Административная ответственность за экологические правонарушения

Под административной ответственностью за экологические право­нарушения следует понимать способность лица в связи с совершением данного правонарушения претерпевать неблагоприятное последствие личного или имущественного характера, предусмотренное админи­стративно-правовой нормой и выраженное в виде административного взыскания.

От других видов ответственности ее отличает порядок установле­ния, применение широким кругом уполномоченных органов и долж­ностных лиц, совокупность материальных и процессуальных правоот­ношений, а также то, что наложение административного взыскания не влечет для нарушителя судимости. Упрощенный по сравнению с гражданским и уголовным процессом порядок применения мер адми­нистративного воздействия позволяет более оперативно реагировать на нарушения природоохранительного законодательства, что делает административную ответственность важным средством правового обеспечения охраны природы.

Административным правонарушением признается противо­правное, виновное действие (бездействие) физического или юри­дического лица, за которое КоАП или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Глава 8 КоАП РФ объединяет административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользо­вания (ст. 8.1—8.43). Любое из этих правонарушений может нанести вред окружающей среде в целом или отдельным ее компонентам

Первая группа отношений – по охране окружающей среды. Например, несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, со­оружений или иных объектов; нарушение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами; на­рушение законодательства об экологической экспертизе и др.

Далее группы по охране отдель­ных ее компонентов:

Земля. Порча земли; использование земельных участков не по целевому назначению и др.

Недра. Нарушение требований по рациональному использованию недр, нарушение правил и требований проведения работ по геологическому изучению недр и др.

Водные объекты. Нарушение правил охраны водных объектов; на­рушение правил водопользования; нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств и др.

Морские воды, континентальный шельф РФ и исключительная эко­номическая зона РФ, Антарктика. Нарушение правил захоронения отходов и других материалов во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации и др.

Атмосферный воздух. Эксплуатация механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в вы­бросах либо нормативов уровня шума и др.

Лес. Самовольное использование лесов; незаконная рубка, повреждение лесных насаждений и др.

Животный мир. Нарушение правил правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов и др.

Нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях (ст. 8.39)

Кроме специальных составов, сосредоточенных в гл. 8 КоАП РФ, экологическими могут быть составы правонарушений, предусмотренные в других главах КоАП РФ, последствиями которых будет загрязнение окружающей среды. Например, самовольное заня­тие земельного участка (ст. 7.1); нарушение правил использования атомной энергии и учета ядерных материалов и радиоактивных веществ (9.6); сокрытие сведений о внезапном падеже или об одновремен­ных массовых заболеваниях животных (ст. 10.7) и др

 

За административные правонарушения в области природопользова­ния и охраны окружающей среды наиболее часто применяемым видом наказания является административный штраф, но возможны и другие виды наказаний, например, конфискация орудия совершения или пред­мета административного правонарушения.

Предусматривается административное приостановление деятельности, применяется, в том числе, в случае угрозы жизни или здоровью лю­дей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды. Административное приостановление деятельности устанавливается на срок до 90 суток.

Кроме того, КоАП РФ регламентирует временный запрет деятельности, который может применяться только в исключительных случаях, если предотвращение указанных обстоятельств другими спо­собами невозможно.

Субъектами административной ответственности являются граж­дане, должностные лица и юридические лица. В отношении юриди­ческого лица применяются такие виды наказаний, как предупреж­дение, административный штраф, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, административ­ное приостановление деятельности, остальные виды наказаний мо­гут быть применены только к физическим лицам.

О совершении административного правонарушения должен быть составлен протокол. Перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, со­гласно ст. 28.3 КоАП РФ, достаточно широк. Это, например, должностные лица органов, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, органов, осуществляющих федеральный государственный карантинный фитосанитарный надзор, органов, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор и др.

Дело об администра­тивном правонарушении рассматривается по месту его совершения в пятнадцатидневный срок со дня получения судьей, органом, долж­ностным лицом, правомочным рассматривать дели, протокола и дру­гих материалов дела. По результатам рассмотрения дела об админи­стративном правонарушении может быть вынесено постановление о назначении административного наказания или о прекращении произ­водства по делу, либо определение о передаче дела на рассмотрение по подведомственности.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: