет), соответствующие финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на основе прогнозов социально-экономического развития и сводных финансовых балансов, а также Бюджетного послания Президента РФ. Рассмотрение и утверждение бюджетов на предстоящий финансовый год – прерогатива законодательных органов. Исполнение бюджетов осуществляют исполнительные финансовые органы власти на основе бюджетной росписи. Бюджетная роспись – документ о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, устанавливающий распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств.

Проект федерального бюджета начинают составлять не позднее чем за 10 месяцев до начала очередного финансового года (в России он совпадает с календарным). Проект федерального бюджета составляется в три этапа: планирование основных показателей бюджета и его расходов в соответствии с функциональной классификацией; распределение предельных объемов финансирования на очередной финансовый год по получателям бюджетных средств; рассмотрение проекта федерального бюджета и принятие проекта федерального закона о федеральном бюджете для внесения его на рассмотрение в Государственную Думу.

Государственная Дума рассматривает проект федерального бюджета в четырех чтениях.

Исполнение федерального бюджета осуществляется по доходам и расходам соответствующими органами исполнительной власти. В Российской Федерации введено казначейское исполнение бюджета на основе отражения всех операций и средств федерального бюджета на балансовых счетах Федерального казначейства. Право открывать и закрывать счета принадлежит Казначейству, запрещается осуществление операций с бюджетными средствами, минуя счета Казначейства.

В настоящее время в управлениях Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации внедрена система единого счета Федерального казначейства (ЕКС). Программа перехода на ЕКС была одобрена в 2000 г. Она предусматривает централизацию учета и оптимизацию потоков движения доходов и средств федерального бюджета. Функционирование ЕКС представляет собой качественно новую технологию исполнения федерального бюджета.

28. Правовые основы бюджетного процесса. Понятие и принципы.

Бюджетный процесс - это регламентированная нормами процессуального бюджетного права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.

В основе бюджетного процесса лежат принципы, свойственные как для бюджетной системы РФ в целом, так и только для бюджетного процесса.

Бюджетный процесс основывается на следующих принципах:

принцип разграничения бюджетной компетенции между органами представительной и исполнительной власти, проистекающий из того, что конституционное и бюджетное законодательство устанавливает следующее распределение компетенции по стадиям бюджетного процесса между ветвями власти: составление и исполнение бюджета отнесено к полномочиям органов исполнительной власти, а рассмотрение, утверждение и контроль за исполнением бюджета - к полномочиям представительных органов власти. Каждый орган государственной власти или орган местного самоуправления осуществляет бюджетные полномочия относительно своего уровня бюджета;

принцип специализации бюджетных показателей, реализующийся через бюджетную классификацию;

принцип ежегодности бюджета, означающий обязательное принятие бюджета на каждый календарный год до начала планируемого года;

принцип гласности в бюджетном процессе, предполагающий широкое обсуждение проекта бюджета представительным органом соответствующего уровня, доведение его до сведения населения, опубликование утвержденного бюджета.

Бюджетные полномочия Федерального казначейства определены ст. 166.1 БК, а ответственность Федерального казначейства за правильное и своевременное кассовое обслуживание бюджетных счетов установлена п. 3 ст. 167 БК.

27. Бюджетные права РФ.

Бюджетные права РФ и ее субъектов, муниципальных образований - это принадлежащие им полномочия (компетенция) в лице соответствующих государственных органов власти или местного самоуправления по формированию и реализации собственного бюджета и регулированию бюджетных отношений на своей территории в определенных законодательством пределах.

