Типы речевой культуры

 

О.Б. Сиротинина приводит следующую классификацию типов речевой культуры: полнофункциональный тип, неполнофункциональный, среднелитературный, литературно-жаргонизирующий и обиходный типы речевой культуры.

Характеризуя носителей полнофункционального типа речевой культуры, исследователь отмечает, что им свойственно «максимально полное владение всеми богатствами русского языка».

Для носителей полнофункционального типа речевой культуры характерно:

1) владение именно всеми (хотя и в разной степени) функциональными стилями литературного языка, что проявляется не только в знании их особенностей, но и в умении строить тексты нужного в данной ситуации стиля;

2) соблюдение норм литературного языка (орфографических и пунктуационных, орфоэпических и интонационных, стилистических, лексических норм сочетаемости и т. д.).

Неполнофункциональный тип во многом близок к полнофункциональному, но он как бы не состоялся по тем или иным причинам. В целом неполнофункциональный тип речевой культуры можно охарактеризовать словом меньший: меньшие знания, меньшие усилия для их расширения, меньшие умения и т. д. Наиболее ярким показателем, отличающим этот тип от полнофункционального, является владение, кроме разговорной речи, только одним – максимум двумя функциональными стилями.

Наибольшее распространение имеет среднелитературный тип речевой культуры. Для его носителей характерно очень поверхностное знание норм литературного языка, и поэтому системные от них отступления в произношении, формообразовании, мода на иностранные слова, употребляемые и не к месту. Очень типичны для носителей среднелитературного типа нарушения коммуникативных и этических норм (одностороннее ты - общение, местоименное именование отсутствующего лица, неспособность к построению монолога, отсюда невразумительность, слова-паразиты и т.д.).

Не менее опасен, по мнению О.Б. Сиротининой, и складывающийся с конца XX века и усиленно насаждаемый в СМИ литературно-жаргониэирующий тип. Специфика этого типа заключается в сознательном насаждении сниженной, часто даже безграмотной речи.

Среди малообразованного населения встречается еще один тип речевой культуры, названный лингвистом обиходным, поскольку его носители владеют только навыками обиходной, то есть разговорной речи: они не способны производить ни официальную монологическую, ни письменную речь, хотя при этом могут соблюдать все ортологические нормы.

Основные компоненты


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: