Молебен из нескольких канонов

Различают каноны господские (Спасу), Богородице, святым. На одном молебне можно объединить три, а некоторые Уставы разрешают четыре канона. При этом два господских или два богородичных не объединяются. Святым допускается соединение канонов только под старшим каноном Спасу или Богородице.

Порядок канонов следующий: господский, богородичный, святым-бесплотным, Предотече, апостолам, пророкам, мученикам, преподобным, святителям — по порядку перечисления святых в чине Великой павечерницы (после Верую).

Бог Господь поется на глас 1-го тропаря, при смене тропаря канонарх возглашает глас.

ПОРЯДОК КАЖДОЙ ПЕСНИ КАНОНОВ:

ирмос 1-го канона 1-жды;

тропари на 4 с запевом, 1-го канона;

тропари на 4 с запевом, 2-го канона, без ирмоса;

тропари на 4 с последнего канона, без ирмоса, два с запевом, затем Слава и И ныне;

катавасии 1-го, 2-го, 3-го канонов. Господи помилуй, 3-жды. По 3-й и 6-й песни Слава, И ныне.

Евангелия чтутся по порядку канонов, разделяя[8]. Стихеру поют первую или все по местному обычаю. Некоторые поют не более 2-х прокимнов, 3-е евангелие чтут «под зачало».


[1] См. также Приложение.
[2] См. Обязанности наставника.
[3] См. Приложение.
[4] См. § 4.8.
[5] Для сравнения — §4.10.
[6] См. Приложение.
[7] См. Приложение.
[8] См. описание Евангелия в указаниях к Часам.
[9] Указание помещено от обычая, в печатных Уставах отсутствует.
[10] Указание помещено от обычая, в печатных Уставах отсутствует.

 

+ ПОДРОБНОЕ ОПИСАНИЕ СЛУЖБЫ РОЖЕСТВУ ХРИСТОВУ +

Служба находится в декабрьской Минее 25-го числа, а также в праздничной Минее, в полной общей Минее. Используются также книги Часослов (или Часовник),, Псалтырь, Апостол, Евангелие; певческие — Обиход, Ирмосы, Праздники; поучительные — Торжественник, Пролог и др.

Приходные, исходные и прочие поклоны поясные.

ВЕЧЕРНЯ — служится накануне пораньше.

Начало по Часослову (Часовнику). Наставник — За молитв... Чтец — Аминь. Царю небесныи. Святыи Боже... По Отче наш наставник молитву Исусову. Чтец — Аминь. Господи помилуй, 12. Слава, И ныне. Приидите поклонимся... Псалом «Благослови душе моя Господа...». Слава, И ныне. Аллилуия аллилуия слава Тебе Боже, 3-жды, с поклонами — 2-жды чтением, 3-й раз поем (ведущий лик) и затем пением Господи помилуй, 12, Слава, И ныне.

Если Рожество в воскресенье, читаем по Псалтыри 1-ю кафизму — Блажен муж. На Ставах поем — И чыне. Аллилуия..., 3-жды, Господи помилуй, 3-жды, Слава, Чтец — И ныне. Чтет далее. А на последней Аллилуия 2-й лик поет Господи помилуй, 3-жды. Слава, И ныне.

Если Рожество в понедельник, читается только 1-я Слава кафизмы Блажен муж. Если ее поем, стихи для пения в Обиходе.

В прочие дни кафизма не читается.

Далее следуют по Часослову возвахи: чтец чтет псалмы до стиха Из глубины. Если возвахи поем, то возглашается глас 2-й, чтец читает псалмы, останавливаясь на повторяемых пением (роспев в Обиходе) стихах, до конца. Совершается каждение.

Затем поем с запевами возвашные стихеры по Минее (по клиросам). Запев — Из глубины возвах к Тебе Господи (возглашает канонарх). Лик поет — Господи услыши глас мой. Стихера — Приидите возрадуемся... Запев — Будете уши Твои. Стихера — Приидите возрадуемся. Аще беззакония... — Господу Исусу. И мене ради... — Господу Исусу. От стражи... — Царство Твое. Яко от Господа... — Царство Твое. Хвалите Господа... — Что Ти принесем, (на сходе) — Яко утвердися... — Что Ти принесем. Слава, И ныне, глас тойже. Августу Единоначальствующу (если роспевом — по Праздникам).

Наставник возглашает: «Свете тихии». Лик (на сходе) — Святыя славы... Текст в Часослове, роспев в Обиходе.

Чтец (канонарх) с Часословом в руках на сходе благословись возглашает прокимен дню недели по Часослову. «Прокимен, псалом Давыдов», текст. В воскресенье вечером — Се ныне..., в понедельник вечером — Господь услышит мя... и т.д. Лик поет прокимен (роспев в Обиходе). Чтец возглашает стих. 2-й лик поет прокимен. Чтец

возглашает опять прокимен до конца. Лик поет его 3-й раз. Если Рожество в субботу, прокимен глаголется по Минее, после всей праздничной службы он помещен, в сам праздник вечером: возглашается «Прокимен великии, глас седмыи. Кто Бог велии яко Бог наш, Ты еси Бог творяи чудеса"..Лик поет (в Обиходе). Чтец — стихи (три) и Кто Бог... Лики поют Кто Бог всего 5 раз.

Если Рожество в воскресенье, прокимен Господь воцарися, к нему три стиха и опять прокимен. Поем также 5 раз.

Далее особой погласицей чтутся паремии по Минее: «От Бытия чтение...». Слушаем их сидя. По 3-х паремиях (встаем) чтец: «Глас шестыи. Тайно родился еси...». Конец — И волхвы Ти приведе... — повторяем пением 6-м гласом, как конец тропаря. Чтец глаголет стихи, Слава, И ныне, с этим же концом, и повторяем его пением. Затем чтет: Тайно родился еси, а конец сам поет. Садимся, и чтутся следующие три паремии. Встаем. Также возглашает: «Глас шестыи». Тропарь, Стихи, Слава, И ныне, - с концом Волхвы наставил еси — повторяем его пением. Чтет тропарь, поет конец сам. Садимся, и еще две паремии. Чтец прощается.

Встаем, и 2-й лик запевает к апостолу Господи помилуй, 3-жды, Слава, И ныне, (как перед евангелием). Чтец апостола, на сходе благословляясь: «Прокимен, глас первыи. Господь рече ко мне, Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя». Стих и опять прокимен. Текст в конце Апостола, есть и в Минее. Поем прокимен 3-жды «обеденным.» роспевом, по Обиходу. Чтец чтет по Апостолу зачало 303. Оно также есть в Минее накануне в службе Царских часов на 1-м часе: «К евреом послание Святаго апостола Павла (чтение). Многочастне и многообразие...». На словах: «наследствова имя» протягиваем голосом раздел. Конец — И лета Твоя не оскудеют. Чтец — «Аллилуия», три стиха и «Аллилуия». Поем «Аллилуия» 5 раз «обеденным» роспевом. Чтец прощается.

Далее по Евангелию зачало от Луки, 5. Оно же в Минее на 3-м часе Царских часов. Наставник, благословляясь: «От Луки Святаго Евангелия чтение. 2-й лик — Слава Тебе Господи — поклон, роспев «обеденный». «Во днех онех изыде повеление от кесаря Августа...». Раздел на словах «в человецех благоволение». Конец — якоже глаголано бысть к ним.

Если Рожество в воскресенье или понедельник, чтется по Апостолу зачало 207, прокимен и аллилуия те же. «К галатом послание..,», «Братие, по человеку глаголю, обаче..». Раздел на словах «иже есть Исус», конец — Дастся верующим. Евангелие от Матфея, 53: «От Матфея...» «Рече Господь притчю сию, подобно есть Царствие небесное зерну горушичну...». Раздел — на ветвях его, конец -прииде в дом Исус.

По евангелии поем Слава Тебе Господи. Господи помилуй, 40. Слава, И ныне... веком. Чтец — Аминь. Сподоби Господи — по Часослову. 2-й лик — Господи помилуй, 12. Слава, И ныне... веком. Аминь (ведущий) — Честнейшую херувим... Слава, И ныне. Господи помилуй, 2-жды, Господи благослови, с поклоном. Наставник — отпуст: «Рождеися в Вифлееме Июдейстем и во яслех возлегии, Господи Исусе; Христе Сыне Божии, молитв ради Пречистыя Ти Матере и всех святых, помилуй и спаси нас, яко благ и человеколюбец.» Кланяется в пояс. Головщик — Аминь. На сходе поем тропарь Рожество Твое Христе Боже наш, на-глас 4-й. Слава, И ныне, глас 3-й. Девая днесь (кондак). Роспев в Обиходе. В клиросе - Господи помилуй, 3-жды.

На Рожество полагается служба по чину всенощного. Если же всенощная не служится, конец вечерни такой: По Сподоби Господи помилуй, 12. Слава, И ныне. Лития — поются по Минее стихеры. Поем Господи, помилуй 40, 30, 50, Слава, И ныне. Стиховна в Минее. По Часослову Ныне отпущаеши, Святыи Боже. По Отче наш по молитве чтец тропарь Рожеству. Лик — Честнейшую и прочее. Отпуст. Аминь. Господи помилуй, 3-жды.

ПАВЕЧЕРНИЦА МАЛАЯ

Читается все по Часослову обычно, без канона: По Верую поем Достойно. Чтец — Святыи Боже... По Отче наш кондак Девая днесь, Господи помилуй, 40, Иже на всяко время и прочее. Отпуст малый (Корпение, Ненавидящих без стиха заупокой).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: