Дисциплина «Качество трудовой жизни»

 

48. Научные исследования качества трудовой жизни. Определение понятия «качество трудовой жизни». Анализ и обобщение подходов к определению КТЖ: субъектно-объектный подход; системный подход; процессный подход. Определения КТЖ представителями зарубежных и отечественных научных школ. Подходы к определению механизма оценки КТЖ: метод абсолютной оценки, метод относительной оценки, метод субъективной оценки. Система показателей, характеризующих КТЖ: абсолютные, относительные, интегральные.

49. Факторы формирования и развития качества трудовой жизни. Технико-организационные факторы и их формирование. Подгруппы технико-технологических и организационно-управленческих факторов: НТП; технический уровень

производства; освоение новых технологий; энерговооруженность; материально-техническая база производства; организация производства; организация труда; организация управления производством; совершенствование структуры персонала; условия труда, охрана труда. Социально-экономические факторы и их формирование. Подгруппы экономико-правовых и социально-индивидуальных факторов: законодательные и нормативные акты; форма собственности; оплата и стимулирование труда; уровень доходов и качества жизни; формирование персонала; социальные гарантии; уровень медицинского обслуживания; образовательная и профессиональная подготовка; личностные характеристики; трудовая активность и удовлетворенность трудом.

50. Оценка качества трудовой жизни. Основные элементы качества трудовой жизни. Три психологических состояния, определяющих удовлетворенность человека своим трудом и мотивацию в модели Р. Хекмана и Г. Олдхэма. Совершенствование организации труда. Безопасность и экология труда. Условия труда. Справедливое вознаграждение за труд. Общественная полезность труда. Возможность профессионального роста и уверенность в будущем. Социально-бытовая инфраструктура организации. Достойное место работы и социально-правовая защищенность работника в организации. Показатели качества трудовой жизни. Трудовой коллектив. Оплата труда. Рабочее место. Руководство организации. Служебная карьера. Социальные гарантии. Социальные блага.

 

Литература

 

1. Генкин Б.М. Мотивация и организация эффективной работы (теория и практика): Монография / Б.М. Генкин. - 2-е изд. - М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 352 с.

2. Генкин Б.М. Экономика труда: Учебник / Б.М. Генкин. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 352 с.

3. Кибанов А. Я. Управление персоналом в России: теория, отечественная и зарубежная практика. Книга 2: Монография / Кибанов А.Я., Генкин Б.М., Лаврентьева И.В.; Под ред. Кибанов А.Я. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 283 с.

4. Остапенко Ю. М. Экономика труда: Учебное пособие / Ю.М. Остапенко. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 272 с.

5. Щипанова Д. Г..Экономика труда: Учебник/Д.Г.Щипанова, М.В.Мелкумова - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 332 с.

 

 

Форма проведения государственного экзамена

 

Государственный экзамен по направлению проводится: для студентов очной и заочной форм обучения – письменно.

Оценочные средства

 

Государственный экзамен по направлению проводится по билетам. В каждом билете содержится два вопроса: один вопрос относятся к дисциплинам базовой части, другой вопрос - к дисциплинам вариативной части программы.

После ответа (сдачи письменного ответа на вопросы билета) последнего студента под руководством председателя ГЭК проводится обсуждение и выставление оценок.

Оценивание происходит на основании ответов на вопросы перед государственной экзаменационной комиссией по программе экзамена.

Критерии оценок

Критерии оценок вопросов, выносимых на экзамен, разработаны с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования.

Ответы на вопросы оцениваются дифференцированно: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно». По каждому студенту решение о выставляемой оценке должно быть единогласным. При этом члены комиссии имеют право на особое мнение по оценке ответа отдельных студентов.

Пересдача экзамена на повышенную оценку запрещается.

Оценка «отлично»: Ответы на поставленные вопросы в билете излагаются логично, последовательно и не требуют дополнительных пояснений. Студент показывает не только высокий уровень теоретических знаний по дисциплинам, включенным в государственный экзамен, но и видит междисциплинарные связи. Умеет увязывать знания, полученные при изучении различных дисциплин, анализировать практические ситуации, раскрывать причинно-следственные связи между государственными, политическими и экономическими явлениями и событиями, принимать соответствующие решения. Демонстрируются глубокие знания базовых нормативно-правовых актов.

Ответ построен логично, материал излагается четко, ясно, аргументировано, уместно используется информационный и иллюстрированный материал (примеры из практики, таблицы, графики, формулы и т.д.). На вопросы студент отвечает кратко, аргументировано, уверенно, по существу. Соблюдаются нормы литературной речи.

Оценка «хорошо»: Ответы на поставленные вопросы излагаются систематизировано и последовательно. Демонстрируется достаточный уровень профессиональных знаний, свободное оперирование понятиями, методами оценки принятия решений, имеется представление о междисциплинарных связях, увязываются знания, полученные при изучении различных дисциплин, анализируются практические ситуации.

Раскрыты причинно-следственные связи между государственными, политическими и экономическими явлениями и событиями. Базовые нормативно-правовые акты используются, но в недостаточном объеме.

Ответ построен логично, материал излагается уверенно, привлекается информативный и иллюстрированный материал, но при ответе допускаются некоторые погрешности, не все выводы носят аргументированный и доказательный характер. Вопросы не вызывают существенных затруднений. Соблюдаются нормы литературной речи.

Оценка «удовлетворительно»: Допускаются нарушения в последовательности изложения. Студент показывает достаточный уровень знаний учебного и лекционного материала, владеет практическими навыками, привлекает иллюстрированный материал, но чувствует себя неуверенно при анализе междисциплинарных связей.

Имеются упоминания об отдельных базовых нормативно-правовых актах. Неполно раскрываются причинно-следственные связи между государственными, политическими и экономическими явлениями и событиями. Демонстрируются поверхностные знания вопроса, а имеющиеся практические навыки с трудом позволяют решать конкретные задачи.

В ответе не всегда присутствует логика, аргументы привлекаются недостаточно веские. Имеются затруднения с выводами и с ответами на поставленные вопросы. Допускаются нарушения норм литературной речи.

Оценка «неудовлетворительно»: Материал излагается непоследовательно, сбивчиво, не представляет определенной системы знаний по дисциплине. Студент показывает слабый уровень профессиональных знаний, затрудняется при анализе практических ситуаций и ответе на вопросы.

Не раскрываются причинно-следственные связи между государственными, политическими и экономическими явлениями и событиями.

Неуверенно и логически непоследовательно излагается материал. Не проводится анализ. Выводы отсутствуют. Имеются заметные нарушения норм литературной речи.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: