Используя сведения, данные в таблице, данные в таблице, составьте описание веществ

Урок 1.6

Повторение. Краткие причастия.

Прочитайте предложения и скажите, как образуются краткие причастия

Прочитать текст – прочита нн ый текст –текст прочита н.

Построить мост – постро енн ый мост – мост постро ен.

Забыть книгу – забы т ая книга – книга забы т а.

2. Образуйте краткие пассивные причастия мужского рода от глаголов: решить, получить, создать, обнаружить, нагреть, растворить, объяснить, прочитать, открыть, купить, перевести.

3. Дополните предложения кратким пассивным причастием объяснён в нужной форме рода и числа.


1. Теорема … профессором.

2. Правило … профессором.

3. Закон … профессором.

4. Задачи … профессором.


Прочитайте предложения. Укажите пассивные причастия прошедшего времени (полные и краткие). Укажите субъект и предикат предложений. Сделайте вывод о синтаксической функции краткой формы пассивного причастия прошедшего времени.

1. Текст прочитан студентом. – Текст, прочитанный студентом, лежит на столе.

2. Реферат написан аспиранткой. Реферат, написанный аспиранткой, получил отличную оценку.

3. Теорема объяснена профессором. Теорему, объяснённую профессором, студенты хорошо поняли.

4. Лекарство создано химиками. Лекарство, созданное химиками, очень эффективно.

5. Мост построен строителями за два года. По мосту, построенному строителями за два года, могут двигаться и пешеходы, и автотранспорт.

Дополните предложения подходящей (полной или краткой) формой причастий от следующих глаголов.

1) построить: Ваш дом … недавно. Вы живёте в дом, … недавно.

2) купить: Я положил в сумку … книги. Старые книги … в магазине «Букинист».

3) открыть: Всем нравится недавно … автодорога. Автодорога … недавно.

4) прочитать: Письмо уже …. Я ещё раз прочитал уже … мною письмо.

5) забыть: Наши обиды давно …. Давно … обиды мы вспомнили вновь.

6) перевести: Его стихи … на русский язык. Стихи, … на русский язык, всем понравились.

 

Тема: Описание вещества и характеристика его назначения

Обратите внимание на слова и конструкции, которые используются при описании вещества: 1) газ (газообразное вещество) – жидкость (жидкое вещество) – твёрдое вещество; 2) аморфное вещество – кристаллическое вещество; 3) бесцветное вещество – жёлтое вещество – вещество жёлтого цвета – вещество с желтоватым оттенком; 4) безвкусная жидкость – жидкость без вкуса – сладкая (кислая, горькая жидкость – жидкость с горьким вкусом; 5) газ без запаха – газ с резким запахом; 6) ковкий металл – хрупкий металл

Используя сведения, данные в таблице, данные в таблице, составьте описание веществ

вещество состояние в обычных условиях цвет вкус запах
хлорная известь порошок белый - резкий
йод кристаллы тёмно-фиолетовый - -
закись азота газ не имеет сладковатый резкий

О б р а з е ц: Хлорная известь представляет собой белый порошок с резким запахом.

2. Дайте утвердительные ответы на вопросы. Образец: Что представляет собой азотная кислота? – Это бесцветная жидкость с резким запахом? – Да, азотная кислота представляет собой бесцветную жидкость с резким запахом.

1) Что представляет собой медь? Это металл красного цвета? 2) Что представляет собой платина? Это белый блестящий ковкий металл? 3) Что представляет собой серебро? Это блестящее кристаллическое вещество? 4) Что представляет собой графит? Это тёмно-серые кристаллы со слабым металлическим блеском?

3. Сравните употребление конструкций с глаголами представлять собой и являться. Вспомните, что конструкции с глаголом являться обычно употребляется для общей характеристики более конкретного понятия через более общее.

1) Алюминий представляет собой серебристо-белый лёгкий металл. – Алюминий является самым распространённым в природе металлом. 2) Золото представляет собой ярко-жёлтый блестящий металл. – Золото является прекрасным проводником тепла и электрического тока. 3) Азот представляет собой бесцветный газ без запаха. – Азот является главной составной частью воздуха.

 

 

4. Подтвердите высказывания, используя конструкции с глаголами представлять собой или являться.

1) Стекло – это твёрдый прозрачный материал. 2) Стекло – хороший изолятор. 3) Нефть – это сложная смесь углеводородов. 4) Нефть – важнейшее полезное ископаемое.

5. Определите, какое предложение (а или б) является ответом на заданный вопрос.

1) Как используются природные газы? а) Природные газы служат сырьём для синтетических смол. б) Сырьём для синтетических смол служат природные газы.

2) Из чего изготовляют синтетические смолы? а) Природные газы служат сырьём для синтетических смол. б) Сырьём для синтетических смол служат природные газы.

6. Найдите логическое продолжение (а или б) данных предложений.

1) Некоторые твёрдые вещества не плавятся, а непосредственно переходят в газообразное состояние. А) Йод служит примером таких веществ. Б) Примером

Таких веществ служит йод.

2) В годы первой мировой войны была разработана технология получения синтетической нефти. А) Бурый уголь служил исходным веществом для синтеза нефти. Б) Исходным веществом для синтеза нефти служил бурый уголь.

3) В некоторых странах разрабатываются (создаются) проекты перевода автотранспорта с бензина на этанол (этиловый спирт). А) Кукуруза служит сырьём для получения спирта. Б) Сырьём для получения спирта служит кукуруза. Из одной тонны получают до 180 литров этанола.

Т е к с т

1. Уточните слова в словаре: тонуть – утонуть (где), испаряться – испариться, соли, ощущать – ощутить (что), ощущение, испытывать – испытать (что).

 

2. Образуйте существительные от данных глаголов: испаряться, существовать, растворить, плавать.

3. Образовать существительные со значением свойства от прилагательных с помощью суффикса -ость-.

Солёный, плотный, лёгкий, хрупкий, мягкий, жидкое, способный.

 

4. От данных прилагательных со значением свойства образуйте прилагательные с помощью суффиксов -оват- / -еват-. Образец: сладкий – сладковатый (немного сладкий).

Горький, кислый, красный, жёлтый, синий, низкий, трудный.

 

5. Прочитайте предложения. Обратите внимание на значение выделенных слов. Каким словом можно их заменить?

Вода – чрезвычайно распространённое вещество как на Земле, так и в космосе.

Исключительно важна роль воды в возникновении и существовании жизни на Земле

 

6. Найдите в тексте краткие причастия.

 

7.Прочитайте текст. Ответьте на вопрос: «Какими необычайными свойствами обладает вода Мёртвого моря, залива Каспийского моря и озера Эльтон?»

Вода

Вода – чрезвычайно распространённое вещество как на Земле, так и в космосе.

В космосе вода существует только в виде пара или льда. Например, на Луне обнаружено большое количество водяного льда.

Около 71% поверхности Земли покрыто водой (океаны, моря, озёра, реки, льды). Вода может существовать в трёх основных состояниях – жидком, газообразном и твёрдом и приобретать различные формы, которые могут одновременно соседствовать друг с другом: водяной пар и облака в небе, морская вода и айсберги, ледники и реки. Исключительно важна роль воды в возникновении и существовании жизни на Земле, например, вода – важнейшая часть человеческого тела и составляет 65% нашего веса. Из-за этой важности воду подразделяют на типы по различным принципам в зависимости от свойств: пресная, морская, минеральная, питьевая, дистиллированная, лёгкая, тяжёлая, сверхтяжёлая.

Одно из необычных природных явлений – существование моря, в котором нельзя утонуть. Такое море известно человечеству с древнейших времён. Это знаменитое Мёртвое море. Воды этого моря очень солёные, и в них не может жить ни одно живое существо. Очень жаркий, без дождей климат Западной Азии вызывает сильное испарение воды с поверхности моря. Но испаряется только чистая вода, растворённые соли остаются и увеличивают солёность воды. Вследствие этого вода Мёртвого моря содержит не 2 – 3 % соли, как большинство морей и океанов, а 27 % и более; а с глубиной солёность воды растёт. Итак, четвёртую часть веществ Мёртвого моря составляют соли, растворённые в его воде, а общее количество солей в нём составляет 40 млн тонн.

Американский писатель Марк Твен, посетивший это море, описывает необычайные ощущения, которые он и его спутники испытали, купаясь в тяжёлых водах Мёртвого моря: «Это было забавное купанье! Мы не могли утонуть. Здесь можно вытянуться на воле во всю длину, лёжа на спине и сложив руки на груди, причём большая часть тела будет оставаться над водой. При этом можно поднять голову. Вы можете лежать очень удобно на спине, если же вы плывёте лицом вниз, то двигаетесь не вперёд, а назад».

Действительно, большая плотность воды позволяет человеку удобно расположиться на поверхности Мёртвого моря, даже читать книгу.

Такими же необычайными свойствами обладает вода залива Каспийского моря и озера Эльтон, содержащая 27 % солей. Плотность воды залива Каспийского моря – 1,18 г/см³. в такой воде можно плавать, а утонуть невозможно.

Как можно объяснить данные явления? Высокая солёность Мёртвого моря, залива Каспийского моря и озера Эльтон обусловливает следующую особенность: их воды значительнее тяжелее обыкновенной морской воды. Утонуть в такой тяжёлой жидкости нельзя: человеческое тело легче её. Другими словами, вес нашего тела заметно меньше веса равного объёма такой солёной воды. Следовательно, человек не может утонуть в Мёртвом море – он всплывёт в нём.

Однако существует разновидность воды, которая и в чистом виде, без всяких примесей, заметно тяжелее обыкновенной. Её плотность 1,1 г/см³. Следовательно, в бассейне с такой водой человек, даже не умеющий плавать, не утонет. Такую воду назвали тяжёлой водой; её химическая формула D₂О (атомы водорода здесь вдвое тяжелее атомов обыкновенного водорода и обозначаются буквой D). Её химические и физические свойства: жидкость без цвета, запаха и вкуса, температура замерзания 3,8°С, температура кипения 101,4°С, она хуже растворяет соли, чем обыкновенная вода. Химические реакции с тяжёлой водой протекают медленнее, чем с обыкновенной.

В природе тяжёлая вода в незначительном количестве растворена в обыкновенной воде. Так, в 10 л питьевой воды её содержится около 8 граммов. В небольших количествах она попадает на Землю в составе осадков. Тяжелой воды больше в местностях с жарким климатом, на поверхности океана на экваторе и в тропиках.

Она добывается промышленным способом почти в чистом виде из обыкновенной воды методом электролиза.

В настоящее время тяжёлая вода состава D₂О и других разновидностей широко применяется в атомной технике, в частности, как замедлитель в атомных реакторах.

Задания

1. Прочитайте ещё раз ту часть текста, в которой говорится о тяжёлой воде. Прочитайте назывной план этого фрагмента текста. Найдите в тексте информацию по каждому пункту плана.

1. Физические и химические свойства тяжёлой воды.

1) Цвет, запах, вкус.

2) Условия изменения агрегатного состояния.

3) Участие в химических реакциях.

2. Тяжелая вода в природе.

3. Получение тяжёлой воды. (главное – характеристика способа и источников получения)

4. Применение тяжёлой воды. (главное – цель и область применения).

2. Разделите текст на части. Напишите вопросный и назывной планы текста.

3. Перескажите текст, используя план.

*4. Подготовьте презентацию и расскажите о необычном веществе, опираясь на план из задания 1.

А) Нитинол (сплав никеля и титана). Б) Горячий лёд (ацетат натрия). В) Неньютоновские жидкости.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: