Мы уже видели, что указания современного русского Типикона о Рождественском посте относятся к двум различным разделам книги: Месяцеслову (глава под 14 ноября) и дисциплинарному уставу (глава «О разрешении всего лета»), причём между ними имеются некоторые противоречия. То же наблюдается и в дониконовских изданиях «Ока церковного».
Указания о посте в составе Месяцеслова там – почти в точности те же, что и в современном Типиконе, причём вместо дат праздников (см. выше, I.3. Б) имена почитаемых святых указаны явным образом[36]. Единственное отличие – исключение из послениконовской редакции устава небольшой главы о переносе памятей наиболее почитаемых святых с понедельника, среды и пятницы на соседние дни ради того, чтобы можно было вкушать в эти праздники рыбу[37].
Что же касается дисциплинарного устава, то в его содержании наблюдаются очень существенные различия. В двух из трехдониконовских изданиях (исключение составляет «Око…» 1633 г.) Рождественскому посту посвящены не один, а целых три параграфа в дисциплинарном уставе. Первый параграф предлагает разные уровни разрешения поста в зависимости от знака празднуемого святого[38]; второй говорит о делении Рождественского поста на два периода – до памяти святителя Николая и после нее[39]; третий касается темы различия меры поста у монахов и у мирян[40].
|
|
Поскольку в послениконовском Типиконе имеется только первый параграф из этих трёх (видимо, под влиянием издания 1633 г.), начать следует с него. Дониконовское «Око церковное» предлагает следующую классификацию праздников: без особого празднования, с полиелеем, с бдением, престольный праздник. Уже одно это – праздники начинаются не со «славословия», а с полиелея, и сама классификация содержит больше градаций – выглядит логичнее, чем указания в отредактированном уставе. Сами указания о мере поста в различные дни недели в зависимости от статуса праздника следующие:
– день без особого праздника
пн – сухоядение, трапеза только один раз в день, вечером
вт, чт – дозволяются растительное масло и вино, трапеза дважды в день
ср, пт – сухоядение, трапеза только один раз в день, вечером
– полиелей
пн – дозволяются растительное масло и вино, трапеза дважды в день
вт, чт – дозволяется рыба, трапеза дважды в день
ср, пт – дозволяется только вино, без растительного масла, трапеза дважды в день
– бдение
пн – дозволяется рыба, трапеза дважды в день
вт, чт – дозволяется рыба, трапеза дважды в день
ср, пт – дозволяются растительное масло и вино, трапеза дважды в день
|
|
– престольный праздник
в любой день недели – дозволяется рыба, трапеза дважды в день
Эти указания не противоречат предписаниям в Месяцеслове: понедельник не поставлен в один ряд со вторником и четвергом, рыба по-прежнему разрешается только на престольные праздники. Таким образом, можно утверждать, что наиболее яркие противоречия в ныне действующем Типиконе (см. пункт Ι.6 выше) применительно к указаниям о Рождественском посте обусловлены неудачной редактурой дисциплинарного устава.
Далее, во втором параграфе дисциплинарного устава из дониконовских изданий «Ока церковного» содержится правило о том, что в первую половину поста, до памяти святителя Николы, по вторникам и четвергам все-таки разрешено вкушение рыбы; лишь вторая половина поста проходит по всем изложенным в других разделах «Ока…» строгим правилам. Выше мы упоминали присутствие аналогичных указаний в одном из византийских уставов XIV века (Типикон св. Иоанна Крестителя на горе Меникио). Можно сделать вывод о том, что деление Рождественского поста на два периода – менее строгий и более строгий – было для Руси традиционным и восходит к обычаям ещё византийской эпохи.
Наконец, в третьем параграфе дисциплинарного устава из «Ока церковного», касающемся темы Рождественского поста, монахам предписывается есть в этот пост рыбу только по субботам и воскресеньям, а мирянам дозволено делать это также по вторникам и четвергам. Очевидным образом, здесь наблюдается противоречие изложенным выше указаниям, но внимания заслуживает не оно само по себе, а рекомендации о том, как соблюдать пост мирянам в сравнении с монахами. Вопреки ожиданиям, эти рекомендации сводятся не к призыву ослабить пост находящимся в миру, но, напротив, усилить его – находящимся в монастыре.
Помимо изданий «Ока церковного» необходимо остановиться ещё на одном источнике – так называемом Малом уставе (или Уставе о домашней молитве), книге о келейной молитве, поклонах и постах, обладающей большим авторитетом в старообрядческой среде[41]. Сама эта книга сложилась уже в послениконовскую эпоху, но ее указания составлены на основе Большого устава, то есть «Ока церковного» 1641 года, Соловецкого устава (= Обиходник Соловецкого монастыря, ходивший в большом числе рукописных копий), уставных глав из дониконовских изданий различных книг. В частности, о Рождественском посте здесь говорится в главе 32. Сначала, со ссылкой на «Устав большой», описан уже хорошо знакомый нам устав: в первую половину поста, до святителя Николы, предписано сухоядение по понедельникам, средам и пятницам и вкушение рыбы в остальные дни; во вторую половину поста рыба оставлена для суббот и воскресений, а для вторников и четвергов – только масло и вино (понедельники, среды и пятницы продолжают отмечаться сухоядением). Затем даётся указание из «Номоканона» и «Статьи о христианском житии» – оба эти текста проникли в состав московских церковных книг из книг южно- и западнорусской печати только в 1640-е годы – о возможности вкушения масла и вина также и по понедельникам.
Но затем в Малом уставе приводится выписка из Соловецкого устава, где в понедельники, среды и пятницы разрешается есть «щи», то есть овощную похлебку, и еще два блюда: по средам и пятницам оба холодные (именно так понималось на Руси предписание о «сухоядении»: как пусть даже сваренная, но остывшая еда), а по понедельникам – одно горячее, а другое холодное. После праздника святителя Николы рыбу по субботам и воскресеньям заменяют «пласти», то есть сушеная рыба, устав понедельников (одно горячее блюдо, другое холодное) переходит на вторники и четверги, а понедельники начинают соблюдаться по уставу среды и пятницы. Последние же пять дней поста суббота и воскресенье сохраняют разрешение только на растительное масло, а во все прочие дни – сухоядение. По сравнению с византийскими правилами, включая их изложение в «Оке церковном», Соловецкий устав выглядит более мягким: каждый день – горячая похлебка, и блюд вместо одного – два. Однако именно он лучше подходит для нужд сурового климата Русского Севера, сохраняя при этом всю необходимую строгость. При этом в нем отсутствует упоминание о частом употреблении вина, что для Руси, в отличие от Византии, не было свойственно. Роль вина, которое византийские монахи употребляли не ради опьянения, а из-за содержащихся в нем полезных веществ, на Руси выполняли продукты из ягод и т.п. Соловецкий устав ближе всего стоит к реальной практике пощения на Руси.
|
|