Основное содержание бюджетных прав РФ, ее субъектов, муниципальных образований составляет следующие права на:

собственный бюджет;

получение закрепленных и регулирующих бюджетных доходов и включение их в данный бюджет;

использование средств собственного бюджета для финансирования потребностей государства и его территориальных подразделений соответственно их задачам и функциям;

самостоятельное определение направлений расходов собственных бюджетов;

распределение собственных бюджетных доходов между бюджетами данной территории;

формирование и использование в рамках собственного бюджета целевых и резервных фондов;

оказание финансовой поддержки нижестоящим бюджетам;

компенсацию за счет средств вышестоящего бюджета в случае уменьшения доходов или увеличения расходов, возникающих после утверждения бюджета вследствие решений вышестоящих органов государственной власти;

правовое регулирование отношений, касающихся собственного бюджета (издание законов, положений, иных нормативных актов);

судебную защиту бюджетных прав;

привлечение в бюджеты заемных средств (выпуск облигаций федеральных займов, займов субъектов Федерации, использование банковского кредита и т.д.).

26. Сбалансированность бюджета. Дефицит бюджета и источники его покрытия.

Сбалансированность бюджета является одним из основных принципов составления бюджета и построения бюджетной системы любого государства. Она может быть достигнута разными методами. Сбалансированность бюджета, составленного путем достижения равенства доходов и расходов, обеспечивается автоматически. Сбалансированность бюджета, составленного с превышением расходов над доходами (т.е. с дефицитом), достигается путем изыскания источников финансирования дефицита.

Бюджетный дефицит - это превышение расходов бюджета над доходами. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ размер дефицита федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга РФ. Нормальным считается дефицит бюджета, приблизительно соответствующий уровню инфляции в стране. При этом в настоящее время федеральный бюджет в РФ остается дефицитным.

Источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются:

1. внутренние источники: кредиты, полученные от кредитных организаций в валюте РФ; государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени РФ; бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

2. внешние источники: государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ; кредиты правительств, банков и фирм иностранных государств, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте.

Источниками финансирования дефицита бюджета субъектов РФ могут быть:

1. внутренние источники: государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени субъекта РФ; бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ; кредиты, полученные от кредитных организаций;

2. внешние источники определяются в соответствии с законодательством РФ.

Источниками финансирования дефицита местного бюджета могут быть внутренние источники: муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска муниципальных ценных бумаг от имени муниципального образования; кредиты, полученные от кредитных организаций.

В области политики финансирования дефицита федерального бюджета основные задачи заключаются в следующем:

1. продолжать курс неинфляционного покрытия бюджета при систематическом сокращении объема внешних заимствований;

2. увеличивать долю бюджетных заимствований в небанковском секторе путем привлечения средств предприятий, организаций, иных инвесторов, а также населения;

3. координировать выпуск федеральных, региональных и муниципальных займов с целью поддержания сбалансированности финансового рынка внутри страны.

 

25. Состав расходной части бюджетной системы.

Расходная часть бюджетной системы включает следую­щие основные группы расходов, отражающие их функции:

· на государственный аппарат;

· на народное хозяйство (промышленность, энергетика, строительство, транспорт и т.д.);

· на оборону страны;

· на социально-культурные мероприятия;

· на науку;

· целевые (резервные) фонды и др.

Каждая из этих групп подразделяется на несколько конкретных видов затрат.

Финансирование государственного аппарата включает рас­ходы на содержание органов государственной власти, органов местного самоуправления, судов, органов прокуратуры и т.д.

Расходы на народное хозяйство выражаются в финанси­ровании отраслей народного хозяйства, затратах организаций органов государственного управления, находящихся на бюд­жетном финансировании и др.

В состав расходов на оборону входят затраты на содержа­ние армии и флота, на закупку вооружений и военной техники, научно - исследовательские работы, пенсии и пособия военно­служащим, финансирование доли расходов РФ в содержании объединенных Вооруженных Сил СНГ и т.д.

В расходы на социально-культурные мероприятия входит финансирование народного образования, профессиональной подготовки кадров, культуры и искусства, средств массовой информа­ции, здравоохранения, мероприятий по молодежной политике, физической культуре и спорту, социальному обеспечению.

Расходы на науку состоят в финансировании фундамен­тальных научно-технических исследований и государственных научно-технических программ.

В составе бюджетов могут образовываться целевые и резерв­ные фонды (Фонд поддержки предпринимательства, Фонд со­циальной поддержки северян и т.д.).

24.Общие положения доходной части бюджетной системы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: