Жанр автобиографической повести о детстве в русской литературе XIX – XX веков (С.Т. Аксаков, Л.Н. Толстой, М. Горький, И. Шмелев, Б. Пастернак, В. Астафьев)

"Детство" Л. Толстого - начальная часть романа "Четыре эпохи развития", задуманного летом 1850 года. Повесть была опубликована в журнале"Современник" в 1852 году. "Второй эпохе" была посвящена повесть "Отрочество" (1854), третьей - "Юность" (1857); "Молодость", "эпоха четвертая", написана не была. В 1859 году главы "Учитель Карл Иванович" и"Разлука" под заглавием "История моего детства" были помещены в"Сборнике избранных мест детских писателей".

Несмотря на то, что повесть не предназначалась Л. Толстым для детского чтения, она в некоторой переделке появилась в "Русской хрестоматии"А. Филонова, а в хрестоматию А. Галахова была включена глава "Поездкана долгих".

В идейно-художественной системе Л. Толстого категория детства сопрягается с основными нравственно-философскими исканиями писателя.

Детство понималось Толстым как естественное человеческое начало, противостоящее тщеславию, войне, смерти; как возможность сопереживания,сочувствия, движения человека к другим людям. Это особое душевное состояние человека, мера зрелости его души. И в любимых персонажах писателя воплощается детское начало, которое, как выражение естественногов человеке, всегда противостоит искусственному, фальшивому, ложному.

В трилогии впервые в русской литературе была поставлена проблемаформирования характера. В сознании героя – Николеньки Иртеньева – отразился весь богатейший мир впечатлений: детских, отроческих, юношеских, семейных, сословных, внесословных. Постепенно происходит их переработка, вследствие чего меняется герой: он подлинно "движется", какдвижется вокруг него мир.

"Детство" - это взгляд человека из взрослого мира назад, в детский. Однако читателю открывается вся чистота и наивность восприятия мира ребенком и от имени ребенка.

Содержание "Детства" составляют события, которые касаются разныхсторон жизни Николеньки. Они умещаются в небольшой временной промежуток. События первого дня происходят 12 августа 18.. года в деревне,где живет Николенька с родителями. Это день рождения мальчика: ему исполняется одиннадцать лет, и мы узнаем, чем этот день заполнен.

Между первым и вторым днями проходит месяц. В ткани повествованияих разделяет взволнованное лирическое отступление, где совмещаются двавременных пласта – прошлое, в котором осталось очарование детства, и настоящее, откуда повествователь смотрит на себя – ребенка.

События второго дня относятся к пребыванию Николеньки с отцом вМоскве, в доме бабушки. Это подготовка к бабушкиным именинам (сочинение стихов), гости, мазурка, впечатления от новых знакомств, таинственность и неизвестность первой влюбленности.

Через полгода после описанного - события нескольких дней, в течениекоторых из письма узнают о болезни матери, совершается отъезд в деревню, происходят похороны. Заканчивается повесть рассказом повествователя о том, что произошло в деревне, когда, похоронив мать, Николенька уехал в Москву. Это проникновенные слова о Наталье Савишне, о том, какпрошли ее последние дни. Данный фрагмент произведения размыкает хронологические (с 18 августа приблизительно по 18 апреля) границы повествования, относящегося к детству.

Самих событий в повести совершается немного. Безусловно, они обозначают жизненные вехи. Однако куда важнее вехи внутренние, впечатления, которые являются этапами переживания и взросления. История впечатлений и составляет содержание "Детства". Эти впечатления текучи: онизаставляют маленького человека недоумевать, потому что одно и то жеможно, оказывается, понимать и трактовать по-разному, и оба пониманияокажутся правильными, при этом абсолютно незаметной оказываетсягрань, которая отделяет одно от другого.

"Детские годы Багрова-внука" С.Т. Аксакова (1791-1859). Это произведение, вышедшее в 1858 году, явилось продолжением "Семейной хроники" (1856) - рассказа о семействе Багровых, повествование о которыхбыло основано на автобиографическом материале. "Детские годы…" былизадуманы как книга о детстве и вместе с тем — как книга для детей, которую писатель посвятил своей шестилетней внучке - это был подарок кодню ее рождения.

Но именно вторая половина задачи (написать книгу для детей) создавала для Аксакова наибольшие затруднения, и он обращался ко многим знакомым литераторам за советами и помощью. Одним из первых в их числебыл И.С. Тургенев, который горячо поддержал замысел Аксакова. В обращении "К читателям" автор пишет о том, что содержание повести составляют рассказы о своих детских годах Сергея – внука Степана МихайловичаБагрова. Во "Вступлении" Сергей Багров обращает внимание на то, что длянего важна не собственно последовательность событий, а яркость красок,живость происходящего, в действительности которого он не сомневается.

"Детские годы Багрова-внука" - это рассказ о детстве Сережи от младенчества до девятилетнего возраста. Ткань произведения складывается издвух неравнозначных по объему пластов: "Отрывочных воспоминаний",относящихся к самым первым впечатлениям детства и лишенных какой быто ни было причинно-следственной обусловленности, и "Последовательных воспоминаний" - их содержание, как правило, приурочено к определенных обстоятельствам, событиям, которые связаны с семьей мальчика.

Багровы живут в Уфе, откуда они выезжают в деревню. Названия семиглав из восемнадцати говорят о путешествиях и переездах: "Дорога на Парашино", "Дорога из Парашина до Багрова", "Возвращение в Уфу к городской жизни" и т. п. Главный герой повести – Сережа Багров – восприимчивый, чуткий мальчик, способный к сильным чувственным и глубоким переживаниям. Писатель рассказывает о том, под влиянием чего формируется внутренний мир ребенка.

В первую очередь, это красота природы, умение видеть которую в Сереже воспитывает отец, Алексей Степанович Багров. Помещик, ведущийхозяйство, он многое рассказывает сыну. Так, в Парашине по пути намельницу они видят удивительные парашинские родники, которые приводят мальчика в восторг: они были наполнены такой прозрачной водою, чтоказались пустыми; вода по всей колоде переливалась через край, падая побокам стеклянною бахромой".

Могучая сила природы поражает Сережу. Переправляясь с родителямичерез Белую, мальчик боится, но его приводит в восторг величие реки,красоту которой он чувствовал.

В повести природа дана не как фон, не как красивая декорация; она,описанная без излишнего умиления, является частью жизни, формируетдушу ребенка, который учится видеть ее сложную жизнь в многообразныхсвязях с человеком. И здесь ему помогает Евсеич – его дядька, крепостной,нежно любивший мальчика, оберегавший его от всех бед и любовно называвший его "соколиком". Он объясняет мальчику многие законы жизниприроды; эти объяснения просты и доходчивы, потому что Евсеич "переводит" на язык обычных бытовых представлений сложные природные закономерности. Дядька учит мальчика ловить рыбу, и рыбалка становитсяСережиной страстью. Однако ему не нравится ловля рыбы сетями: в этомпропадает дух соревнования с природой. Мальчик испытывает удовольствие от ловли удочкой.

Кроме впечатлений от природы, внутренний мир мальчика формируетсяпод влиянием чтения, которое он рано полюбил. Самое сильное впечатление произвел на него журнал Н.И. Новикова"Детское чтение для сердца иразума", неполный комплект номеров которого подарил мальчику уфимский сосед. В основном, книги оказываются наиболее востребованы Сережей во время болезней или зимой, когда невозможно долго находиться наулице.

С замиранием сердца слушает Сережа сказки ключницыПелагеи - "Аленький цветочек", "Жар-птицу", "Царь-девицу", "Иванушку-дурака", "Змея Горыныча. Не все прочитанное самостоятельно мальчикпонимает. Так, планы и чертежи он лишь разглядывает, по-своему растолковывая сестрице, "что каждая фигура представляет и значит". Однакомногое запоминает надолго: детские песни из книги Кампе он выучилнаизусть, а книга Ксенофонта сделалась любимым чтением, и, став взрослым, Багров помнит ее.

Книги важны не только потому, что они несут информацию, а потому,что они развивают фантазию мальчика, пытливость его ума, эмоциональную память, вызывают "великое наслаждение, восхищение", учат фантазировать: не понимая, что значат фигуры чертежей, Сережа придумывает ихзначение для сестры.

Сережа переживает многие - и трагические, и радостные – семейные события. Вместе с родителями он оплакивает смерть деда и бабушки, радуется рождению младшего брата. А об исторических событиях Сережа узнаетиз разговоров взрослых и по-своему воспринимает их. Так, по-детски переживается кончина Екатерины II и восшествие на престол Павла I: Сережа обижается, что детей не приводят к присяге, пытается понять слухи отом, что "теперь-то гатчинские пойдут в гору"; замечает новый покройсюртуков и платьев жен служащих чиновников, поскольку видит, какуюкурточку с шитьем, как на мундире отца, поверх платья носит его мать, иво что одет отец.

Обгоняющая возраст умственная зрелость выработала у Сережи привычку анализировать собственные чувства и мысли. Он не только живетвпечатлениями. Он делает их предметом анализа, подыскивая им соответствующие толкования и понятия и закрепляя в своей памяти. Когда же герою повествования это не удается, на помощь приходит Багров повзрослевший, вспоминающий. И на протяжении всей книги мы слышим два голоса.

Повествование в "Детских годах" прекращается накануне начала новоговозрастного этапа, когда детство кончается и начинаются дальнейшие"важнейшие события в жизни…" Изображение взрослеющего, мужающегочеловека со своим событийным и духовно-эмоциональным миром, беспрестанно и качественно меняющимся, - вот главный пафос книги "Детскиегоды Багрова-внука".

Повесть о детстве как самобытное явление литературы продолжает своё развитие и в конце XIX века, и в начале XX века в творчестве писателей самых разных направлений, обратившихся к традиции Л.Н. Толстого и С.Т. Аксакова. Это Н.Г. Гарин-Михайловский («Детство Темы», 1892), М. Горький («Детство», 1913–1914), А. Белый («Котик Летаев», 1914–1915), А.Н. Толстой («Детство Никиты», 1922), П.С. Романов («Детство», 1926), И.А. Бунин («Жизнь Арсеньева», 1930), И.С. Шмелев («Лето Господне», 1927–1948).

Тема детства в произведениях М. Горького. Рас​сказы писателя для детей публиковались еще до революции. В 1913-1916 годах Горький работал над повестями «Детство» и «В людях», продолжившими традицию автобиографической про​зы о детстве. В рассказах писателя дети часто оказываются несчастными, обиженными, порой даже гибнут, как, например, Ленька из рас​сказа «Дед Архип и Ленька» (1894). Пара нищих — мальчик и его дедушка — в своих странствиях по югу России встречаются то с людским сочувствием, то с равнодушием и злобой.

«Скучную и нелегкую жизнь изживал он», — говорит писатель о Мишке, герое рассказа «Встряска» (1898). Подмастерье в ико​нописной мастерской, он делает множество самых разных дел и за малейшую промашку его бьют. Но вопреки тяжести быта маль​чик тянется к красоте и совершенству. Увидев клоуна в цирке, он пытается передать свое восхищение всем окружающим — масте​рам, кухарке. Оканчивается это плачевно: увлекшись подражанию клоуну, Мишка случайно смазывает краску на сырой еще иконе; его жестоко избивают. Когда он, со стоном схватившись за голо​ву, упал к ногам мастера и услышал смех окружающих, то этот смех «резал Мишке душу» сильнее физической «встряски». Ду​шевный взлет мальчика разбивается о людское непонимание, оз​лобленность и равнодушие, вызванные монотонностью, серой буд​ничностью жизни. Избитый, он во сне видит себя в костюме кло​уна: «Полный восхищения пред своей ловкостью, веселый и гор​дый, он прыгнул высоко в воздух и, сопровождаемый гулом одоб​рения, плавно полетел куда-то, полетел со сладким замиранием сердца...» Но жизнь жестока, и назавтра ему предстоит «снова проснуться на земле от пинка».

Свет, идущий от детства, уроки, которые дают дети взрос​лым, детская непосредственность, душевная щедрость, бессребреничество (хотя часто им самим приходится зарабатывать на жизнь) — вот чем наполнены рассказы М.Горького о детях.

Сказки. Горьковские «Сказки об Италии» (1906-1913) носят такое назва​ние условно: это рассказы о стране, в которой он провел долгие годы. Но есть у него и подлинные сказки. Первые из них предназначались для сборника «Голубая книжка» (1912), адресованного маленьким детям. Вошла в сбор​ник сказка «Воробьишко», а другая — «Случай с Евсейкой» — ока​залась для этого сборника слишком взрослой. Появилась она в том же году в приложении к газете «День». В этих сказках действуют чудесные, умеюшие разговаривать животные, без которых ска​зочный мир не мог бы существовать.

Воробьишко. Пудик летать еше не умел, но уже с любопыт​ством выглядывал из гнезда: «Хотелось поскорее узнать, что та​кое Божий мир и годится ли он для него». Пудик очень любозна​телен, все-то ему хочется понять: отчего деревья качаются (пусть перестанут — тогда и ветра не будет); почему это люди бескры​лые — им что, кошка крылья оборвала?.. Из-за непомерного лю​бопытства Пудик и попадает в беду — вываливается из гнезда; а уж кошка «рыжая, зеленые глаза» тут как тут. Происходит сраже​ние между мамой-воробьихой и рыжей разбойницей. Пудик от страха даже первый раз в жизни взлетел... Все кончилось благопо​лучно, «если забыть о том, что мама осталась без хвоста».

В образе Пудика ясно проглядывает характер ребенка — непо​средственного, непослушного, шаловливого. Мягкий юмор, неброские краски создают теплый и добрый мир этой сказки. Язык ясный, простой, понятный малышу.

Характер героя в сказке «Случай с Евсейкой» посложнее, ибо герой и по возрасту старше Пудика. Подводный мир, где оказыва​ется мальчик Евсейка, населен существами, которые находятся друг с другом в непростых отношениях.

В свои отношения подводные жители пытаются втянуть и Евсейку. Он же стойко сопротивляется: они — рыбы, а он — человек. Ему приходится хитрить, чтобы не обидеть кого-нибудь неловким словом и не навлечь на себя неприятностей. Реальная жизнь Евсейки переплетается с фантастикой. «Дуры, — мысленно обраща​ется он к рыбам. — У меня по русскому языку в прошлом году две четвёрки было». К финалу действие сказки движется через цепь забавных ситуаций, остроумных диалогов. В конце концов оказы​вается, что все эти чудесные события Евсейке приснились, когда он, сидя с удочкой на берегу моря, заснул. Так Горький решил традиционную для литературной сказки проблему взаимодействия вымысла и реальности. В «Случае с Евсейкой» много легких, остроумных стихов, охотно запоминаемых детьми.

Еще больше их в сказке «Самовар», кото​рую писатель включил в первую составленную и отредактирован​ную им книгу для детей — «Елка» (1918). Этот сборник — часть большого плана писателя по созданию библиотеки детской лите​ратуры. Сборник был задуман книжкой веселой. «Побольше юмо​ра, даже сатиры», — напутствовал Горький авторов. Чуковский вспоминал: «Сказка самого Горького "Самовар", помешенная в начале всей книги, есть именно сатира для детей, обличающая самохвальство и зазнайство. "Самовар" — проза в перемежку со стихами. Вначале он хотел назвать ее "О самоваре, который за​знался", но потом сказал: "Не хочу, чтобы вместо сказки была проповедь!" — и переделал заглавие».

Сказка много раз переиздавалась. В ней нашли свое отражение взгляды М.Горького на народную сказку как на неиссякаемый источник оптимизма и юмора, к которым необходимо приобщать и детей, а также его подход к литературной обработке фольклора.

В основе сюжета повести М. Горького «Детство» факты реальной биографии писателя. Это и определило особенности жанра горьковского произведения – автобиографическая повесть. В 1913 году М. Горький написал первую часть своей автобиографической трилогии «Детство», где описал события, связанные с взрослением маленького человека. В 1916 году была написана вторая часть трилогии «В людях», в ней раскрывается тяжелая трудовая жизнь, а еще через несколько лет в 1922 году М. Горький, заканчивая повествование о становлении человека, опубликовал третью часть трилогии – «Мои университеты».

Повесть «Детство» автобиографична, но поставить знак равенства между сюжетом художественного произведения и жизнью писателя нельзя. Спустя годы М. Горький вспоминает свое детство, первые опыты взросления, смерть отца, переезд к деду; по-новому многое переосмысливает и на основе пережитого создает картину жизни маленького мальчика Алеши в семье Кашириных. Повествование в повести ведется от первого лица, от имени маленького героя событий. Этот факт делает описываемые события более достоверными, а также помогает (что является важным для писателя) передать психологию, внутренние переживания героя. То Алеша говорит о бабушке как о «самом близком сердце моему, самом понятном и дорогом человеке – это ее бескорыстная любовь к миру обогатила меня, насытив крепкой силой для трудной жизни», то признается в своей нелюбви к деду. Задача писателя – не просто передать события, участником которых стал маленький герой, а и оценить их уже с позиции взрослого, много познавшего в жизни человека. Именно эта черта является характерной для жанра автобиографической повести. Цель М. Горького – не оживить прошлое, а рассказать «про тот тесный, душный круг жутких впечатлений, в котором жил – до и по сей день живет – простой русский человек».

События детства не мелькают калейдоскопом в восприятии рассказчика. Наоборот, каждое мгновение жизни, поступок герой пытается осмыслить, дойти до сути. Один и тот же эпизод по-разному воспринимается героем. Выпавшие испытания мальчик переносит стойко: например, после того как дед избил Алешу за испорченную скатерть, «дни нездоровья» стали для мальчика «большими днями жизни». Именно тогда герой начал лучше разбираться в людях, а его сердце «стало невыносимо чутким ко всякой обиде и боли, своей и чужой».

Горьковское произведение «Детство» имеет границы традиционного жанра повести: одна ведущая сюжетная линия, связанная с автобиографичным героем, а все второстепенные персонажи и эпизоды также помогают раскрыть характер Алеши и выразить авторское отношение к происходящему.

Писатель одновременно наделяет главного героя своими мыслями и чувствами, и в то же время созерцает описываемые события как бы со стороны, давая им оценку: «…да стоит ли говорить об этом? Это та правда, которую необходимо знать до корня, чтобы с корнем же и выдрать ее из памяти, из души человека, из всей жизни нашей, тяжкой и позорной».

М. Горький, выражая авторскую позицию, описывает «свинцовые мерзости дикой русской жизни», выбирает для своего повествования особый жанр – автобиографическую повесть.

И. Шмелев – талантливый писатель русского зарубежья, прославившийся такими произведениями, как «Человек из ресторана», «Богомолье», «Лето Господне». Последнее из них было написано автором в годах во Франции, куда по приглашению Бунина писатель вместе с женой в 1922 году после расстрела сына чекистами выехал за границу. Жил вначале в Германии, затем во Франции. Умер в 1950 году от сердечного приступа и похоронен на на русском кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа.

«Лето Господне» - произведение мемуарно-биографического жанра. Писатель повествует «Из дали лет о детстве, Москве, России». Критик В. Курбатов считает, что Шмелев «догадался спастись от одиночества и изгнания возвращением в плоть детства», поэтому для него воспоминания детства – это и связь с потерянной родиной, и тоска по ушедшему быту дореволюционной России, обычаям, традициям, и память о дорогих и близких людях, и, может быть, надежда вновь увидеть родной край, землю, людей. Повесть делится на три части: «Праздники», «Радости», «Скорби».

Шмелев следует традиции русской литературы, тех ее писателей, кто рассказал о своих детских впечатлениях, считая, что они основа духовного роста. Это такие произведения, как «Детские годы Багрова-внука», «Детство Темы»-Михайловского, «Детство», «Жизнь Арсеньева» И. Бунина, «Детство» М. Горького.

Эта мысль обращает память к роману И.С.Шмелёва «Лето Господне». Сам писатель вспоминал: «Ранние годы дали мне много впечатлений. Получил я их на дворе. В нашем доме появлялись люди всякого калибра и всякого общественного положения. <…> Слов было много на нашем дворе - всяких. Это была первая прочитанная мною книга – книга живого, бойкого и красочного слова. <…> Здесь я почувствовал любовь и уважение к этому народу, который всё мог».

Вопрос о цене социальных преобразований (поднятый ещё писателями XIX века) встает на протяжении всего творчества Шмелева. Потеря Бога в душах людей – вот что страшит автора романа «Лето Господне». И тема детства для него – это выход из положения неверия. Она помогает писателю вновь прийти к вере, к Богу.

Всё, о чем рассказывается в автобиографическом цикле Шмелева (романы «Богомолье», «Лето Господне» и сборник «Родное»), увидено глазами семилетнего мальчика Вани, но за ним стоит писатель Иван Шмелев, уже прошедший тот путь, который его герою ещё только предстоит. Отсюда – соединение силы художественного изображения (яркость, красочность, «материальная ощутимость» действительности – ведь ребенок почти лишен рефлексии, все его внимание устремлено на окружающий мир) с глубиной философского осмысления изображенного.

Добавить в будущем Астафьева и Пастернака


 

Тема 7


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: