Детская поэзия ХХ века

И.А. Бунин

Еще в начале XX в. И.Бунин писал:

Голубое основанье,

Золотое острие...

Сердцем помню только детство:

Все другое — не мое.

(«При свече»)

Подобное восприятие детства сохраняется им и в 30-е годы за пределами России. Подобное, но и особенное, потому что было «младенческое одиночество», как вспоминает Бунин в «Жизни Арсеньева», и привыкание детской души «к своей новой обители». Он подчеркивает, что постепенно в детской душе остается больше всего «яркое, солнечное», вспоминает о том, как познавал мир и жизнь в «глухом и все же прекрасном краю». Детство становится для Бунина одной из ключевых опор, придающих прочность суще­ствованию, многомерность поэзии.

Мир ребенка в поэзии Бунина, давно и прочно вошедшей в детское чтение, — цельное, родственное всему универсуму явле­ние; детство, отрочество, юность для него — не пройденные и за­бытые периоды, наивные с точки зрения взрослого, а истоки само­го себя, непреходящая ценность памяти детства.

Бунин в обращении к детству, подобно Фету и Блоку, подобно лучшим из детских поэтов дооктябрьского периода, во мно­гом — символ XIX в., его культуры, его нравственности, его по­этики.

Послеоктябрьский период в России отмечен, с одной стороны, определенными попытками продолжить традиции дореволюци­онной поэзии, с другой — иными тенденциями, которые вытека­ли из требования «воспитывать — значит революционизировать» (М. Горький).

Пытаясь перестроиться, поэты традиционного направления в начале 20-х годов испытывали непреодолимые трудности, совмещая старую форму с новым содержанием.

Конечно, не этот путь приспособленчества, натягивания ста­рой формы на новое содержание, не путь малохудожественных «производственных», стихов мог быть перспективным в детской поэзии России послереволюционного периода. Для детей начали писать серьезные мастера. Ведущим стал путь, по которому шли В. Маяковский, К. Чуковский, С. Маршак, обэриуты. С приходом в поэзию для детей Маяковского и Маршака на иной художествен­ный уровень поднялась социально-политическая тематика. К. Чу­ковский, борясь против статичности и вялости в детской поэзии, использовал свои наблюдения над тем, как дети сами создают сти­хи и как воспринимают поэтическое слово.

Обэриуты сумели понять, что интересам детей отвечали задор­ные, игровые, юмористические и в то же время нравственно вос­питывающие стихи.

Журнал «Детская литература», осмысливая созданное писате­лями 20-х годов в области детской поэзии, отмечал, что «дети сами выбирали себе поэзию», что они инстинктивно тянулись к коми­ческому фольклорному стиху. Выбор юмористических средств за­висит от того, какому детскому возрасту адресована книга, какие явления жизни становятся объектом юмора. Это отчетливо чувст­вуется по книгам 20-х годов К. Чуковского, В. Маяковского,Маршака, Д. Хармса, А. Введенского, Ю. Владимирова.

А. Введенский работал в жанре баллады, веселых стихов и ре­волюционной поэзии. Им создавались и поэтические сказки, по­литический плакат для детей, и классово заостренная поэма «Ок­тябрь». Он постоянно экспериментировал в области форм поэзии для детей. Следуя поэтическим исканиям В. Хлебникова, подобно другим обериутам, А. Введенский использовал синтаксические инверсии, сложные взаимоотношения звукоряда и звукообраза, магическую многозначность букв.

Значительный вклад в детскую поэзию внес Даниил Хармс (Даниил Иванович Ювачев, 1905—1942). Действие в его стихах часто развертывается замедленно; каждая строка — событие и игра. Очень характерно в этом отношении стихотворение — ско­роговорка «Иван Топорышкин».

В основе стихов Хармса твердая, сжимающая стихотворение схема повторов и параллелизмов. Схема точная, с ясными поворо­тами смысла. Правильное, почти математически выверенное чере­дование ритмических, синтаксических и логических единиц. И в то же время новое смысловое наполнение. У Хармса игра слов не формалистическая, а эстетически оправданная, имеющая задачей и развитие у ребенка различных представлений

Д. Хармс, А. Введенский, Ю. Владимиров своим творчеством утверждали, что веселой может быть детская книжка на любую тему: научно-познавательную, социально-бытовую, историче­скую, революционную. Их стихи доказывали, что поэтическое произведение, написанное для ребенка, должно организовывать эмоции, давать ритм переживаний, доставлять радость, через игру вызывать любовь к труду и познанию.

Многие поэты в 20-е годы пробовали писать для детей. Среди них С. Есенин («Сказка о пастушонке Пете, его комиссарстве и ко­ровьем царстве»), С.Черный («Детский остров»), С. Городецкий («Бунт кукол»), Н. Тихонов («Сами»), Н. Асеев («Беспризорный», «Конная Буденного», «Первомайские сигналы»), М. Светлов («Горнист», «Пионеру»), А. Жаров («Взвейтесь кострами, синие ночи»), Вс. Рождественский («Дети разных стран»). По сравнению с дореволюционной поэзией для детей, в 20-е годы значительно расширен круг осваивавшихся тем. Они вышли за пределы «дет­ской комнаты», освоили жизнь с ее революционной тревожно­стью, неустроенностью и героикой. Темы революции, граждан­ской войны, беспризорничества, первых пионерских отрядов ока­зались в центре внимания детской поэзии 20-х годов.

В конце 20-х и особенно в 30-е годы в детской поэзии России ведущее место приобретают темы социалистического строитель­ства покорения природы, образ современного героя и формирова­ние новой морали. К концу десятилетия, когда многие ощущали предвоенную напряженность, когда «порохом пахнуть стали пере­довые статьи и стихи» (К. Симонов), детская поэзия в России ста­ла активно осваивать интернациональную тематику.

В детской поэзии 30-х годов появились произведения таких поэтов, как С. Кирсанов («Поэма о Роботе»), А. Твардовского («Ленин и печник»), Б. Корнилов («Как от меда у медведя зубы на­чали болеть»), Э. Багрицкий («Смерть пионерки»), 3. Александро­ва («Гибель Чапаева»), О. Берггольц («Пионерская лагерная», «Песня дочери»), С. Михалков («Дядя Степа»), А. Барто («Над мо­рем звезды»)

Поэзия 20—30-х годов стала неотъемлемой и органичной ча­стью художественной литературы России, что особенно отчетливо проявилось в творчестве К. Чуковского, В. Маяковского, С. Мар­шака. При сопоставлении их творчества и поэзии С. Есенина для детей особенно заметны черты освоения классической русской традиции и новые тенденции, появившиеся в 20—30-е годы.

А.А. Блок

Писать стихи Блок начал очень рано, лет пяти. Самые первые его литературные опыты связаны как раз с тем, о чем позже он бу­дет писать для детей: с природой, с животным миром. Сохрани­лись стихи под названием «Зая», «Кот», «Объедала», «Конёц вес­ны», по которым можно судить, как шло развитие Блока в детстве.

Позже, когда Блок, уже известный поэт, будет писать отзывы на произведения, адресованные детям его современниками, К. Бальмонтом, Н. Румель и другими, он обратится к своей памяти детства, вспомнит о том, что было близко и дорого ему самому.

В отзыве на сказку Н. Румель «Приключение зайчика» он ска­жет о роли антропоморфизма, о том, что можно дать зайцу челове­ческий облик, но не стоит этому очеловеченному зайцу приписы­вать сложных человеческих представлений.

В рецензии на стихи К. Бальмонта для детей он отметит его умение ввести в мир природы, способность перевоплотиться в ре­бенка и зорким взглядом увидеть каждую былинку, всякую лесную и полевую живность.

Самым главным качеством детского писателя Блок будет счи­тать близость к устному народному творчеству. За это свойство го­тов он простить многие недостатки книги Г. Гофмана про Степку- Растрепку. Блоку видится сходство этого персонажа с Петрушкой, основной фигурой кукольного театра.

В тот период, когда многие выступали против издания народ­ных сказок для детей, когда народную сказку обвиняли в жестоко­сти сюжетов и грубости образов, Блок поднимает свой голос в за­щиту устного народного творчества. В «Записных книжках» (1915) он подчеркивает, что элементы жестокости в народных сказках не являются выражением прихоти сказителя, а имеют глубинные причины, в которых необходимо разобраться не походя, а серьез­но.

Печататься для детей Блок начал в журнале «Тропинка», кото­рый издавался с 1906 по 1912 год П. Соловьевой (Allegro) и Монасеиной.

Для других специальных сборников — «Круглый год» и «Сказ­ки» — поэт сделал строгий отбор произведений. Обратимся снова к ним и посмотрим на содержание.

Сборник «Сказки» включает в себя следующие стихотворения: «Гамаюн, птица вещая» «Черная дева», «Сын и мать», «Сказка о пастухе и старушке», «Старушка и чертенята», «У моря», «В голу­бой далекой спаленке», «Сусальный ангел», «Три светлых царя», «Колыбельная песня», «Сны».

Для сборника «Круглый год» характерен подбор стихотворе­ний по временам года: весна («Вербочки», «Ворона», «На лугу»), лето («Я стремлюсь к роскошной воле», «Дышит утро в окошко», «Полный месяц встал над лугом», «Блудящий огонь»), осень («Зайчик», «Учитель», «Осенняя радость»), зима («Снег да снег», «Ветхая избушка», «Рождество»),

Сравнивая эти сборники, легко можно убедиться, что первый включает произведения более сложные для детского восприятия и написанные Блоком не специально для детей, и отобранные для детского чтения. Это обстоятельство неоднократно отмечалось критиками. Однако не стоит забывать, что «Сказки» адресованы среднему возрасту, а «Круглый год» — младшему. Оба эти грифа можно видеть в блоковских сборниках, изданных у И. Д. Сытина.

Произведения, вошедшие в эти сборники, были написаны с 1898 по 1912 г. Но распределение произведений внутри этих 14 лет происходит неравномерно. Из ранних, отроческих, Блок отобрал только несколько стихотворений, в частности «Я стрем­люсь к роскошной воле» (1898), «Полный месяц встал над лугом» (1899), «Гамаюн, птица вещая» (1899), «Черная дева» (1899).

Стихотворением «Гамаюн, птица вещая» открывается сборник «Сказки». Это своего рода программное произведение, ключ к сборнику. Написанное девятнадцатилетним Блоком, оно было на­веяно, как вспоминал поэт, картиной известного художника В.М. Васнецова, помещенной в Третьяковской галерее в Москве. По древним поверьям, Гамаюн — сказочная птица с прекрасным человеческим лицом, предсказывающая будущее.

Можно спорить о том, насколько доступна детям среднего воз­раста глубина и сложность, многослойность философско-эстети­ческого видения поэта, но бесспорно, что это стихотворение за­служивает того, чтобы оставаться в кругу чтения современных школьников. А это можно сказать не о каждом стихотворении «Сказок», хотя Блоком была сделана авторская правка этого сбор­ника с целью устранить места, трудные для детского восприятия. «Гамаюн, птица вещая» да «Колыбельная песня», пожалуй, два стихотворения, которые могут быть близки не только среднему, но и младшему возрасту благодаря поэтически олицетворяющему восприятию природы, родственному устному народному творче­ству.

Сборники «Сказки» и «Круглый год» — каждый по-своему во­плотил тенденции, характерные для поэзии Блока, адресованной детям, с одной стороны, стремление развить в детях способность мечтать, творчески фантазировать, с другой — стремление воспи­тать в детях любовь к природе.

Большинство стихотворений этих сборников написано в пери­од творческой зрелости Блока. Особенно это относится к «Кругло­му году»: так, в 1906 г. были созданы стихотворения «Снег да снег», «Зайчик», «Учитель», «Ветхая избушка», «Рождество», впервые были опубликованы в этом сборнике «Ворона» и «На лугу».

С.А. Есенин

Основным мотивом раннего Есенина стала поэзия русской природы, отразившая его любовь к Родине. Именно в этот период написаны многие стихотворения, которые до сих пор известны де­тям и любимы ими. Примечательно, что первым напечатанным стихотворением Есенина была «Береза», появившаяся в детском журавле «Мирок» в 1914 г. С тех пор внимание поэта к стихотворе­ниям для детей было постоянным. Детские стихи он печатал в жур­налах «Мирок», «Проталинка», «Доброе утро», «Задушевное сло­во», «Парус».

В 1914—1915 гг. Есенин подготовил для детей сборник стихо­творений, который он назвал «Зарянка». Ему не удалось издать этот сборник, но сам выбор стихотворений характеризует требова­тельное отношение Есенина к этой области своего творчества. По­этический талант его одушевляет все, что он видел и чувствовал в детстве. Он рассказывает маленьким читателям о том, как «Поет зима — аукает, мохнатый лес баюкает стозвоном сосняка», о зим­ней березе, у которой «на пушистых ветках снежною каймой рас­пустились кисти белой бахромой», о душистой черемухе, которая «с весною расцвела и ветки золотистые, что кудри, завила».

Детям особенно близки стихи об играх и забавах их сверстни­ков — крестьянских ребятишек.

В чтение современных детей вошли такие ранние стихотворе­ния Есенина, как «Поет зима», «Пороша», «Нивы сжаты, рощи голы...», «Черемуха». Первое из них («Поет зима — аукает...») было напечатано в 1914 г. в журнале «Мирок» подзаголовком «Во­робышки».

В произведениях Есенина, написанных специально для детей, отразились не только достижения, но и трудности творческого по­иска. Так, «Сказка о пастушонке Пете, его комиссарстве и коровь­ем царстве», в целом написанная интересно, несет некоторые чер­ты моралистической поэзии. Особенно отразилось это в заключи­тельной части, когда завершился круг сказочных превращений Пети во сне.

 

К.И. Чуковский

Широко известны так называемые «Заповеди для детских по­этов», написанные Чуковским как обобщение и собственного опыта работы для малышей, и работы других детских писателей:

Стихи для малышей должны быть графичны: в каждой строфе, а то и в каждом двустишии должен быть материал для художника.

Нужна наибыстрейшая смена образов.

Словесная живопись должна быть лиричной.

Нужна подвижность и переменчивость ритма.

Нужна повышенная музыкальность поэтической речи.

Рифмы в стихах должны быть как можно ближе друг к другу.

Рифмы детских стихов должны быть главными носителями смысла всей фразы.

Каждая строка должна жить своей собственной жизнью.

Не загромождать детских стихов прилагательными.

Преобладающим ритмом этих стихов должен быть хорей.

Детские стихи должны быть игровыми.

Поэзия для малышей должна быть и для взрослых поэзией.

«Заповеди» — не догма, не свод правил, они воплощают диа­лектический подход к детской поэзии.

В свете этих заповедей следует рассматривать и поэтическое творчество Чуковского для детей. Тогда станет понятен необычай­ный успех всего, что создано им, начиная с первой стихотворной сказки «Крокодил». Показательна с этой точки зрения характер­ная для творческой манеры Чуковского сказка «Айболит». Она создана по мотивам произведения английского писателя Хью Лофтинга «Доктор Дулитл». (Имеется и прозаический вариант пе­ределки этой сказки К. Чуковским.)

Композиционно эта стихотворная сказка состоит, как обычно бывает у Чуковского, из небольших главок, каждая из которых имеет определенные функции. Так, первая выполняет функции зачина, как известно, необходимого элемента сказок народных. Создавая свой «детский комический эпос», Чуковский опирается на устнопоэтическое творчество народа, но не следует ему бук­вально, а трансформирует те или иные детали и приемы. Так, в «Айболите» первая главка создает сказочную атмосферу и описа­нием места действия, и необычностью доктора Айболита. В то же время каждое двустишие ее дает, как минимум, материал для одно­го рисунка. Рифмовка стиха смежная (Айболит — сидит; лечить­ся — волчица, медведица; Айболит — исцелит).

Вторая главка — описывает предзавязочные события, цен­тральное из которых — исцеление безногого зайчонка. Главка композиционно самостоятельна, но необходима в цепи глав всей сказки, так как конкретизирует информацию, заявленную в зачи­не («Всех излечит, исцелит, добрый доктор Айболит»), Без этой главки не было бы у маленького читателя полной уверенности во всемогущей целительной способности Айболита, и сопережива­ние трудностям его путешествия в Африку не достигало бы такого напряжения.

Третья глава — завязка нового, основного события. Ритм ее меняется по сравнению с первыми двумя главками, он тороплив, порывист. Строка почти вдвое короче, чем в них. Это скоропись беды, настигшей малышей далекой Африки, с непривычно и по­этому почти неправдоподобно звучащими названиями: Занзибар, Калахари, Сахара, Лимпопо. Три следующие главы (четвертая, пя­тая, шестая) описывают путешествие Айболита. Если вспомнить народные сказки и сравнить путешествия их героев, то общность не может остаться незамеченной. Герой, в данном случае Айболит, отправляется на поиски далекой страны. Он искатель, как класси­фицируют фольклористы этот тип героя. Его цель — спасение по­павших в беду, и сам он не минует ее. Трижды (излюбленное в на­родных сказках число) испытывает его эта беда. Антагонистом, с которым приходится вступать в единоборство, в сказке Чуковско­го оказывается не Кощей, не Змей-Горыныч, а стихия и препятст­вия: ветер, снег, град, море, горы. Но недобрым силам стихии и препятствиям противодействуют добрые помощники: волки, кит, орлы. Опять-таки близкое народной сказке решение проблемы испытания героя. Обратим внимание на роль рифмованных слов в этих главах (град — назад, не дойду — пропаду, елки — волки, утону — ко дну, кит — Айболит, круче — тучи, скалы — орлы, верхом — довезем), по ним можно воссоздать смысл ситуации, они действительно опора и носители главного смысла фраз Седьмая глава — кульминационная. Действие ее переносится в Африку, нагнетаются детали картин болезни животных, создавая рост напряженности в ожидании приезда Айболита. И опять меня­ется ритм, как и в третьей главе, становясь прерывистым, нетерпе­ливым, снова та же интонация, по которой узнается беда.

Восьмая глава — благополучная развязка. В описании труда Айболита преобладают глагольные формы, энергичность, дейст­венность. Девятая, последняя глава, посвящена послеразвязоч- ным событиям: ликованию зверей, излеченных Айболитом и про­славлению его и всех добрых докторов, своеобразная концовка сказки.

Бодрые ритмы, игровой и плясовой характер ее подтверждают верность Чуковского своим заповедям. «Айболит» имеет особое значение в поэтическом творчестве К. Чуковского, начинается новый этап его мастерства, о чем писатель вспоминает так: «Вооб­ще, начиная с Айболита» и еще раньше — с «Федорина горя» — для меня началась полоса кропотливого труженичества. То время, когда каждая стихотворная сказка давалась мне как подарок судь­бы, как счастливая находка, миновало. И все же я не кинул своей профессии сказочника. Ибо мало-помалу я научился считать ее очень актуальной и нужной. По-моему, цель сказочников заклю­чается в том, чтобы какою угодно ценою воспитать в ребенке чело­вечность — эту дивную способность человека волноваться чужи­ми несчастьями, радоваться радостям другого, проживать чужую судьбу как свою.

Эту непростую задачу нравственно-эстетического воспитания человека К. Чуковский выполнял не один. В 20-е годы в детскую поэзию пришли В. Маяковский, С. Маршак, А. Барто, принеся много интересного, но и впадая в обусловленные эпохой крайно­сти (излишняя политизация, лозунговость, воспевание «нового человека» и т.д.).

В.В. Маяковский

Когда В.В. Маяковский организовал свою литературную вы­ставку «Двадцать лет работы», значительное место в ней, наряду с произведениями для взрослых, заняли книги, адресованные де­тям. Тем самым поэт подчеркнул равноправное положение той части поэтической работы, которая была осуществлена, как он вы­ражался, «длядетков». Первый, задуманный в 1918 г., но не состо­явшийся сборник, так и был бы назван — «Для детков». Подготов­ленные для него материалы убеждают в том, что и для детей Мая­ковский стремился создавать новаторское искусство, что ему чуж­да была мысль о камерных «детских» темах.

Первым произведением Маяковского для детей была «Сказка о Пете, толстом ребенке, и о Симе, который тонкий», написанная в 1925 г. Этой литературной сказкой Маяковский раскрывает перед маленьким читателем сложный для него мир классовых отноше­ний. Объектом сатирического обличения становятся здесь эгоизм, бесчеловечность, мещанство и обывательщина. Детская литера­турная сказка под пером Маяковского приобретает политические черты.

В 1925 г. поэт пишет и другое произведение — «Гуляем», кото­рое тематически и по проблематике примыкает к «Сказке о Пете и Симе». Написанное в жанре прогулки, который был хорошо из­вестен в дореволюционной детской литературе, стихотворение

«Гуляем» обновляет этот жанр, наполняя его социально-полити­ческим содержанием. Глазами ребенка увидены и красноармеец, дело которого «защищать и маленьких, и больших», и здание Мос­совета, в котором взрослые заботятся, «чтоб счастливо жили дети», и рабочий, которым сделано «все на свете», и крестьянин, чьими руками посеяна рожь для «краюхи хлеба». Все это добрый мир ре­альной, не сказочной жизни. Также, как в «Сказке о Петей Симе», этот мир противопоставлен тому, который поэт считает «темным». Политическая направленность сегодня не является актуальной, но некоторые особенности стихотворения, обусловленные ориента­цией на детское восприятие по-прежнему интересны.

Как и устно-поэтическое народное творчество, поэзия Влади­мира Владимировича Маяковского не боится открытой, целена­правленной морали и четкого разграничения добра и зла, положи­тельного и отрицательного не только в широком социально-поли­тическом, но и в конкретном, бытовом плане. Эту поэтическую и педагогическую задачу выполняет стихотворение «Что такое хоро­шо и что такое плохо?» (1925).

Стихотворение относится к жанру дидактического рассказа в стихах. Этот жанр был широко распространен в дореволюционной детской литературе. Он обычно был представлен слабыми, вялыми стихотворениями, наполненными поучениями. Маяковский на­ходит новые приемы для создания беседы-поучения. Во-первых, инициатива беседы идет не от взрослого, а от ребенка.

Во-вторых, старший по возрасту, отец, изображен заинтересо­ванным и увлекающимся человеком. Он не только дает дидактиче­скую оценку того или иного факта, но и эмоционально реагирует на каждую ситуацию.

Стихотворение «Что ни страница — то слон, то львица» было напечатано в 1926 г. Оно написано в жанре, издавна пользующем­ся успехом у читателя-ребенка, особенно ребенка дошкольного возраста. Это жанр стихотворной подписи, или, как его часто на­зывают, подписи к картинке. Книжки-картинки со стихотворны­ми подписями очень распространены в дошкольной литературе. Но это не значит, что они всегда удачны и что создавать их легко.

В стихотворениях «Эта книжечка моя про моря и про маяк», «Конь-огонь», «Кем быть?» процесс труда, творческое от­ношение к своему делу, проблемы выбора профессии становятся центральными.

 

С.Я. Маршак

«Любите Маршака, учитесь у него!» — эти слова, как вспоми­нает Л. Пантелеев, были сказаны ему А.М. Горьким еще в 20-е годы. И всамом деле, С.Я. Маршакбыл мудрым другом и наставни­ком многих поэтов, работающих в детской литературе. Его талант был многогранен, а поэтическая энергия — неиссякаема на про­тяжении более чем полувека творческой деятельности.

Первые годы после революции Маршак живет в Краснодаре, там же начинается его работа для детей пьесой «Летающий сун­дук», написанной совместно с Е. Васильевой. По этой пьесе в 1920 г. был поставлен спектакль открывшегося в Краснодаре Теат­ра для детей. В 1921 г. Маршак возглавляет новое, необычное учре­ждение для детей — «Детский городок», созданное группой энту­зиастов — педагогов, артистов, художников. В 1922 г. там же, в Краснодаре, была напечатана его первая детская книга — сборник пьес-сказок, написанных по мотивам устного народного творчест­ва. В этом же году Маршак переезжает в Ленинград и работает там до конца 30-х годов, объединив вокруг себя поэтов, прозаиков, ху­дожников, так же, как и он, посвятивших свою жизнь детской ли­тературе. Особенно много сделал Маршак как редактор журнала «Новый Робинзон».

Сразу же необходимо подчеркнуть, что в детскую литературу Маршак пришел зрелым мастером, много лет работавшим как поэт, переводчик, журналист. У него было свое, давно сложившее­ся отношение к тому, что до революции писалось для детей. Поз­же, почти в конце жизни, Маршак будет вспоминать, что к литера­туре дореволюционных лет, специально предназначенной для ма­леньких, к пестрым детским книжкам, к слащавым и назидатель­ным изданиям он относился насмешливо и с презрением. Да и в собственные детские годы ему казались скучными и вялыми хре­стоматийные стихи, даже такие, как «Золото, золото падает с неба!» (А. Майков), «Травка зеленеет, солнышко блестит» (А. Пле­щеев).

По душе ему и его друзьям в детстве были не тягучие строч­ки хрестоматийных-стихов, а звонкие, дразнящие ритмы детских фольклорных песен, игровых считалок и перевертышей. Навер­ное, эта память детства и помогла Маршаку в поисках новых путей советской детской поэзии, одним из основоположников которой он стал наряду с В.В. Маяковским и К.И. Чуковским. О поисках этих путей поэт писал в 1927 г. А.М. Горькому, делясь с ним свои­ми заботами и радостями. Маршак говорил о том, что в книгах для маленьких он и его единомышленники-поэты стараются избежать «сюсюкания», подлаживания к детям, стремятся к четкости, про­стоте, афористичности.

В основу многих стихотворений, созданных в 20-е годы Мар­шаком, положены принципы таких жанров устного народного творчества, как прибаутки, дразнилки, считалки, потешки, скоро говорки. «Детки в клетке», «Сказка о глупом мышонке», «Багаж» и «Веселые чижи» (в соавторстве с Д. Хармсом), «Мороженое», «Цирк», «Вчера и сегодня», «Пожар», «Дом, который построил Джек», «Петрушка-иностранец» — это только немногое из напи­санного в 20-е годы, но и названные произведения дают возмож­ность судить об особенностях мастерства писателя и разнообразии жанров его творчества.

Одна из первых книг для самых маленьких — «Детки в клет­ке» — написана С. Маршаком в 1922 г. По жанру это цикл стихо­творных подписей к картинкам. Стихотворные циклы впоследст­вии будут часто встречаться в поэзии Маршака («Разноцветная книга», «Лесная книга», «Круглый год»).

Тема счастливого детства в творчестве Маршака — магист­ральная, потому что ею объединяются основные проблемы: про­блемы ребенка в коллективе, отношений детей и взрослых, приро­ды и нравственности и др. Проходит эта тема хронологически че­рез все годы работы С. Маршака в детской литературе. Еще в 1928 г. поэт рисует собирательный образ детства в Советской стра­не («Отряд»), Пионерский отряд — вот наиболее полное воплоще­ние здоровья, жизнерадостности, трудолюбия. Пионерский отряд у Маршака подобен единому целому.

В стихотворениях для дошкольников тема счастливого детства развивается активно и многогранно также на всем протяжении творческого пути поэта. Маленькие дети у Маршака любознатель­ны и активны, дружелюбны и раскованны. Они увлеченно играют («Мяч», «Усатый-полосатый»), охотно участвуют в делах старших («Разноцветная книга», «Праздник леса», «Круглый год»), гото­вятся к большой жизни, осваивая мир («Хороший день», «Кару­сель», «Про гиппопотама», «Великан», «Дети нашего двора»).

Любимым у Маршака, при всей его легкости общения с детьми и взрослыми разного возраста, был возраст 4 года. Чаще всего от этого четырехлетнего ребенка идет видение событий в стихотворе­ниях Маршака для дошкольников.

В 1943 году Маршак создает пьесу-сказку «Двенадцать ме­сяцев». Она написана по мотивам словацкой народной сказки о девочке, которая накануне Нового года встретила одновременно все двенадцать месяцев. Но Маршак не ограничился пересказом давно бытующего сюжета, а расширил и обогатил его. В пье­се-сказке Маршака вечный конфликт между трудолюбием и праздностью приобретает социальные черты благодаря разработке сюжетной линии, связанной с маленькой королевой и ее придвор­ными. В то же время включение этой линии не нарушило связи пьесы с народной сказкой.

Ввод в сказочную ситуацию начинается у Маршака с того мо­мента, когда падчерица попадает в лес. Автор антропоморфизирует природу. И в самом лесе, и в его обитателях, и в двенадцати ме­сяцах года персонифицируются лучшие, добрые ее начала, помо­гающие победе добра над злом. С помощью характеристики, кото­рую дают девочке месяцы, автор подчеркивает трудолюбие своей героини, ее доброту, приветливость: «Мы, зимние месяцы, ее хо­рошо знаем. Toy проруби ее встретишь с ведрами, то в лесу с вя­занкой дров. И всегда она веселая, приветливая...» — так отзыва­ется о девочке Январь. Он и остальные месяцы олицетворяют со­бой светлый, добрый мир. Атмосфера этого чудесного мира созда­ется Маршаком на основе традиций фольклора.

В облике двенадцати месяцев сливаются воедино реальные и сказочные черты, сплетаются обыкновенное и чудесное, и это изо­бражение на грани фантастического и действительного делает их образы романтизированными и лирическими. Когда же речь захо­дит о тех, кто противостоит добрым силам,— об антагонистах глав­ной героини, автор применяет не лирические, а сатирические краски. Так, мачеха и ее дочка с их бессмысленной жадностью вы­зывают у читателя отвращение и протест, стремление активно бо­роться с носителями зла. Но если эти два персонажа изображены открыто сатирически, а придворные королевы даже карикатурно, то сложнее образ маленькой королевы. Она неглупа, разбирается в людях, умеет дать правильную оценку того отрицательного, что ее окружает, но, избалованная властью и безнаказанностью, при­выкла к общему поклонению и безоговорочному исполнению всех своих прихотей. В обрисовке этого характера Маршак пользуется не только сатирическими, но и лирическими штрихами.

 

С.В. Михалков

Сергей Владимирович Михалков родился 12 марта 1913 г. в Москве.

Первое посещение издательства будущим писателем было очень ранним. В 7 лет, написав печатными буквами «Сказку про медведя», он сам отнес ее в детское издательство. Печататься С. Михалков стал с 14 лет. Это было стихотворение «Дорога» в июльском номере журнала «На подъеме» 1928 г. (Ростов-на-Дону). В 1928 г. Михалкова зачисляют в актив при Терской Ассоциации пролетарских писателей. В настоящее время он является почет­ным гражданином Пятигорска. В 2003 г. в связи с 90-летием писа­теля его именем названа детская библиотека в Пятигорске.

В семнадцать лет Михалков приезжает в Москву. Поступает в литературный институт, параллельно работая на Москворецкой ткацко-отделочной фабрике, летом едет помощником топографа геолого-разведочной экспедиции в Казахстан, работает в изыска­тельской партии московского управления воздушных линий на Волге.

Этот жизненный опыт находит отражение в его стихах, кото­рые с 1933 г. стали появляться на страницах «Правды», «Извес­тий», «Комсомольской правды», «Вечерней Москвы».

С первых литературных опытов С. Михалков активно пробо­вал себя в разных жанрах, откликался на важные события в жизни страны.

В 1936 г. опубликован первый сборник стихотворений Михал­кова для детей. Успех его в значительной степени определил даль­нейший творческий путь поэта. За короткое время он становится известен как писатель, умеющий разговаривать с детьми («А что у вас?», «Мимоза», «Про Фому»), К. Чуковский отмечал: «Стих у Михалкова то задушевный, то озорной, то насмешливый, неотра­зимо певуч и лиричен, и в этом его главная сила».

Во время Великой Отечественной войны Михалков пишет сти­хи, статьи, очерки, тексты листовок. За эти годы он созрел как поэт. Его стихи стали более острыми, гражданственными («Деся­тилетний человек», «Детский ботинок», поэма «Быль для детей»). Единство поэта с судьбой народа вдохновило Михалкова на слова, высеченные на могиле Неизвестного солдата у Кремлевской сте­ны: «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен».

К творчеству детских писателей и поэтов предъявляются такие требования, как актуальность тематики, доступность изложения, занимательность, умение ярко передать приметы времени. Произ­ведения Сергея Михалкова для детей отвечают этим критериям. Они остроумны и проникнуты любовью к детям.

Во многих стихотворениях поэт создал ряд живых и убедитель­ных образов рядовых тружеников. Герои стихотворений «Часы», «Холодный сапожник», «В парикмахерской» работают ловко, бы­стро, с привычной сноровкой и забавной шуткой

Достаточно важной частью творчества Михалкова для детей являются юмористические и сатирические произведения. Поэтом комически изображаются хвастовство, зазнайство, упрямство, са­моуверенность, избалованность и другие недостатки детей и взрослых. Авторская оценка совершенно определенна, и даже иногда декларируется напрямую, но это не лишает стихотворения естественности. Вывод всегда подготовлен развитием конфликта.

Высмеивание распространенных недостатков характеров и по­ведения нашло также место в баснях Михалкова, многие из кото­рых поэт адресует детям («Заяц и Черепаха», «Полкан и Шавка», «Коты и Мыши» и др.).

Михалковым создан ряд сатирических персонажей, имена ко­торых получили широкую известность и стали нарицательными.

Таков, например, упрямец, маловер Фома в одноименном про­изведении, не утратившем с годами своего места в детШирока среди детей популярность Михалкова — автора юмо­ристических стихов: «Мы с приятелем», «Бараны», «Всадник», «А что у вас?» Привлекателен жизнерадостный тон стихотворений, забавны приключения двух друзей — владельцев чижей, ежей и ужей, комичны неуклюжие проделки хвастуна и чудака, незадач­ливого всадникаском чтении, сохраняющем увлекательность и воспитательный потенциал.

Имя веселого, доброго и мудрого героя тетралогии «Дядя Сте­па», «Дядя Степа — милиционер», «Дядя Степа и Егор», «Дядя Степа - ветеран» давно стало нарицательным. Михалкову уда­лось создать обаятельный образ взрослого человека — благород­ного, гуманного, отзывчивого старшего друга «всех ребят со всех дворов». Отношение дяди Степы к людям определятся по-детски естественной верой в торжество добра, утверждение справедливо­сти.

В стихотворениях о дяде Степе проявились наиболее сильные стороны таланта Михалкова — детского писателя: оптимистиче­ский взгляд на мир, светлая вера в человека, жизнерадостная, под­час озорная выдумка, мягкий юмор.

Основной прием, которым пользуется Михалков для создания образа своего героя, — поэтическая гипербола — имеет в этом произведении особый характер. Дядя Степа — «самый главный великан» — живое воплощение спокойной, благожелательной силы, которая так пленяет ребенка в героях народной сказки. Но здесь этот исполин введен поэтом в обычную обстановку боль­шого города, поселен и «прописан» им в Москве. Как любой обык­новенный человек, он работает, задумывается, развлекается.

 

Агния Барто

Агния Львовна Барто родилась в Москве в семье врача-ветери- нара. Учась в общеобразовательной школе, она одновременно по­сещала театральное училище, хотела стать актрисой. Писать стихи Барто начала рано: это были озорные эпиграммы на учителей и подруг, лирические наивные подражания А. Ахматовой. В 1925 г. А. Барто принесла в Госиздат стихотворение «Китайчонок Ван Ли». Ее стихами заинтересовался А.В. Луначарский: пригласив на­чинающую поэтессу к себе, он посоветовал ей писать для детей.

К сильным сторонам творчества А. Барто относятся юмори­стические и сатирические мотивы многих ее стихотворений. Уже в начале поэтического пути, адресуясь к дошкольникам, она создает мастерски юмористические и сатирические зарисовки детских ха­рактеров («Девочка-ревушка», 1929; «Девочка чумазая», 1928). На­долго запоминается сатирический портрет ревушки Гани, у кото­рой «нос распух, что свекла, платье все промокло».

А. Барто широко пользовалась средствами юмора и тогда, ко­гда она рассказывала маленьким детям об игрушечных зайке, мишке, бычке, лошадке («Игрушки», 1936).

Обращает на себя внимание такая особенность в стихах об иг­рушках: как правило, они написаны от первого лица, если речь идет о каких-то хороших поступках детей («Тяну я кораблик по быстрой реке...»; «Нет, напрасно мы решили прокатить кота в ма­шине...»; «Самолет построим сами...»), и от третьего, когда нет ак­тивных поступков ребенка или это плохие поступки («Зайку бро­сила хозяйка...»; «Наша Таня громко плачет...»). Такой прием по­могает утверждать в маленьких читателях положительные черты характера.

В творчестве А. Барто то лирически, то с юмором раскрывается поэзия детской личности, начиная с самого раннего возраста, ко­гда ребенок едва начинает ходить («Машенька», 1948).

В художественных образах поэтесса стремится обратить вни­мание маленького читателя на то, что происходит в его родном го­роде, стране. Так появляются стихотворения с конкретными ука­заниями места действия и с точными зарисовками событий: «На станции «Сокольники»...» («Мы едем на метро»), «В огнях «Охот­ный ряд»...», «Сегодня площадь Пушкина в серебряном дожде...» («Что случилось на каникулах»); «На Красной площади».

Поэзия А. Барто способствует формированию у ребенка радо­стного, жизнеутверждающего мировосприятия, ощущения тесной связи его собственной жизни с жизнью всего народа. Так, в стихо­творении «Где живет герой?» мальчишка лет восьми перечислил почти всех обитателей квартиры, когда понадобилось узнать, не у них ли «кого-то кто-то спас». После того как выяснилось, что при­шедшие попали не в тот дом, он не растерялся:

— У нас пока героя нет,

Но он появится вот-вот,

Вы к нам зайдите через год!

Дети в стихотворениях А. Барто всегда активно действуют, по­могая взрослым.

Много произведений посвятила А. Барто большой дружбе ме­жду старшим и младшим поколениями («Две бабушки», «Его се­мья», «У папы экзамен», «Дед Тимур»).


 

Тема 9. Европейская литератураXVII-XVIII вв. в детском чтении (Д. Дефо, Дж. Свифт)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: