Содержание учебной дисциплины. Факультет философии и психологии

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВО ВГУ)

Факультет философии и психологии

Кафедра педагогики и педагогической психологии

 

Б1.В.ОД.5 Педагогическое проектирование в образовании

Программа учебной дисциплины

Для магистрантов 1 курса обучения

направления подготовки: 44.04.01м Педагогическое образование

очно-заочная форма обучения

 

 

Воронеж 2017

 


Утверждено научно-методическим советом факультета философии и психологии, протокол № от хх.уу.2017г.

 

 

Рецензент кандидат психологических наук Макушина Ольга Петровна

 

 

Программа подготовлена на кафедре педагогики и педагогической психологии факультета философии и психологии Воронежского госуниверситета.

 

Рекомендуется для магистрантов 1 курса направления подготовки:

44.04.01м Педагогическое образование факультета философии и психологии.

 


Пояснительная записка

 

В современных социокультурных условиях одна из самых главных проблем педагогики заключается в повышении эффективности педагогического процесса образовательных организаций. Для этого необходимо отбирать и использовать такие методы, технологии, формы и средства, которые могут повысить качество процесса обучения, сделают его более действенным, плодотворным. Решение этой задачи связано не только с разработкой методов эффективного обучения, но и необходимостью интегрирования их в образовательную систему организации.

Как известно, образовательная система – это целостный объект образования с четко выраженными границами, с необходимым и достаточным для описания функционирования системы набором элементов (компонентов) в их связях и тесном взаимодействии, обладающий следующими признаками: реальностью, социальностью, сложностью, открытостью, динамичностью, вероятностью, целеустремленностью, самоуправляемостью. Системный подход в образовании позволяет рассмотреть данное (или любое другое) педагогическое явление в комплексе всех его компонентов, а технологический – качественно управлять всеми компонентами образовательной системы. Исходя из этого, можно утверждать, что связь системного и технологического подходов в образовании заключается в формировании и внедрении в практику образовательных организаций системного способа мышления.

Подобное изменение образовательной парадигмы требует и иных подходов к участникам образовательного процесса, иного содержания, иных отношений, иного поведения, то есть иного педагогического менталитета. Так, педагогу-психологу, учителю, преподавателю, руководителю важно владеть целым рядом управленческих технологий: анализа, целеполагания, диагностирования, прогнозирования, проектирования, моделирования, программирования, планирования и других. В этой связи актуальность данной дисциплины очевидна.

Учебная дисциплина

«Педагогическое п роектирование в образовании»

Содержание учебной дисциплины

Раздел1. Представление о понятии «Образование», «образовательная среда», «образовательная система».

Тема1.1. Образовательная система. Образовательная среда. Образование как система. Модели образования. Основные компоненты образовательной системы. Понятие образовательного процесса. Методологическая модель образовательного процесса

Тема 1.2.Опережающее образование как вектор развития современной системы образования. Главные задачи системы образования ХХI века.Проблема опережающего образования. Проблема современной системы образования. Качественное отличие опережающего образования. Сфера опережающего образования. Центральное понятие проективного образования- проект. Различие проектного обучения и проективного образования Условия применения проективного образования.

Раздел 2. Проектирование образовательной системы.

Тема 2.1 Концептуальные основы педагогического проектирования.

Основоположники педагогического проектирования. Педагогическое проектирование как явление, как факт, как феномен отечественной образовательной практики. Педагогическое проектирование как сущность педагогической деятельности. Смысловое содержание понятия «проект» в педагогическом проектировании. Цели в педагогическом проектировании. Три формы педагогического проектирования: концепция, мечта, план. Результат педагогического проектирования. Принципы педагогического проектирования.

Тема 2.2 Психологические основы педагогического проектирования Педагогическое проектирование и наука, и искусство. Артистичность, изобретательность, вдохновение, оригинальность преподавателя как педагога. Виды творчества: моральное, дидактическое, технологическое, организационное. Роль мотивационной сферы участников педагогического проектирования.

Тема 2.3 Классификация проектов в педагогическом проектировании Тип проекта (технический, организационный, экономический, социальный, педагогический, смешанный); класс проекта (монопроект, мультипроект, мегапроект); масштаб проекта (мелкие, средние, крупные, очень крупные или более конкретно, международные, национальные, региональные, межрегиональные, отраслевые, межотраслевые, ведомственные); длительность проекта (краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные); сложность проекта (простые, сложные, очень сложные); вид проекта (инновационный, научно-исследовательский, учебно-образовательный, инвестиционный, смешанный. Три типа педагогического проектирования: социально-педагогическое, педагогическое проектирование, управленческое проектирование. Виды педагогических проектов.

Тема 2.4 Логика организации проектной деятельности. Этапы проектирования. Планирование хода проекта.

Тема 2.5 Порядок и характеристика действий по проектированию педагогического объекта Анализ объекта проектирования. Выбор формы проектирования. Теоретическое обеспечение проектирования. Методическое обеспечение проектирования. Пространственно-временное обеспечение проектирования. Материально–техническое обеспечение. Правовое обеспечение проектирования. Выбор системообразующего фактора. Установление связей и зависимостей компонентов. Составление документа. Мысленное экспериментирование. Экспертная оценка проекта. Корректировка проекта. Принятие решения об использовании проекта. Порядок и характеристика действий по проектированию педагогического объекта: содержательная и динамическая.

Раздел 3. Экспертиза образовательной системы

Тема 3.1 Психодиагностика и экспертиза образовательных систем Характеристика понятий психодиагностика и экспертиза. Понятие «экспертиза». Требования к проведению психолого-педагогической экспертизы. Определение объекта и предмета экспертизы. Этапы экспертизы: сбор фоновой информации, применение структурированных методик, экспертное заключение. Основные критерии качества экспертизы.

Тема 3.2 Экспертиза образовательного процесса. Экспертиза инноваций в образовании. Возможные ошибки при проведении экспертизы. Этические принципы проведения экспертизы. Возможности применения современных методов экспертизы в историко-педагогической науке. Требования к экспертизе при анализе развития отечественного образования на стадии информационного развития общества.

Тема 3.3 Развитие теории и практики отечественного образования во второй половине XX – начале XXI веков. Современный экспертный анализ кризисных черт развития элитного общего образования во второй половине XX начале XXI веков.

Тема 3.4 Опыт развития образования в России XX века. Трагическое разрушение дореволюционного образования в России в 20-е годы XX века. Современные экспертные оценки опосредованного влияния традиций элитного образования на советскую школу 30 – 50х годов.

Тема 3.5 Западный опыт развития образования и современная система российского образования с позиции современной педагогической экспертологии. Кризис современного западного образования с позиции современной педагогической экспертизы. Перспективы развития современного западного образования в свете современных экспертных оценок. Современная экспертология о возможных вариантах развития отечественного образования

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: