Порядок возмещения экологического вреда. Оценка экологического вреда и способы возмещения

Порядок возмещения экологического вреда

По общему правилу ГК РФ и в соответствии с экологическим за­конодательством возмещение экологического вреда производится добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в порядке искового судопроизводства.

В соответствии с ФЗ «Об охране окружающей среды» право предъявления исков в суд о возмещении вреда окружающей среде имеют органы государственной власти РФ и субъектов РФ (органы госу­дарственного экологического управления: Рослесхоз - иски о возмещении вреда, причиненного лесам; государственными инспекторами по надзору в области использования и охраны вод, т.е. должностным лицам Росприроднадзора – по нарушениям водного законодательства) граждане и общественные объединения граждан.

Административный порядок привлечения к ответственности за причинение экологического вреда: первичным документом является протокол об экологи­ческом правонарушении. Наряду с прочими необходимыми данными в протоколе указываются сведения о размерах воздействия на окружа­ющую среду. После рассмотрения дела об экологическом правонару­шении должностное лицо уполномоченного органа (комиссия) выно­сит Постановление о возмещении вреда, причиненного окружающей природной среде, к которому прилагается Акт о размерах причинен­ных убытков. При неисполнении правонарушителем требований о возмещении вреда в соответствии с вынесенным Постановлением уполномоченные государственные органы могут предъявлять в суд иск о возмещении вреда, причиненного окружа­ющей природной среде.

По общему правилу дела о возмещении экологического вреда рас­сматриваются судами общей юрисдикции или арбитражными судами в соответствии с правилами подведомственности

На практике подавляющее большинство споров признаются как связанные с экономи­ческой и предпринимательской деятельностью и рассматривается арбитражными судами. Однако Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении «О примене­нии судами законодательства об ответственности в области охраны окружающей среды и природопользования», по сути, признал все споры о возмещении вреда как споры, возникающие из экологиче­ских отношений (п. 30). Данная позиция заслуживает поддержки, так как, действительно, к экологическим относятся все общественные отношения, объектом которых выступает окружающая среда и ее отдельные компоненты.

 

Оценка экологического вреда и способы возмещения

В соответствии со ст. 77 и 78 Федерального закона «Об охране окружающей среды» возмещение вреда производится путем 1) компен­сации фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды с учетом понесенных убытков, в том числе упу­щенной выгоды (в денежной форме), либо 2) посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом вос­становительных работ (реальное возмещение вреда).

Суду при­надлежит право свободного выбора способа возмещения экологиче­ского вреда. Экологическое законодательство не предусматривает приоритета реального возмещения вреда, поскольку во мно­гих случаях причинитель вреда объективно не способен восстановить нарушенные природные условия. Денежная компенсация становится наиболее удобным и поэтому часто используемым способом возме­щения экологического вреда.

Однако законодательство в целом не предусматривает порядка обязательного использования полученных компенсационных средств на восстановление нарушенных природ­ных условий, поэтому нередко денежная компенсация, как для госу­дарства (как собственника большинства природных объектов), так и для других потерпевших, становится частью их дохода без каких-либо обязательств. Тем более природа способна к самовосстановлению, либо восстановление технически невозможно (очистка атмосферного воздуха).

Определение денежного размера причиненного вреда является од­ним из сложных элементов процедуры компенсации. Сложность со­стоит в том, что природные объекты не имеют заранее фиксированной цены. Поэтому используются два способа оценки причиненного вреда:

— исходя из понесенных фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ. Фактические затраты рассчитываются путем калькуляции, т. е. путем сложения стоимости работ по восстановле­нию нарушенных природных условий.;

— в соответствии с таксами и методиками ис­числения размера вреда окружающей среде. Этот способ состоит в том, что в виде стандарта определяется сумма, которую причинитель вреда обязан уплатить за каждую единицу незаконно использованного, поврежденного природного объекта или добыто­го природного ресурса.

Таксовый способ расчета причиненного вреда используется только при отсутствии возможности расчета фактических затрат на восста­новление нарушенных природных условий. Но на практике таксы и методики имеют приоритет по отношению к исчислению вреда по фактическим затратам, т.е. если таксы и методики установлены, то размер компенсации будет исчисляться именно по ним, а не по фактическим затратам, хотя альтернатива предъяв­ления требования в суд об исчислении вреда по фактическим затратам остается.

Таксы и методики установлены такими нормативными правовыми актами, как постановление Правительства РФ от 8 мая 2007 г. № 273 «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нару­шения лесного законодательства», приказ Минприроды РФ от 8 де­кабря 2011 г. № 948 «Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам», приказ Росрыболовства от 25 ноября 2011 г. № 1166 «Об утверждении методики исчисления размера вреда, причиненного водным биологическим ресурсам» и другими.

Возмещению подлежит только причиненный в результате право­нарушении вред. Неотвратимая угроза причинения экологического вреда не является основанием для возмещения предполагаемого вреда. В данном случае опасность причинения вреда в будущем мо­жет явиться основанием к иску о приостановлении, временном запрете или прекращении деятельности, создающей такую опасность.

В российском гражданском и экологическом законодательстве закреплен принцип возмещения экологического вреда в полном объ­еме, т. е. обязанность причинителя вреда компенсировать все расходы и убытки, которые несет потерпевший в связи с повреждением либо уничтожением принадлежащего ему природного объекта на праве соб­ственности либо пользования. Компенсация расходов и убытков про­изводится из собственных средств, а также за счет страховых фондов, в том числе фондов обязательного страхования.

При причинении вреда здоровью применяется ст. 1085 ГК РФ, пред­усматривающая, что возмещению подлежит утраченный потерпевшим заработок (доход), который он имел либо определенно мог иметь, а также дополнительно понесенные расходы, вызванные повреждением здоровья (например, расходы на лечение, приобретение лекарств, посторонний уход и др.).


Особенная часть


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: