В результате освоения дисциплины «Технологии самообразования и самоорганизации» формируются общекультурная компетенция: способность к самообразованию и самоорганизации (ОК-7).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
1. Знать:
- основы структуры личности, эмоционально-волевой сферы, своего характера, личностного роста и развития;
- основные компонентов самоорганизации (самовоспитание, самообучение, самоконтроль)
- знание особенности деятельности и поведения личности;
- приемов и техник, повышающих эффективность организации человеком собственной деятельности, научной организации умственного труда;
- сущности, значимости, методов и форм самообразования.
2. Уметь:
- работать с литературой в различных формах; осуществлять информационный поиск с использованием различных средств
- определять долгосрочные и краткосрочные цели деятельности;
- планировать рабочее время и личную деятельность;
- контролировать и оценивать ход и результаты деятельности;
3. Владеть:
- приемами самообразовательной деятельности;
- пониманием соответствия жизненных выборов индивидуальным особенностям личности, соответствия образа «Я» и профидентичности личности.
Программа учебной дисциплины
«Технологии самообразования и самоорганизации»
Структура дисциплины
Согласно учебным планам общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.
Семестр | Форма промежуточной аттестации | Форма самостоятельной работы | Часы учебных занятий | Примечание | |||
всего | лекции | практика | СР | ||||
Зачет | Контрольная работа |
Образовательные технологии, применяемые при проведении занятий, представлены в виде интерактивных лекций с использованием презентаций в объеме 4 часов.
Содержание разделов дисциплины
Раздел 1. Общие основы самоорганизации и самообразования личности.
Цель и задачи изучения дисциплины. Порядок работы и требования к лекционным, практическим занятиям и самостоятельной работе.
Понятие самоорганизации, особенности и проявление. Интегральность самоорганизации. Саморегуляция, самоуправление. Самообразование как система умственного и мировоззренческого самовоспитания. Взаимосвязь самоорганизации и самообразования.
Раздел 2. Исторический подход к развитию представлений о человеке и его возможностях.
Представления о человеке в истории философской, психологической и педагогической мысли: субъективистские концепции, объективистски-отнологические учения и синтезирующие концепции человека. Дуальность природы человека: соотношение биологического и социального, души и тела в человеке.
Раздел 3. Человек как самоуправляемая система
Человек, личность, индивид, субъект, индивидуальность: понятия и соотношение между ними. Системный подход в понимании человека. Роль и содержание факторов, влияющих на формирование личности. Возрастная периодизация.
Основные теории в определении структуры личности в зарубежной и отечественной психологии. Механизмы психологической защиты личности.
Социальная направленность, социальный опыт и интеллект. Самосознание личности.