Структура и содержание рабочей программы

 

Раздел 1. Общие положения

1.1 Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе.

Курс «Концепции современного естествознания» совместно с остальными сегментами интеллектуальной сферы культуры составляет основу общенаучной подготовки студентов экономико-управленческих и гуманитарных специальностей и играет важную роль в формировании интеллектуальной культуры личности.

Основой целью преподавания курса «Концепции современного естествознания» является общенаучная подготовка студентов на основе кооперативного взаимодействия концептуальных основ общего естествознания с интеллектуальной сферой культуры, включая все основополагающие ее сегменты: гуманитарную, социально-экономическую, естественнонаучную, технологическую и информационно-коммуникативную культуры.

Для достижения обозначенной цели ставятся следующие задачи:

  • Научить студентов использовать концептуальные основы современного естествознания для ориентирования в потоке научной и технологической информации с целью использования ее как в информационных коммуникациях, так и в утилитарно-прикладных аспектах своей специализации;
  • Сформировать у студентов понятие о научном методе, представление о панораме и феноменологии современного естествознания, о трансдисциплинарных стратегиях и концепциях естественнонаучного мышления, о кооперативном взаимодействии основополагающих естественных наук с социокультурным пространством личности и общества, о коэволюционном взаимодействии человека и природных систем.

1.2. Связь с предшествующими и последующими дисциплинами

Курс «Концепции современного естествознания» опирается на весь цикл общенаучных дисциплин среднего (полного) общего и специального образования и прежде всего на дисциплины естественнонаучного цикла: математику, информатику, физику, химию, физическую географию, биологию и экологию. В рамках колледжей особое значение имеет учебная дисциплина: «Экологические основы природопользования». Лучшему усвоению курса способствует и предварительное изучение практически любой дисциплины, входящей в один из сегментов интеллектуальной сферы культуры, непосредственно в вузе. Кооперативное взаимодействие всех сегментов интеллектуальной сферы культуры обеспечивает связь дисциплины с последующими дисциплинами на всем протяжении обучения и самообразования в становлении интеллектуальной культуры личности. Под интеллектуальной культурой мы понимаем, с одной стороны, способность к непрерывному образованию и развитию, длящемуся всю сознательную жизнь человека, а с другой стороны, способность к разумным (рациональным) действиям, несмотря на неклассический разрыв между желаниями и убеждениями и самим действием.

 

 

Раздел 2. Компетенции обучающегося.

формируемые в результате освоения дисциплины и планируемые результаты обучения.

Студенты, завершившие изучение дисциплины «Концепции современного естествознания», должны обладать следующими вузовскими (обобщёнными) компетенциями (ВК):

  • общекультурной компетенцией (ВОК) - способностью и готовностью использовать основные концепции естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-1);
  • профессиональной компетенцией (ВПК):- способностью представить адекватную современному уровню знаний научную картину мира на основе знания основных концепций естественных наук, выявить естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, привлечь для их решения соответствующий концептуально-понятийный аппарат; иметь представление о приёмах обработки экспериментальных данных.

Уровни освоения компетенций представлены в таблице.

ВОК Знать Уметь Владеть
Уровень 1 основные способы и средства самостоятельного получения информации в области естественных наук; основополагающие концепции современного естествознания; о фундаментальном единстве естественных наук самостоятельно приобретать знания: работать с конспектами, учебной, учебно-методической литературой, применять концептуально-понятийный аппарат естествознания для повышения общекультурного уровня; понимать значимость природных явлений в профессиональной деятельности. основами естественнонаучной культуры мышления, логикой рассуждений, навыками самостоятельного получения информации в области естественных наук, навыками единства измерений в естествознании и технике.
Уровень 2 основные способы и средства самостоятельного получения и анализа, информации в области естественных наук; основополагающие концепции современного естествознания; о фундаментальном единстве естественных наук. научный метод теоретического и экспериментального исследований; о дискретности и непрерывности в природе, о соотношении порядка и беспорядка, динамических и статистических закономерностях самостоятельно приобретать знания: работать с конспектами, учебной, учебно-методической и справочной литературой, применять концептуально-понятийный аппарат естествознания для повышения общекультурного уровня; понимать значимость природных явлений в профессиональной деятельности.применять элементы естественнонаучной культуры для решения общеинженерных задач; использовать знания о строении вещества и физико-химических процессах для понимания свойств различных материалов, принципов действия различных технических приборов и устройств основами естественнонаучной культуры мышления, логикой рассуждений, навыками самостоятельного получения информации в области естественных наук, навыками единства измерений, оценки численного значения измеряемых величин и погрешностей измерений
Уровень 3 основные способы и средства самостоятельного получения и анализа, информации в области естественных наук; основополагающие концепции современного естествознания; о фундаментальном единстве естественных наук. научный метод теоретического и экспериментального исследований; о дискретности и непрерывности в природе, о соотношении порядка и беспорядка, динамических и статистических закономерностях, о соотношении эмпирического и теоретического в познании, о современных научных методах познания природы. самостоятельно приобретать знания: работать с конспектами, учебной, учебно-методической и справочной литературой, применять концептуально-понятийный аппарат естествознания для повышения общекультурного уровня; понимать значимость природных явлений в профессиональной деятельности.применять элементы естественнонаучной культуры для решения общеинженерных задач; использовать знания о строении вещества и физико-химических процессах для понимания свойств различных материалов, принципов действия различных технических приборов и устройств; применять методы моделирования, теоретического и экспериментального исследований в профессиональной деятельности основами естественнонаучной культуры мышления, логикой рассуждений, навыками самостоятельного получения информации в области естественных наук, навыками единства измерений, оценки численного значения измеряемых величин и погрешностей измерений, методами моделирования, теоретического и экспериментального исследований, навыками работы с учебной и справочной литературой и другими источниками информации

 

 

ВПК Знать Уметь Владеть
Уровень 1 трансдисциплинарные стратегии и концепции, феноменологию и структуру естественнонаучной культуры и их роль в профессиональной деятельности решать задачи, опирающиеся на концептуально-понятийную терминологию и осново-полагающие принципы современного естествознания пониманием лингвистической, эпи- стемологической и онтологической фунда-ментальности физики в современном естествознании
Уровень 2 трансдисциплинарные стратегии и концепции, феноменологию и структуру естественнонаучной культуры и их роль в профессиональной деятельности решать задачи, опирающиеся на концептуально-понятийную терминологию и осново-полагающие принципы современного естествознания; исполь-зовать фундаментальную роль физических измерений пониманием лингвистической, эпи- стемологической и онтологической фунда-ментальности физики в современном естествознании, натурфилософским образом мышления
Уровень 3 трансдисциплинарные стратегии и концепции, феноменологию и структуру естественнонаучной культуры и их роль в профессиональной деятельности; роль есте-ствознания в формировании интеллектуальной сферы культуры   решать задачи, опирающиеся на концептуально-понятийную терминологию и осново-полагающие принципы современного естествознания; исполь-зовать фундаментальную роль физических измерений; использовать концепции современного естесвознания в профессиональной деятельности пониманием лингвистической, эпи- стемологической и онтологической фунда-ментальности физики в современном естествознании, натурфилософским образом мышления, пониманием кооператив-ного взаимодейтвия есте-ственнонаучной, социогуманитарной, социально-экономической, технологической и информационно-коммуникативной культур

 

 

Таблица соответствия ВК и компетенций по ФГОС

 

ВК Код направления Перечень компетенций направления (ОК или ПК)
  ВОК   обладать способностью и готовностью к: пониманию современных концепций картины мира на основе сформулированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологии (ОК-2); владению культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений (ОК-3)
  владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1); способностью использовать основные законы естественно-научных дисциплин в профессиональной деятельности, применяет методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-14)
  владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1); способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2)
  обладать знанием и пониманием законов развития природы, общества и мышления и умением оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности (ОК-2); владеть культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-5)
  обладать способностью владеть культурой мышления, целостной системой научных знаний об окружающем мире, ориентироваться в ценностях бытия, жизни, культуры (ОК-1); использовать базовые положения математики, естественных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-2)
  обладать: владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1); способностью применять природоохранные мероприятия и ресурсосберегающие технологии, умением реализовывать экологические принципы рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды (ОК-12)  
  обладать: владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1); стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6)
    ВПК   обладать способностью и готовностью к пониманию и постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности (ПК-10)
  способностью самостоятельно работать с различными источниками информации (ПК-13)
  способен использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-10)
  владеть знакомством с основами межкультурных отношений в менеджменте, способностью эффективно выполнять свои функции в межкультурной среде (ПК-25)
  обладать готовностью к изучению научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта в сервисной деятельности (ПК-13)
  обладать способностью участвовать в разработке инновационных методов, средств и технологий в области профессиональной деятельности (ПК-17)
  Обладать способностью использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ПК-18)

 

 

Раздел 3. Структура и содержание дисциплины

3.1 Тематический план дисциплины

№ п/п Раздел (название) Название темы, литература Содержание
1. Структурная, методологическая и историческая панорама естественно-научного познания мира. 1.1. Предмет курса КСЕ. [6.1:(6.1.1, 6.1.2, 6.1.3, 6.1.4, 6.1.7); 6.2.1] Даются ключевые понятия предмета курса. Формулируются основные цели и задачи курса.  
    1.2. Естествознание и его роль в интеллектуальной сфере культуры. [6.1: (6.1.1, 6.1.3, 6.1.4, 6.1.7)] Рассматриваются схематически основные сегменты интеллектуальной сферы культуры в их взаимосвязи с общим естествознанием. Особое внимание уделяется взаимодействию естественнонаучной и гуманитарной культур.  
    1.3. Научный метод. [6.1: (6.1.1, 6.1.2, 6.1.3, 6.1.6)] Анализируются три группы функций науки: эмпирическая, теоретическая и предметно-практическая. Пренебрегая нелинейной взаимозависимостью функций науки, выделяются эмпирические и теоретические методы, которые объединяются в одно ключевое понятие - научный метод познания мира. Даются ключевые понятия официальных методов научного познания и моделей развития науки.
    1.4. История естествознания. [6.1: (6.1.1, 6.1.2, 6.1.3, 6.1.5, 6.1.7,)] Рассматривается общая периодизация истории естествознания, концептуальные программы и основные концепции естествознания основных периодов её истории.  
    1.5. Панорама, феноменология и структура общего естествознания. [6.1: (6.1.1, 6.1.2, 6.1.3, 6.1.4, 6.1.7)] Анализируются взаимодействующие процессы дифференциации (специализации) естественных наук и их интеграции в общем естествознании на основе кооперативного взаимодействия основных сегментов сферы Мира (Универсума): Природы, Человека и Логоса. В феноменологии общего естествознания выделяются ключевые понятия и основные идеи естествознания.
    1.6. Трансдисциплинарные стратегии и концепции естественнонаучного мышления. [6.1: (6.1.1, 6.1.2, 6.1.3, 6.1.4, 6.1.5)] Рассматривается анализ и синтез основных идей классической, неклассической и постнеклассической стратегий естественнонаучного мышления и их роль в формировании интеллектуальной культуры личности и общества. Показывается, что, несмотря на множество конкретных физических, химических, геологических и биологических структурных уровней материи, объектов, состояний, процессов и явлений, Природа – единый целостный организм, в котором всё взаимосвязано. Концепция целостности анализируется на основе трансдисциплинарных стратегий естественнонаучного мышления. Анализируется концепция моделирования с точки зрения требования различать природу, как таковую в рамках объективной реальности, и систему научного знания о ней, отразившую естественнонаучную реальность. Концепция экспериментальной достоверности рассматривается в исторически-эволюционной диалектике концепции целостности теории, эксперимента и практики.
2. Физические концепции познания мира. 2.1. Физика в контексте интеллектуальной сферы культуры. [6.1: (6.1.1, 6.1.2, 6.1.3, 6.1.4, 6.1.5, 6.1.6, 6.1.7)] Даются определения физики в общенаучном, аристотелевском смысле и в более узком смысле на основе физических исследовательских программ. Анализируется роль физического познания мира в развитии интеллектуальной сферы культуры.
    2.2. Корпускулярно-волновая концепция материи. Структурные уровни организации материи в рамках современной физики. [6.1: (6.1.1, 6.1.2, 6.1.3, 6.1.4, 6.1.5, 6.1.7)] Рассматриваются в эволюционно-диалектическом развитии корпускулярная и континуальная концепции познания Природы и их кооперативное взаимодействие в корпускулярно-волновой концепции материи. Даются краткие описания структурных уровней материи в рамках современной физики на основе выделения конструктивно-теоретических моделей вещества и фундаментальных полей взаимодействия.
    2.3. Фундаментальные взаимодействия. [6.1: (6.1.1, 6.1.2, 6.1.3, 6.1.4, 6.1.5, 6.1.7)] Даются краткие описания фундаментальных физических взаимодействий и рассматриваются основные идеи их объединения в современной физической исследовательской программе – единой теории поля.
    2.4. Пространство, время; принципы относительности и симметрии. Законы сохранения. [6.1: (6.1.1, 6.1.2, 6.1.3, 6.1.4, 6.1.5, 6.1.7)]   Проводится анализ и синтез механистической и релятивистской исследовательских программ на основе коэволюционного развития и соответствия принципов относительности и симметрии. Даются краткие характеристики пространственно-временных отношений в классической физике и анализируется на основе теоремы А.Нётер связь законов сохранения импульса, момента импульса и энергии с симметрией пространства–времени. Даётся краткая характеристика пространственно-временным представлениям в специальной (СТО) и общей (ОТО) теориях относительности. Анализируется целостность пространства-времени и её связь с материей. Рассматривается кинематика и динамика СТО и ОТО на основе принципа симметрии и дисимметрии.
    2.5. Понятие микро- и макросостояния. Принципы суперпозиции, неопределенности, дополнительности и соответствия. [6.1: (6.1.1, 6.1.2, 6.1.3, 6.1.4, 6.1.5, 6.1.7)] Дается общее определение неклассического понятия состояния. Рассматривается концепция микросостояния частицы в квантовой механике. Вводится понятие волновой функции и волнового уравнения Э.Шрёдингера. Формулируются постулаты Н.Бора. Анализируется принцип суперпозиции состояний. Рассматривается концепция микросостояния системы частиц на основе принципа тождественности. Формулируются принципы неопределенности, дополнительности и соответствия. Анализируются соотношения неопределённостей В.Гейзенберга и соотношение неопределённостей для теплового макросостояния А.Эйнштейна. Задаётся флуктуционно-статистическая модель неклассического естествознания в рамках квантово-полевой физической исследовательской программы.
    2.6. Динамические и статистические закономерности природы. [6.1: (6.1.1, 6.1.2, 6.1.3, 6.1.4, 6.1.5, 6.1.7)] Статистические и динамические закономерности анализируются в рамках теплового макросостояния. Формулируются условия теплового равновесия макросостояния при различных видах контакта между макрообъектом (термодинамической системой) и термостатом. В рамках термодинамического описания равновесного макросостояния формулируются начала (законы) равновесной термодинамики. В рамках статистического описания равновесного макросостояния анализируются статистические законы макросостояния. Особое внимание уделяется статистической интерпретации энтропии в равновесной термодинамике. Рассматриваются и элементы неравновесной термодинамики.
    2.7. Физика Вселенной. [6.1: (6.1.1, 6.1.2, 6.1.3, 6.1.4, 6.1.5, 6.1.7)] Проводится классификация объектов, относящихся к космическим телам и диффузной материи. Анализируется стандартная модель эволюции на космологическом уровне и её взаимосвязь с «древом» эволюционных «стрел времени». Схематически рассматриваются модели Метагалактики и Галактики, виды звёзд и модели эволюции звёзд главной последовательности, модель Солнечной системы. Анализируются случайные задержки на пути развития Вселенной.
  Химическая концепция мира. 3.1. Химия в контексте интеллектуальной сферы культуры. Структурные уровни организации материи в рамках современной химии. [6.1: (6.1.1, 6.1.2, 6.1.3, 6.1.4, 6.1.5, 6.1.7)] Даётся определение химии, анализируется химический срез науки о веществе и основные химические модели вещества и типологии молекул. Схематически рассматриваются структурные уровни организации материи в рамках современной химии. В контексте интеллектуальной культуры химия анализируется как отрасль знания о веществе, соединяющая науку и производство.
    3.2. Структурно-концептуальные разделы современной химии и история их становления. [6.1: (6.1.1, 6.1.2, 6.1.3, 6.1.4, 6.1.5, 6.1.7)] Рассматриваются основные модели и подходы структурно-концептуальных разделов современной химии: учения о составе структурной химии; учения о химических процессах и эволюционной химии. Анализируются схематически Периодическая система химических элементов, типы химических связей и структурные основания органических и неорганических соединений. Формулируются основные законы и принципы учения о химических процессах. В рамках концепции неконтролируемых воздействий вводится понятие о катализе. Рассматриваются субстратный и функциональный подходы к проблеме самоорганизации предбиологических систем в рамках эволюционной химии.
  Геологическая концепция Земли. 4.1. Геохронологическая история Земли. [6.1: (6.1.1, 6.1.2, 6.1.3, 6.1.4, 6.1.5, 6.1.7)] В рамках космической шкалы времени с использованием и геологической стрелы времени даётся краткая характеристика основным этапам геохронологической истории Земли.  
    4.2. Структурные уровни материи в рамках модели геосфер Земли. Эндогенные и экзогенные геодинамические процессы. [6.1: (6.1.1, 6.1.2, 6.1.3, 6.1.4, 6.1.5, 6.1.7)] Анализируется строение, структура и состав атмосферы, гидросферы, педосферы, литосферы и баросферы Земли. Рассматриваются эндогенные и экзогенные геодинамические процессы. Анализируются геологические опасности, приводящие к гибели людей и возможности их предотвращения.
  Эволюционная концепция биологического уровня организации материи. 5.1. Биология в контексте интеллектуальной сферы культуры. [6.1: (6.1.1, 6.1.2, 6.1.3, 6.1.4, 6.1.5, 6.1.7)] Анализируется роль современной биологии в формировании интеллектуальной сферы культуры. Рассматриваются натуралистический, физико-химический и эволюционный образы биологии в рамках трансдисциплинарных стратегий естественнонаучного мышления. Формулируются фундаментальные признаки живого. Проводится классификация крупных систематических групп живых организмов по типу питания.
    5.2. Основные структурные уровни биологической организации материи[6.1: (6.1.1, 6.1.2, 6.1.3, 6.1.4, 6.1.5, 6.1.7)] Проводится анализ основных структурных уровней биологической организации материи: биосферного (биогеоценотического), популяционно-видового, онтогенетического и молекулярно-генетического. Анализируется структурная иерархия живой материи и кооперативное взаимодействие системных образований биологической организации материи.
    5.3. Генетика и эволюция. [6.1: (6.1.1, 6.1.2, 6.1.3, 6.1.4, 6.1.5, 6.1.7)] Рассматриваются онтогенетические и молекулярно-генетические основы генетики. Формулируются законы генетики Г. Менделя и закон сцепленного наследования неаллельных генов Т. Моргана. На основе закона Т. Моргана анализируется хромосомная генетика пола. Даются определения ключевым понятиям генетики. Формулируются основные аксиомы генетической биологии. Анализируют проблемы и перспективы генной инженерии.
    5.4. Синтетическая теория эволюции. Микро- и макроэволюция. [6.1: (6.1.1, 6.1.2, 6.1.3, 6.1.4, 6.1.5, 6.1.7)]   Даются краткие характеристики основным понятиям синтетической теории эволюции как синтеза дарвинской триады парадигмы эволюции и генетики. Особое внимание уделяется кооперативному взаимодействию теорий микро- и макроэволюций. В современных подходах к теории макроэволюции важную роль играет биоэкология.
    5.5. Основные теории происхождения живого. [6.1: (6.1.1, 6.1.2, 6.1.3, 6.1.4, 6.1.5, 6.1.7)]     Проводится краткий культурно-исторический анализ теорий происхождения живого. Рассматривается кооперативное взаимодействие методологических признаков: голобиоза, гепобиоза и симбиоза в естественнонаучной концепции происхождения живого. Особое значение придается взаимодействию генетики и биохимической эволюции, а также «вере в высшее, сверхсознательное, сверхразумное» на основе взаимодействия теорий панспермии и креационизма с антропным принципом.
    5.6. Человек как особый уровень организации живой материи [6.1: (6.1.1, 6.1.2, 6.1.3, 6.1.4, 6.1.5, 6.1.7)]   Живой организм рассматривается как открытая физико-химическая система, существующая в окружающей среде в «стационарном состоянии». Схематично анализируются проблемы онтогенеза и гомеостаза в рамках нервной и эндокринной систем управления и физико-химической модели клетки. Человек как особый уровень биологической организации живой материи анализируется на основе условных и безусловных рефлексов, физиологических особенностей биоритмов, строения и функций мозга. Особое значение придается взаимосвязанным формам психической деятельности: сознанию и подсознанию, а также ключевым понятиям физиологической сущности человека: эмоциям, сознанию, вниманию, памяти и мышлению. Подчеркивается, что с биологическими ритмами необходимо увязывать ритм труда и отдыха и помнить о генетике биологических часов и взаимосвязи их работы с ритмами Солнца и биосферы.
  Человек и природа 6.1. Концепция биосферы и ноосферы. [6.1: (6.1.1, 6.1.2, 6.1.3, 6.1.4, 6.1.5, 6.1.7)]     Проводится анализ компонентов биосферы по В.И. Вернадскому. Биогеохимический круговорот веществ и превращения энергии анализируется на основе основных геохимических функций живого вещества. Рассматриваются основные свойства биосферы. Ноосфера рассматривается на основе концепции коэволюции биосферы и человека в ноосферу. В рамках экоцентризма отмечается определенный приоритет биосферы Земли по отношению к ноосфере, что лишний раз подчеркивает сложный, противоречивый характер коэволюцеонной пары: «биосферы и человека». Структура ноосферы включает: человечество, социальные системы, науку и технологии в биоэкологическом единстве с биосферой.
    6.2. Концепция экологии. [6.1: (6.1.1, 6.1.2, 6.1.3, 6.1.4, 6.1.5, 6.1.7)]     В рамках концепции экологии рассматриваются основные предметные основания экологии: биоэкология и глобальная экология. Экология анализируется на основе законов экологии и природопользования как наука о ценности природы.
    6.3. Феномен человека, «как существа трехстороннего-биосоциокультурного». [6.1: (6.1.1, 6.1.2, 6.1.3, 6.1.4, 6.1.5, 6.1.7)]   Неклассическая биосоциокультурная модель человека позволяет развести три понятия: индивид, индивидуальность, личность. В культурологической индивидуальности («неустранимости личности») возникает неклассическое «пересечение» различных моделей «рациональности в действии», а также биоэтики и социальной этики. анализируется биосоциокультурный характер современного понятия здоровья и науки о здоровье души и тела – валеологии.
    6.4.Коэволюционная, синергетическая парадигма современного естествознания. [6.1: (6.1.1, 6.1.2, 6.1.3, 6.1.4, 6.1.5, 6.1.6, 6.1.7)]   Коэволюционная, синергетическая парадигма современного естествознания опирается на понятие глобальной эволюции, связывающей эволюционирующий Космос с коэволюцией природных систем и человека. Коэволюция (совместная эволюция) позволяет опираться на «коллективное действие» и акцентировать внимание на кооперативности взаимодействия частей при образовании структуры как единого целого, т.е. на междисциплинарное направление в науке – синергетику. Даются краткие характеристики синергетики, неравновесной термодинамики и нелинейной динамики. Анализируется их взаимосодействие принципу глобального эволюционизма и основополагающей концепции коэволюции природных систем и человека в коэволюционной, синергетической парадигме современного естествознания.
    6.5. На эволюционно-диалектическом пути к «целостной культуре» нарождающейся информационно-образовательной цивилизации [6.1: (6.1.1, 6.1.2, 6.1.3, 6.1.4, 6.1.5, 6.1.7)]   Анализируется кооперативное взаимодействие экоцентризма с антропоцентризмом. Подчеркивается, что целостность «первой природы» задает и принципиальную необходимость целостности «второй природы» - культуры, которая может быть реализована только в рамках информационно-образовательной цивилизации на основе эколого-социальной синергетики интеллектуальной сферы культуры.  

 

Распределение бюджета времени по видам занятий

3.2 Лекционные занятия

№ рейтингового блока № темы Объем времени, час
норм. срок обучения
очная заочная (080100, 080200, 100700) заочная (030300) заочная (034700)
  1.1, 1.2, 1.3        
1.4, 1.5, 1.6  
2.1, 2.2, 2.3,  
2.4, 2.5, 2.6,  
2.7  
  3.1,3.2  
4.1, 4.2, 5.1  
5.2, 5.3, 5.4, 5.5  
5.6, 6.1, 6.3,  
6.4, 6.5,  
Итого:        

 

 

3.3 Практические и лабораторные занятия

№ рейтингового блока Тема практического занятия № темы из раздела 2 Объем времени, час
норм. срок обучения
очная заочная
030300, 034700, 080100, 100100, 100700 080200, 111400, 080100-ИЭиМ     080100 080200 100700
    Предмет курса КСЕ. Естествознание и его роль в интеллектуальной сфере культуры. Ключеые понятия научного метода. 1.1, 1.2, 1.3     Рассматриваются конкретные темы контрольных заданий во время консультаций и защиты контрольных работ
Возникновение науки в Древней Греции. Концепция натуральной магии раннего Ренессанса. 1.4    
Этап механического естествознания. 1.4    
Возникновение эволюционных идей и кризиса классического естествознания 1.4    
Панорама, структура и феноменология современного естествознания. 1.4; 1.5; 1.6, 1.7    
Физические концепции познания мира. 2.1; 2.2; 2.3; 2.4.    
Физические исследовательские научные программы. Физические картины мира. 2.4; 2.5; 2.6    
Физика Вселенной 2.7    
  Химическая концепция познания мира 3.1; 3.2    
Геологическая концепция строения геооболочек и эволюции Земли. 4.1; 4.2    
Биология в контексте интеллектуальной культуры. Структурные уровни биологической организации материи 5.1, 5.2    
Генетика и эволюция. Синтетическая теория эволюции биологических структур материи. 5.3, 5.5    
  Основные гипотезы (теории) происхождения живого 5.4    
Человек как особый уровень организации материи 5.6    
Концепции биосферы и ноосферы 6.1    
Концепция экологии 6.2    
Феномен человека как существа трехстороннего – биосоциокультурного. Коэволюционная синергетическая парадигма современного естествознания 6.3, 6.4    
  Итоговое занятие 6.4, 6.5    
Итого:          

 

№ рейтингового блока Тема лабораторного занятия № темы из раздела 2 Объем времени, час
норм. срок обучения
очная заочная
080200, 111400, 080100-ИЭиМ 030300, 034700, 080100, 100100, 100700 080100 080200 100700 030300 034700  
  Вводное занятие: «Концепция измерения в классическом и неклассическом естествознании» 1.6, 1.7, 2.4, 2.5, 2.6   - - -
Выполнение фронтальной лабораторной работы: «Концепция измерения в классическом естествознании на примере прямых и косвенных измерений кинематических характеристик равнопеременного движения» 1.6, 1.7, 2.4, 2.5, 2.6   -   -
Защита фронтальной лабораторной работы. Тестовый контроль. 1.6, 1.7, 2.4, 2.5, 2.6   -   -
  Выполнение натурных и виртуальных лабораторных работ по разделу «Физические концепции познания мира» 2.1, 2.2, 2.3, 2.4, 2.5, 2.6   - - -
Защита лабораторных работ. Тестовый контроль. 2.1, 2.2, 2.3, 2.4, 2.5, 2.6   - - -
Выполнение виртуальных лабораторных работ по разделу «Геологическая концепция Земли» 4.1, 4.2   - - -
Защита лабораторных работ. Тестовый контроль. 4.1, 4.2   - - -
Итого:        

 

 

3.4 Самостоятельная работа студентов (СРС)

№ п.п. Вид самостоятельной работы Объем времени, час Рекомендуемая литература
норм. срок обучения
очная заочная
080200, 111400, 080100-ИЭиМ 030300, 034700, 080100, 100100, 100700 080100 080200 100700 030300 034700
  Усвоение текущего материала.         [6.1.1 – 6.1.7, 6.2.1 – 6.2.6]
  Подготовка к практическим занятиям         [6.1.1 – 6.1.7, 6.2.1 – 6.2.6]
  Подготовка к лабораторным занятиям   -     [6.4.1 – 6.4.4; 6.7.1- 6.7.9]
  Подготовка к зачёту, экзамену, рейтинговому контролю.         [6.1.1 – 6.1.7; 6.2.1]
  Выполнение контрольных работ         [6.1.1 – 6.1.7, 6.2.1 – 6.2.6]
Итого:          
                 

 

3.5 Распределение баллов за текущую работу

 

 

Вид текущей учебной работы Количество баллов  
080200, 111400, 080100-ИЭиМ 030300, 034700, 080100, 100100, 100700
Тестовый контроль    
Семинарские занятия    
Лабораторные работы -  
Итого за семестр    
       

 

Раздел 4. Образовательные технологии

Реализация программы предусматривает использование образовательных технологий, направленных на формирование элементов компетенции, в обеспечении которых участвует дисциплина «Концепции современного естествознания». В процессе обучения реализуется лекционно-практическая и лабораторно-зачётная система и используются следующие образовательные технологии.

4.1 Предметно-ориентированные технологии обучения

4.1.1 Технология постановки цели.

4.1.2 Технология полного концептуально-понятийного усвоения

4.1.3 Технология педагогического процесса

4.1.4 Технология концентрированного обучения

4.1.5 Технология разноуровневого обучения

4. 2 Личностно-ориентированные технологии обучения

4.2.1 Технология обучения как учебного исследования

4.2.2 Технология коллективной мыследеятельности

4.2.3 Технология здоровьесбережения

4.3 В процессе реализации указанных технологий выполняются следующие условия:

4.3.1 Чтение лекций с использованием электронных ресурсов

Получено свидетельство о регистрации электронного ресурса № 15393, отвечающего требованиям новизны и приоритетности: Электронный учебно-методический комплекс «Концепции современного естествознания», дата регистрации 25 февраля 2010 года.

Авторы: Наследников Ю.М., Шполянский А.Я., Кудря А.П., Стибаев А.Г.

4.3.2 Проведение интерактивных занятий

4.3.3 Концептуально-понятийное моделирование природных явлений при выполнении натурных и виртуальных лабораторных работ

4.3.4 Тестирование по всем изучаемым разделам курса.

 

Раздел 5. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации и самоконтроля по итогам освоения дисциплины.

Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего контроля, промежуточного контроля, экзаменов. Фонд включает оценочные средства для проведения текущего контроля по итогам освоения разделов дисциплины и в целом по дисциплине.

- контрольные вопросы и контрольные тестовые задания по каждой лабораторной работе.

- задания для аудиторных практических занятий и самостоятельной работы студентов.

- задания для тестового контроля аудиторной и самостоятельной работы студентов на практических занятиях по курсу КСЕ.

- перечень экзаменационных вопросов.

- структурно-содержательные тесты по всем изучаемым разделам.

 

 

5.1 Перечень вопросов для подготовки к промежуточным аттестациям и экзаменам

Раздел1: Структурная, методологическая и историческая панорама естественнонаучного познания мира.

1. Предмет курса «Концепции современного естествознания».

Знать: ключевые понятия предмета КСЕ.

2. Естествознание и его роль в интеллектуальной сфере культуры.

Знать: структурные уровни (сегменты) интеллектуальной сферы культуры; отличия гуманитарно-художественной культуры от научно-технической; отличительные признаки псевдонауки.

3. Ключевые понятия научного метода.

Знать: уровни научного познания (эмпирический, теоретический); определение методов познания; модели развития науки; научные картины мира.

4. История естествознания.

Знать: основные концептуальные программы и основные концепции от эпохи античной натурфилософии до эпохи современного естествознания; развитие представления о материи, движении и взаимодействии.

5. Панорама и структура современного общего естествознания.

Знать: процессы интеграции и дифференциации наук; концептуальные программы физики, химии и биологии современного естествознания; основные сегменты Мира (Универсума).

6. Феноменология современного общего естествознания.

Знать: основные (интегрирующие) понятия общего естествознания; интегративность, целостность и иерархичность природы; основные идеи общего естествознания.

Уметь: видеть в природном объекте характерные свойства систем.

7. Трансдисциплинарные стратегии естественнонаучного мышения.

Знать: основные идеи классической, неклассической и постнеклассической стратегий естественнонаучного мышления.

8. Трансдисциплинарные концепции естественнонаучного мышления.

Знать: концепции моделирования и экспериментальной достоверности в естественнонаучной культуре.

 

Раздел 2: Физические концепции познания мира.

9. Физика к контексте интеллектуальной культуры.

Знать: предмет физики, включая астрофизику и космологию; физические картины мира: механическую, электромагнитную, квантово-полевую и современную и их кооперативное взаимодействие с физическими исследовательскими программами и трансдисциплинарными стратегиями и концепциями естественнонаучного и общенаучного мышления.

10. Корпускулярно-волновая концепция материи.

Знать: корпускулярно-волновой дуализм как всеобщее свойство материи; современное понятие состояния в квантовой механике и его всеобщность на всех структурных уровнях материи.

11. Структурные уровни организации материи в рамках современной физики.

Знать: масштабные уровни материи и критерии подразделения на гипермир, мегамир, макромир, микромир и гипомир; структуры микро-, макро- и мегамира; полевые формы материи и их взаимосвязь со структурными масштабными уровнями.

12. Фундаментальные взаимодействия и концепции их объединения в современной физической исследовательской программе – единой теории поля.

Знать: представления о взаимодействии в физических картинах мира; принципы дальнодействия и близкодействия; характеристики фундаментальных взаимодействий; полевой и квантово-полевой механизмы передачи взаимодействия; частицы-переносчики фундаментальных взаимодействий.

Уметь: выбрать среди предложенных объекты, стабильность которых обеспечивается конкретным видом взаимодействия.

13. Общие представления о систематике элементарных частиц. Фундаментальные микрочастицы.

Знать: в рамках структуры микромира о многообразии элементарных частиц; классы фундаментальных микрочастиц.

14. Принципы симметрии, законы сохранения.

Знать: понятие симметрии в естествознании; симметрии пространства и времени; теорему Нётер о взаимодействии симметрии с законами сохранения; законы сохранения энергии, импульса, момента импульса и соответствующие симметрии пространства, времени; иметь представление об эволюции как цепочке нарушения симметрии (дисимметрии, творящей явление).

15. Эволюция принципов относительности и дополняющих их постулатов.

Знать: принципы относительности и дополняющие их постулаты в классической механике, специальной и общей теориях относительности.

16. Концепция пространственно-временных отношений в природе.

Знать: историю развития представлений о пространстве и времени; взаимосвязь между пространством, временем, материей и её движением; эволюция геометрии пространства-времени; основные релятивистские эффекты.

17. Концепции квантовой механики.

Знать: абстрактно-математическое обоснование корпускулярно-волнового дуализма в формулах М. Планка и Л. де-Бройля; соотношение неопределенностей В. Гейзенберга: координата-импульс, энергия-время; принцип дополнительности в узком (квантовомеханическом) смысле; описание состояния в квантовой механике; статистический характер квантового описания природы; принципы суперпозиции состояний.

Уметь: применять знания по теме при анализе конкретных положений, примеров.

18. Процессы в микромире.

Знать: взаимопревращения элементарных частиц, основные законы природы, определяющие возможность и ход процессов в микромире, явление естественной радиоактивности, её вероятный характер; основные виды радиоактивного распада; цепной характер деления ядер урана; термоядерные реакции, необходимые для них условия; звезды как естественные термоядерные реакторы; понятие дефекта массы; относительные величины энергий реакций ядерного синтеза, деления ядер, химических процессов (в сравнении).

19. Общенаучный смысл принципов неопределенности, дополнительности, соответствия и простоты.

Знать: общенаучную формулировку основных методологических принципов физики; примеры их проявления в широком смысле.

Уметь: применять методологию принципов неопределенности, дополнительности, соответствия и простоты при анализе конкретных положений, примеров.

20. Динамические и статистические закономерности в природе.

Знать: сущность динамических теорий как детерминистского описания природы, их примеры; статистические теории, описывающие системы с хаосом и беспорядком, их основные понятия и примеры; фундаментальный характер статистических закономерностей (или теорий).

21. Основные характеристики (макропараметры) равновесного теплового макросостояния и его термодинамическое описание на основе начал (законов) равновесной термодинамики.

Знать: предмет термодинамики; физический смысл макропараметров равновесного теплового макросостояния; нулевое, первое второе и третье начала термодинамики; многогранный смысл энтропии; соотношение неопределенностей Эйнштейна.

Иметь представление: о неравновесной термодинамике диссипативных структур.

Уметь: применять знания по теме при анализе конкретных положений, примеров.

22. Статистсические законы макросостояния. Броуновское движение. Энтропия как мера беспорядка.

Знать: фундаментальность статистической физики; броуновское движение как пример хаоса; статистический смысл энтропии.

23. Структурные уровни материи в мегамире в рамках выделения космических тел и диффузной материи. Эволюция представлений о мегамире в рамках геоцентрической, гелиоцентрической и космоцентрической (космологической) картины мира. «Древо» эволюции мира на основе концепции стрел времени.

Знать: предмет космологии и астрофизики; основные вехи развития натурфилософских и научных космологических представлений (космогонические и космологические модели Аристотеля, Птоломея, Коперника, Эйнштейна, Фридмана, модель «Большого взрыва»).

24. Эволюция Вселенной в рамках стандартной теории «Большого взрыва». Модели и геометрия Вселенной.

Знать: основные этапы космической шкалы времени вплоть до образования солнечно-планетной системы; основные наблюдаемые свойства Вселенной (однородность в больших масштабах, красное смещение в спектрах далеких галактик, интерпретируемое как эффект Доплера, возникающий вследствие разбегания галактик, закон и постоянная Хаббла); расширение Вселенной; возраст Вселенной – понятия, методы оценки, современная оценка.

25. Модель галактики – Млечный путь и метагалактики.

26. Основные виды звезд и их эволюция.

27. Модель Солнечной системы.

28. Основные случайные задержки на пути развития Вселенной.

 

Раздел 3: Химическая концепция познания мира

29. Химия в контексте интеллектуальной культуры. Химические модели вещества и типология молекул. Структурные уровни материи в рамках современной химии. Химические системы.

Знать: предмет химии; эволюцию химических моделей вещества; структурную иерархию объектов химии; понятия: «химический элемент», «атом», «изотоп», «молекула», «вещество», «химическая формула», «химическая реакция».

Иметь представление: о мономерах, полимерах, катализаторах, биокатализаторах, качественном и количественном составе вещества, о строении атома, о периодическом законе и периодической системе, о типах химических связей.

30. Историческая последовательность становления основных концептуально-конструктивных уровней современной химии: учения о составе, структурной химии, учения о химических процессах, эволюционной химии.

31. Реакционная способность веществ.

Знать: понятия о химических, экзо-, эндотермических процессах, химической кинетике, энергии активации, катализе, автокатализе; свойства катализаторов; влияние различных факторов на скорость химических реакций, закон действующих масс, правило Вант-Гоффа; состояние равновесия и условия его смещения; принцип Ле-Шателье.

32. Субстратный и функциональный подходы к проблеме самоорганизации предбиологических систем в эволюционной химии.

Знать: основные органогены; особенности атома углерода как органогена № 1.

Иметь представление: иметь представление об автоволновых реакциях Белоусова-Жаботинского, о кооперативном (синергетическом) взаимодействии концепции биогенеза (Луи Пастер), неравновесной термодинамики диссипативных структур (И.Пригожин) и теории саморазвития элементарных каталитических систем (А.П.Руденко и др.).

 

Раздел 4: Геологическая концепция развития и строения Земли.

33. Геохронологическая история Земли.

Знать: понятия о геологических эрах и периодах, связь границ между эрами с геологическими и палеонтологическими изменениями.

Иметь представление: о теории катастроф и теории геологического эволюционизма.

34. Структурные уровни организации материи в рамках геосфер Земли.

Знать: внутреннее строение и историю геологического развития Земли; основные структурные уровни геосферного строения и их внутреннюю дифференциацию по свойствам и химическому составу: атмосфера, гидросфера, педосфера, литосфера, баросфера; отличие Земли от других планет земной группы; методы определения внутреннего строения и возраста Земли; концепции развития геосферных оболочек и тектонику литосферных плит; структуру и химический состав атмосферы.

35. Эндогенные и экзогенные геодинамические процессы.

Знать: классификацию эндогенных и экзогенных геодинамических процессах и из влияние на геолого-экологические катастрофы и кризисы.

 

Раздел 5: Эволюционная концепция биологического уровня организации материи.

36. Биология в контексте интеллектуальной культуры.

Знать: предмет биологии; классификацию образов биологии: натуралистический, физико-химический, эволюционный; фундаментальные признаки живого; основные идеи биологии в контексте культуры.

Иметь представление: о натуралистической классификации, о физико-химической классификации крупных систематических групп, живых организмов по типу питания на основе иерархического соподчинения таксонов.

37. Структурные уровни биологической организации материи.

Знать: основные структурные уровни биологической организации материи: биосферный (биогеоценотический), популяционно-видовой, онтогенетический и молекулярно-генетический; понятие о системных образованиях, входящих в структурные уровни.

38. Генетика и эволюция.

Знать: предмет генетики, законы Г.Менделя, генетику пола и закон Т.Моргана; ключевые понятия генетики; Важнейшие биополимеры – белки, липиды, углеводы, нуклеиновые кислоты, их функции; аминокислоты и нуклеотиды как мономеры биополимеров; принцип комплементарности, комлементарные пары азотистых оснований; процессы редупликации, транскрипции, трансляции; генетический код, его свойства; геном человека; основные аксиомы биологии.

Иметь представление: о генной инженерии.

39. Основные гипотезы (теории) происхождения живого.

Знать: культурно-историческую последовательность возникновения и развития основных гипотез (теорий) происхождения живого: креационизм, постоянное самозарождение, стационарное состояние, гипотезу панспермии, биохимическую эволюцию; предпосылки и этапы возникновения жизни в рамках естественнонаучной концепции; методологические подходы в вопросе происхождения жизни: голобиоз, генобиоз.

40. Синтетическая теория эволюции биологических структур материи.

Знать: эволюционную концепцию Ж.Ламарка, теорию эволюции Ч.Дарвина; синтетическую теорию эволюции, её основные положения об элементарных единицах, материале явления, факторах; микро-, макроэволюции; основные атрибуты эволюции: самопроизвольность, необратимость, направленность; формы отбора.

41. Человек как особый уровень организации материи.

Знать: основные понятия, характеризующие развитие и системы регуляции живого организма как открытой физико-химической системы; функции и основные физико-химические процессы «органов» клетки; биоритмы; функциональные различия лево- и правополушарного мышления.

Иметь представление: о формах психической деятельности, о «целостном» поле сознания, о принципиальном отличии сознательной функции человеческого мозга; об эмоциях, сознании, внимании, памяти и мышлении.

 

Раздел 6: Человек и природа.

42. Концепция биосферы.

Знать: биосферу как экосистему высшего ранга; состав и границы биосферы; вещество живое, косное, биогенное, биокосное; геохимические функции живого вещества; основные свойства биосферы по В.И.Вернадскому.

Иметь представление: о биогенезе и ноогенезе.

43. Концепция ноосферы.

Иметь представление: о ноосфере как области взаимодействия человека и природы, в пределах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором развития; об эволюции понятия «ноосфера» в трудах Э.Леруа, П. Тейара де Шардена и В.И.Вернадского.

44. Концепция экологии.

Иметь представление: о предметных основаниях экологии: биоэкологии и глобальной экологии; о структуре экосистемы, видах природных экосистем и принципах функционирования; законах экологии Б.Коммонера.

Знать: понятие пищевых цепей, пирамид, направления энергетических потоков в экосистемах; понятие экологического кризиса, глобального экологического кризиса, основные направления преодоления в социокультурных принципах ноосферы и устойчивого развития.

Уметь: различать биотические, абиотические и антропогенные экологические факторы; определять вид загрязнения окружающей среды (ингредиентное, физическое, деструктивное), оценивать его возможные последствия.

45. Феномен человека как существа трехстороннего – «биосоциокультурного».

Знать: понятия индивида, индивидуальности и личности в биосоциокультурной модели человека (М.С.Коган); современные представления о здоровье и валеологии.

Иметь представление: о гуманистических позициях биоэтики и социальной этики.

46. Коэволюционная синергетическая парадигма современного естествознания.

Иметь представление: о двухстороннем взаимодействии антропного принципа и принципа глобального эволюционизма; о биосферном и ноосферном подходах к эволюции человека и природы; о синергетике – теории самоорганизации; о самоорганизации в природных системах и необходимых условиях самоорганизации; о предметных основах синергетики: основных идеях синергетики Г.Хакена, неравновесной термодинамики диссипативных систем и структур И.Пригожина, о нелинейной динамике.

47. На эволюционно-диалектическом пути к целостной культуре информационно-образовательной цивилизации.

Иметь представление: о социально-экологической синергетике развития цивилизации в концепциях рынка, стратегии, безопасности и устойчивого развития.

Уметь: выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности; заботиться о качестве как способности к сохранению и развитию биосоциокультурной сущности человека на основе основополагающей концепции коэволюции природных систем и человека.

 

5.2 Темы письменных работ

Предусмотрены контрольные работы по всем разделам курса КСЕ

1. Предмет и задачи учебного курса «Концепции современного естествознания».

2. Интеллектуальная сфера культуры и её связь с современным естествознанием.

3. Научный метод.

4. Модели науки. Физические исследовательские программы.

5. Математическая научная программа античности.

6. Корпускулярная (атомистическая) научная программа античной натурфилософии.

7. Континуалистская научная программа античной натурфило-софии.

8. Геоцентрическая картина мира античной натурфилософии.

9. Средневековая схоластика и её роль в становлении абстрактно-модельного образа мышления аналитического естествознания.

10. Концепция натуральной магии раннего Ренессанса.

11. Коперниковская революция и становление гелиоцентрической картины мира.

12. Становление рационального мышления аналитического естествознания.

13. И. Ньютон как основатель классической механики.

14. Становление учения о составе в классической химии в трудах Р. Бойля, М. В. Ломоносова и А. Лавуазье.

15. К. Линней и его роль в становлении классической (натура-листской) биологии.

16. О роли Г. Кавендиша и Ш. Кулона в установлении закона электрического взаимодействия.

17. Основные идеи механистической физической исследовательской программы. Парадигма движения И. Ньютона.

18. О роли Л.Эйлера, Д. Бернулли, Ж. Лангранжа и П. Лапласа в построении здания аналитической и небесной механики. Лапласовский детерминизм. Механистическая картина мира.

19. О роли Дж. Дальтона и Й. Берцелиуса в становлении химической атомистики и атомно-молекулярной модели вещества.

20. Теории катастроф и геологического эволюционизма

(Ж. Кювье и Ч. Лайель).

21. Теория эволюции живой материи (Ж. Ламарк, Ч. Дарвин). Парадигма эволюции Ч. Дарвина.

22. Становление структурной химии (А.М. Бутлеров, Я. Вант-Гофф)

23. Становление феноменологических начал (законов) равновесной термодинамики (Ю. Майер, Г. Гельмгольц, У. Томсон (Кельвин), Н. Карно, Р. Клаузиус, Л. Больцман).

24. Периодический закон химических элементов Д.И. Менде-леева.

25. Становление и развитие классической электродинамики (М. Фарадей, Д. Максвелл, Г. Герц). Электродинамическая карти-на мира.

26. Открытие рентгеновского и радиоактивного излучений. Естественная и искусственная радиоактивность.

27. Квантовая гипотеза и квантовая (квазиклассическая) теория атома (М. Планк, А. Эйнштейн, Э. Резерфорд, Н. Бор).

28. Химическая термодинамика и статистическая физика в трудах Дж. Гиббса, Л. Больцмана и Д. Максвелла.

29. Структура, основные идеи и понятия общего естествознания.

30. Классическая, неклассическая и постнеклассическая стратегии естественнонаучного мышления.

31. Трансдисциплинарные концепции целостности и модели-рования природы. Трансдисциплинарная концепция эксперимен-тальной достоверности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: