Игра «Откуда пришёл хлеб?»

У КОГО ХЛЕБУШКО, У ТОГО И СЧАСТЬЕ

познавательный час

 

Вступление

Мы встречаемся с ним каждый день. Без него не обходится ни скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол. Он сопровождает нас от рождения до глубокой старости - добрый наш друг, имя которого произносят с любовью и теплотой люди на всех языках.

Отгадайте загадку и узнаете, о чём пойдёт речь на нашем классном часе:

Вырос в поле колоском,

На столе лежит куском.(Хлеб)

Предлагаю вам небольшое задание, посмотрите на эти картинки. Что из представленного здесь можно назвать словом «хлеб»?

 

Вот такое коротенькое, но емкое слово «хлеб». Этим словом мы называем и непосредственно хлеб, и те продукты, которые сделаны из муки, и зерна пшеницы да и просто еду.

Каждый деньмы берем хлеб в руки. Мы привыкли к его виду, вкусу, запаху, он давно уже стал нашей каждодневной пищей. Но никому не приходит в голову мысль о том, что это не просто самый распространенный продукт, а одно из чудес света. И даётся он человеку ценой больших усилий.

Сегодня мы поговорим о хлебе, о том, как и откуда он пришёл к нам на стол, и задумаемся о бережном отношении к нему.

 

Как люди узнали про хлеб

Хлеб имеет очень длинную историю. Он появился на земле свыше пятнадцати тысяч лет назад. Жизнь наших предков в те далекие времена была нелёгкой. Однажды древний человек нашел какие-то семена. Какими вкусными показались семена людям. Ученые предполагают, что это был дикорастущий ячмень.Сначала человек ел просто зерна в сыром виде, потом он попробовал растирать эти зёрна между двумя камнями и получил первую муку. А когда добавил воды – получилось первое тесто. Первый хлеб имел вид жидкой каши. Солнце высушило его, и человек впервые попробовал пресную лепёшку. Прошло время, человек научился добывать огонь и применять его для приготовления пищи, тогда тесто стали поджаривать. Плотные подгорелые куски зерновой массы мало напоминали наш пшеничный хлеб, правда? Но именно с появлением этих лепёшек, выпекавшихся на горячих камнях, на костре, и началось на земле хлебопечение

Когда люди научились добывать огонь, то стали поджаривать тесто.

- Может быть, кто-нибудь из вас знает стихотворение о хлебе?

 

Вот он, хлебушко душистый,

С хрусткой корочкой витой.

Вот он, теплый, золотистый,

Словно солнцем налитой.

Но не сразу стали зерна

Хлебом тем, что на столе,

Люди долго и упорно

Потрудились на земле!

 

От зерна до каравая

Еще в древности люди заметили, что брошенное в землю зерно возвращает несколько зерен. Поэтому с самых древних времен к хлебу относились по-особому. Его сравнивали с золотом, с солнцем и самой жизнью. Хлеб берегли. Хлебом гордились. О нем слагались песни, сказки, пословицы и поговорки:

«Хлеб на стол, и стол расцвел»

«Худ обед, когда хлеба нет»

«Хлеб – это жизнь»

«Без золота проживешь, а без хлеба – нет»

Для того, чтобы на нашем столе появился каравай хлеба нужно приложить немало усилий. Давайте отправимся в небольшое путешествие и проследим за рождением хлеба.

 


За лесами, за лугами

Раздается в поле гром,

Это тракторы плугами

Пашут легкий чернозем.

На широкие долины

Вышли новые машины:

Глянь в открытое окно –

Сеют сеялки зерно.

Сколько в это зернышко

Вложено труда,

Знают только солнышко,

Ветер, да вода.

Посеяли хлеб хлеборобы весною,

Созрел он и встал

Золотистой стеною

И слышит страна –

За уборку пора!

Для хлеба комбайны нужны!

Хлеб созрел,

Но к нам на стол

Прямо с поля не пошёл.

Он уселся на машину

И спешит на элеватор.

В элеваторе для нас,

Хлеб хранится про запас.

Здесь ему тепло, удобно.

Сможет он, как будто дома,

Сколько нужно, отдохнуть

И опять собраться в путь.

Едет хлеб на мельницу,

Мельницу – чудесницу.

Здесь пышней, чем облака,

Получается мука.

Поздно ночью спят ребята,

А завод готовит хлеб.

Этот сказочный завод

Всё, что хочешь, испечёт.

Целый город угостит,

Был бы только аппетит!

Вот теперь- то хлеб готов!

Его грузят по машинам

И развозят в магазины.


Игра «Откуда пришёл хлеб?»

Сейчас я предлагаю вам помочь хлебу появиться на прилавке магазина, для этого нужно расположить картинки в правильном порядке. Давайте представим, что мы находимся на большом поле, где будем выращивать хлеб. Как вы думаете, с чего начнем? Что будем делать дальше? (Пашня, сев, сбор урожая, мельница, пекарня, магазин)

Вот видите, ребята, какой длинный путь проходит хлеб от маленького зёрнышка до вкусной буханки, прежде чем окажется на нашем столе.

 

Кто делает хлеб

Хлеб, ребята, сам не родится. В производстве хлеба принимают участие сотни тысяч рук многих людей. Давайте подумаем люди каких профессий помогают хлебу прийти к нам на стол?

Кто нам может помочь вспахать землю и посеять семена?

А знаете ли вы, кто самый главный специалист по выращиванию хлеба – это агроном. Он наблюдает за ростом и развитием ростков и знает, как правильно выращивать хлеб, как уберечь колоски от болезней и от вредителей.

Кто будет убирать хлеб, когда он созреет?

Что дальше будет с зерном? (Зерно везут на элеваторы или на мельницу)

Кто его везёт?

Куда отправляют зерно?Кто работает на мельнице?

Смолол мельник зерно, получилась у него мука. Куда отправляется мука с мельницы? (В пекарни и в магазины). Кто работает на пекарне?

Куда поступают хлебобулочные изделия из пекарни? Кто их продает?

Но кроме этих профессий ещё многие другие специалисты участвуют в рождении хлеба.

Поэтому мы должны уважать их нелёгкий труд. А как мы должны относиться к хлебу? (Беречь, не играть с хлебом, не бросать и т.д.)

 

Игра «Из чего пекут хлеб?»

 

Береги хлеб смолоду

Во все времена неуважение к хлебу приравнивалось к самому страшному оскорблению, какое может нанести человек. Но не все люди, к сожалению, бережно относятся к нему.

Послушайте рассказ «Булочка» и оцените поступок мальчика.

 

«БУЛОЧКА»

Дзинь... Протяжно прозвенел звонок, и кори­доры школы мгновенно наполнились детскими голосами. Наступила долгожданная перемена.

– Айда, пацаны, в футбол играть, – крик­нул Миша, и ребята побежали на школьный двор. Через минуту к ним подошел учитель физкультуры и попросил вернуть мяч.

Игровое настроение сразу погасло. Неко­торые, опустив головы, медленно поплелись со двора. Но заводила Мишка крикнул:

–Смотрите! – и показал рукой на валявшу­юся в траве булочку, которую пытались кле­вать голуби.

–А ну, пернатые, кыш! – Миша подбежал к булочке и подфутболил ее к ребятам. Все, не раздумывая, продолжили игру. Лишь у Пети мелькнула мысль, что играть булочкой нехоро­шо. Ему вспомнилось, как бабушка после ужи­на аккуратно собирала все крошки со стола в ладошку, а потом сама их ела или кормила птиц. Она даже черствые корочки никогда не выбрасывала, на что мама Пети говорила:

–Наталья Андреевна, вам что – хлеба не хватает?

–В войну и крошкам радовались, – грустно отвечала бабушка и уходила в свою комнату.

«Но ведь сейчас не война!» – решил Петя и побежал вслед за мальчишками.

Бабушка готовила обед. На кухне от на­гретого воздуха стало душно. Она, подойдя к окну, открыла форточку и увидела, как на школьном дворе ученики, в том числе и ее внук Петенька, играют в футбол. Но играют чем? Бабушка надела очки и присмотрелась... Булочкой?!

–Господи, да что же это такое? – произнесла вслух старая женщина, прижавшись лбом к прохладному стеклу. – Господи, вразуми внука моего! Научи ценить дары Твои! – повторялаНаталья Андреевна, вытирая передником сле­зы.

Когда она снова посмотрела на школьный двор, тот был пуст.

Как вы оцениваете поступок Пети? Почему бабушка Пети не выбрасывала крошки?

1941 год…

В дыму Ленинградское небо,

Но горше смертельных ран

Тяжёлого хлеба, блокадного хлеба

Сто двадцать пять грамм.

В музее истории Ленинграда (ныне Санкт-Петербург) хранится маленький кусочек заплесневелого блокадного хлеба. Таков был в зимние месяцы блокады дневной паёк для жителей осажденного немцами города. Хлеб нельзя было купить в магазине, его выдавали по специальным карточкам один раз в день по 125 граммов на человека. (Показать детям кусочек хлеба в 125 г.).

А вы смогли бы наесться этим кусочком? (Ответы детей)

Но чтобы получить эту кроху, нужно было отстоять длинную очередь. Люди с серыми, изможденными лицами, не знавшие отдыха, забывшие, что значит вдоволь поесть, занимали очередь за хлебом с раннего утра. Стояли в очереди и маленькие дети…

Читаем рассказ В. Карасевой «Хлебные крошки»

Много людей умерло в блокадном Ленинграде оттого, что в ту пору у них не было даже крошечки хлеба.

А сейчас узнаем чем же закончилась история мальчика Пети?

...В этот поздний вечер Петя долго не мог заснуть. Чувство вины не давало ему покоя. В памяти то и дело всплывали виденные в детстве кадры из документального фильма о блокадном Ленинграде: зима, холод, руины вместо домов и люди, умирающие от голода. Всю ночь ему снилась худенькая девочка, си­девшая на развалинах и кормившая свою по­ломанную куклу пеплом.

На следующий день, придя в школу, Петя вел себя как-то особенно тихо. На уроках си­дел задумчивый, на переменах не бегал. В сто­ловую на завтрак он немного опоздал, но когда вошел, увидел одноклассников, бросающихся хлебом.

-Не тронь! Положи на место! - произнес Петя, смело подойдя к Мише, державшему кусок хлеба наготове к броску.

- Это почему же? - усмехаясь, спросил Миша.

- Да потому что это - хлеб! ^

- Сам же вчера его ногами пинал.

- Вчера пинал. А сегодня не буду и тебе не советую, - твердо ответил Петя.

- Ха-ха-ха! Боишься! - рассмеялся Миша и демонстративно бросил в одноклассника хле­бом. Класс замер. Петя сжал кулаки.

- Успокойтесь, ребята, успокойтесь, - усми­рила мальчишек вошедшая в столовую Нина Ивановна, классный руководитель. - Подни­мите, пожалуйста, всё, что вы разбросали. Петя прав: хлеб - это жизнь.

Как мы видим, Петя понял, как плохо он поступал, пиная булочку. А что бы вы посоветовали Мише?

Чтение стихотворения «Хлеб»:

Мальчик,

Ногою пинающий хлеб,

Мальчик,

Голодных не знающий лет,

Помни,

Что были лихие года.

Хлеб – это жизнь,

А не просто еда.

Хлебом клялись,

За хлеб воевали,

Не для того,

Чтоб в футбол им играли.

В слове народная мудрость таится,

Вот что в народе у нас говорится:

«Если ты хлеб ценить перестал,

Ты человеком быть перестал!»

 

Давайте же не забыать о том, что хлеб – это не просто еда, хлеб – это богатство, хлеб – это жизнь. Как мы должны относиться к хлебу? (Ответы детей)

 

Давайте попробуем определить для себя правила, как надо обращаться с хлебом:

 

обсуждаем и приходим к следующим выводам:

· Бери хлеба столько, сколько съешь.

· Не играй с хлебом.

· Остатки хлеба отдай, домашним животным.

· Чёрствый хлеб не выбрасывай, из него можно приготовить различные блюда.

· Уважай хлеб и труд хлеборобов сам и учи этому других.

 

Если каждый ученик в нашей школе не будет доедать 50 г хлеба, то в день мы выбросим 20 кг.

Этим хлебом можно было бы накормить:

40 человек в день,

1 200 человек в месяц,

14 400 – за год.

 

Хлеб – бесценное богатство. Именно поэтому у нас нет права на пренебрежительное и легкомысленное отношение к нему.Сегодня вы узнали, откуда пришел хлеб и цену хлеба, не ту которую мы платим в магазине, а настоящую цену, которую невозможно измерить в деньгах!

Хлеб наш берегите!
Хлебом не сорите!
Хлеб наш уважайте!
С хлебом не играйте!
Хлеб выбрасывать нельзя!
Берегите хлеб, друзья!

Подведение итогов

– Что нового вы сегодня узнали?

– Чем вам запомнился наш урок?

– Как приходит хлеб к нам?

– Как нужно к нему относиться?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: