В первой четверти XVIII в. серьезному реформированию подверглись все центральные и местные органы власти и управления. 27 февраля 1711 г. императорским указом был образован Правительствующий Сенат как чрезвычайный орган власти на время отсутствия монарха. Предписания Сената в данном случае подлежали безусловному исполнению, как воля самого императора. В дальнейшем Сенат – постоянно действующий высший орган исполнительной и судебной власти, наделенный правом заслушивания отчетов различных комиссий, решения вопросов обороны, кадровых назначений, рассмотрения жалоб и решения дел по высшей судебной инстанции. Непосредственное, хотя и не официальное руководство Сенатом, контроль за его деятельностью осуществлял генерал-прокурор, назначаемый, как и обер-прокурор, лично монархом[13]. Решения в Сенате принимались коллегиально, и для принятия решения требовалось единогласие[14].
В подчинении Сената находились 12 коллегий, созданных взамен приказов. Каждая коллегия ведала определенной сферой и наделялась правом издания указов в пределах своей компетенции. В реестре коллегий, принятом в декабре 1718 г., значились: Иностранных (чужестранных) дел, Казенных сборов (Камер-коллегия), Юстиции, Ревизионная (бюджетная), Воинская, Адмиралтейская, Коммерц-коллегия (ведавшая торговлей), Штатс-коллегия (ведомство государственных расходов), Берг-мануфактур-коллегия (ведала горнодобывающей и промышленной сферами). Несколько позже, в 1721 г., была учреждена Вотчинная коллегия, а в 1722 г. из единой Берг-мануфактур-коллегии выделилась Мануфактур-коллегия, на которую, кроме функций управления промышленностью, были возложены задачи экономической политики и финансирования. На Берг-коллегию возлагались функции горнодобычи и монетного дела. Указом от 27 апреля 1722 г. была образована Малороссийская коллегия для осуществления судебной власти, сбора налогов и податей, реформы местных органов власти.
|
|
Президент коллеги назначался императором, вице-президент – императором по представлению Сената, остальные члены назначались Сенатом. Им же определялись штат и порядок их работы. Штатным расписанием (кроме руководителей) в составе коллегий предусматривались четыре советника, четыре асессора (заседателя), секретарь, актуариус, регистратор, переводчик и подьячие. Для решения насущных вопросов были образованы разнообразные департаменты, канцелярии, конторы, положившие начало разветвленному бюрократическому аппарату.
Коллегии имели строго очерченный круг обязанностей, однотипную структуру, четкий регламент работы, налаженную систему делопроизводства и документооборота. Решения принимались коллегиально[15].
|
|
Содержание государственного аппарата обеспечивалось за счет государства.
Так же изменения коснулись и порядка прохождения государственной службы[16]. Оно было регламентировано Табелью о рангах 1722 г. Все чины делились на 14 ступеней. Служба начиналась с низших должностей. По мнению ряда ученых (Демидова Н.Ф., Павленко Н.И.), в России в XVII—XIII вв. складывается бюрократия как власть чиновников. Демидова Н.Ф. полагает, что служилая бюрократия существовала уже в XVII в., а Павленко Н.И. считает, что в XVIT в. ее еще не было — она складывается только при Петре I. Он указывает следующие признаки бюрократии: зависимость чиновников от монарха; строгая иерархия учреждений и должностных лиц, руководствующихся в своей деятельности уставами и регламентами; унификация структуры и штатов учреждений и обязанностей должностных лиц; углубление разделения труда в управленческом аппарате, выражающееся в разграничении гражданской и военной службы.
Отличие от управленческого аппарата XVII в. заключалось в присягах. В XVIII в. создается единая для государственных чиновников Присяга, закрепленная в Генеральном регламенте 1720 г. В наследство от XVII в. досталась иерархия учреждений[17].
С именем Петра, также связаны и коренные изменения в праве престолонаследия. По указу 1722 г. российский император сам определял своего преемника.