О многообразии форм звукоизвлечения в манерах пения

Выше мы немного коснулись формы традиционного народного пения, южнорусского стиля, в котором используется в основном грудной регистр в женском звукообразовании и головной регистр в мужском звукообразовании в совместном пении с женскими голосами. В мужских народных ансамблях, заметим, используются все регистры мужского голоса.
Мы не говорим отдельно об академической манере пения, поскольку описание её различных школ является отдельной темой. Заметим лишь то, что появление этой манеры связано с акустическими особенностями церкви, помещения, академии и в немалой степени отрицания высших слоёв знати народной, крестьянской манеры звукообразования.

До сих пор ещё люди, воспитанные на академической манере, называют пение в народной манере криком. Хотя стоит заметить, что неумелые народные певцы действительно кричат, так как не умеют использовать головной регистр и головные резонаторы.

Для академической манеры женского звукообразования свойственно использование в большей мере головного регистра. Подключение грудного регистра осуществляется посредством поднятия мягкого нёба рта. Однако, звук при этом теряет блеск, силу и не может сравниться по силе со звуком народного голоса.

В мужской академической манере пения, по сути, нет разницы с народной манерой в использовании регистров и резонаторов. Единственное, что отличает, то это степень поднятия мягкого нёба, «зевка». Однако, степень «зевка» разная и в академических вокальных школах. Мы можем, например, заметить разность звука сольного пения оперных певцов с пением хористов. Формирование же светлого звука, т.е. «в маске» свойственно народной и академической манере.

Но мы можем заметить, что эстрадные певцы, не обучающиеся ни той, ни другой манере звукообразования используют свойства обеих манер. Заметим, часто и те, кто учился академической манере пения, может пользоваться народной манерой и наоборот, кто учился народной манере может научиться пользоваться академической манерой.

Это характерно для многих эстрадных певцов. Жанр эстрадного пения очень разнообразен по стилю и манере звукообразования. Мы можем заметить, например, отличие авторской, бардовской песни, исполняемой под собственный аккомпанемент гитары, от пения романса, в котором разнообразные оттенки ведения звука показывают некую страстность чувств. Заметим также своеобразие в формировании звука и исполнения в цыганской манере.

Конкуренция в шоу-бизнесе постоянно требует какого-то необычного стиля. И вот появились стили, которые с точки зрения традиционного пения, пением назвать трудно. Можно ли назвать пением, например стиль «рэп» или горловые способы звукообразования, где хрипом и клёкотом горловым произносит текст.

Тувинское горловое пение связано с религиозно-шаманской традицией. Но почему же «певцы» подобного горлового стиля так часто на телевидении? Пение на английском языке стало престижным для членов жюри всяких конкурсов.

Ансамблям же в подлинно русской народной манере там места не находится. Но давно известно как формируется сознание народа разными жанрами и текстами песен.
Американизация песенной среды и языка русского народа у некоторой части населения считается современной культурой. И чужое они стали считать родным. А родное пение, которое они нигде не слышали, считают – чужим.

Возникает вопрос. Можно ли считать нормой жизни, современностью разрыв связи времён, поколений и уничтожение национальной, этнической певческой традиции?

Если это уничтожение современно то, что в итоге даёт для нравственного здоровья такая современность? Нетрудно посмотреть вокруг и догадаться. Поэтому современным может быть лишь то, что спасает современного человека и целый народ.

 

Заслуженный работник культуры РФ,
член Союза композиторов РФ
И.И. Веретенников


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: