Уровни развития способностей

Способности могут различаться не только по своему качеству или направленности, но и по уровню.

В отечественной психологии выделяют следующие уровни развития способностей: одаренность, талант, гениальность.

1. Одаренность. Б.М.Теплов понимает одаренность как качественно своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности. По Г.С.Костюку, индивидуальное своеобразие задатков и является тем, что называют одаренностью. Каждый человек имеет определенную одаренность, т.е. от природы он наделен определенными потенциями к развитию своих способностей. В жизни, пишет Г.С.Костюк, одаренными называют тех, кто выделяется своими хорошими задатками к развитию общих и специальных способностей.

2. Талант. Высокий уровень развития способностей называют талантом. Талант – это сочетание способностей, дающее человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнять какую-либо сложную трудовую деятельность. Отдельно взятая, изолированная


способность не может быть аналогом таланта, даже если она достигла очень высокого уровня развития и ярко выражена.

3. Гениальность. Наивысший уровень развития способностей, который проявляется в творческой деятельности, результаты которой имеют историческое значение в жизни общества, в развитии науки, литературы и искусства, называют гениальностью. Последняя отличается от талантливости величием и общественной значимостью тех заданий, которые решаются ее носителями. Для гения характерным является то, что он, выражая передовые тенденции в жизни своего общества, осознает те задания, важности которых другие люди часто не видят, и силой своего разума, пристрасти и воли находят новые пути их решения. Созданные гениями ценности являются началом нового этапа в развитии общественной жизни людей в целом или отдельных областей.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: