1. Цели и задачи речевого развития дошкольников в ДОУ.
Основная цель работы по развитию речи и обучения родному языку детей – это формирование у дошкольников устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.
Задачи речевого развития дошкольников:
- воспитание звуковой культуры речи,
- обогащение, закрепление и активации словаря,
-совершенствование грамматической правильности речи,
-развитие связной речи,
- воспитание у дошкольников интереса к художественному слову.
2. Дидактические принципы речевого развития детей дошкольного возраста.
Система дидактических принципов развития речи детей дошкольного возраста:
- принцип формирования речевой деятельности ребенка как активного процесса обмена познавательной и личностно-эмоциональной информацией (говорение и понимание речи – два вида одной и той же речевой деятельности);
- принцип взаимосвязи всех сторон языкового развития: фонетической, лексической и грамматической (единство всех сторон языка проявляется в его коммуникативной функции, выступающей основным средством языка, его сущностью);
|
|
- принцип речевого действия (до ребенка доносят мысль о том, что не каждое произнесение звуков, даже системы звуков, есть речь. Речевыми действиями они становятся при соблюдении ряда условий: наличии у говорящего внутреннего личного мотива (почему это нужно сказать); наличии цели (для чего это нужно сказать); наличии мысли (какое содержание нужно донести до собеседника или слушателя).
3. Средства развития речи детей дошкольного возраста.
Основное средство – речевая (языковая) среда ДОУ. Требования к речи воспитателя как языкового образца, речевого эталона (уровень его культуры, грамотности, чистоты и др.), основного субъекта речевого общения с ребенком в ДОУ.
Эффективными средствами речевого развития является:
- разнообразная, содержательная деятельность в ДОУ, активизирующая речь детей как средства их общения и самовыражения;
- художественная литература (будучи образцом литературного языка и правильности речи, и одновременно с этим ярким и интересным для ребенка явлением, выступает важным средством в воспитании культуры речи, формировании ее связности и образности);
- разноплановая игровая деятельность (являясь для дошкольника ведущим видом его деятельности, стимулирует ребенка к разнообразным речевым высказываниям в соответствии с ролью, сюжетом и правилами);
- произведения искусства и художественные средства (музыка, пение, рисование, театрализованные представления) предоставляют ребенку возможность ярких эмоциональных и эстетических переживаний, влекущих за собой потребность донести их до собеседников и представляющих возможность ребенку к его к самовыражению и самореализации;
|
|
- наглядные пособия (дидактический материал) по развитию речи (вызывают у детей естественный интерес, работу мысли и речевую активность).
4. Система методов речевого развития ребенка дошкольного возраста.
Методы речевого развития детей дошкольного возраста в ДОУ:
- имитационные методы,
- проблемные методы,
- поисковые методы,
- коммуникативные методы,
- анализ высказывания детей.
При ответе на 3 и 4 пункты плана необходимо аргументировано доказать отбор методов и средств речевого развития в зависимости от возраста детей, содержания и форм и этапов работы по развитию речи.
При освещении этого экзаменационного вопроса необходимо ориентироваться в следующих понятиях: речь, речевое развитие, средства речевого развития, методы речевого развития.
В ответе на экзаменационный вопрос желательно приводить примеры из личного профессионального опыта (при раскрытии пунктов 3 и 4).