1. Творческое начало, которое несет в себе сама идея такой деятельности.
2. Импровизированный характер деятельности.
3. Игровой стиль поведения всех участников, включая педагога.
4. Партнерские взаимоотношения педагога и ребенка.
5. Атмосфера эмоционального подъема.
6. Невозможность детального планирования и выстраивания перспективы.
7. Организация и стимулирование импровизированной творческой деятельности ребенка.
8. Открытие нового смысла процесса обучения – ребенок обучает себя сам, опираясь на свой творческий потенциал.
9. Быстрый и эффективный способ приобретения навыков и умений, способ обучения, незаметный для самого ребенка.
10. Педагогу нужно уметь:
· Не мешать ребенку творить
· Быть рядом с ним в этом процессе
· Принять и понять его позицию
· Довериться ребенку в минуту творческого поиска, т.к. он сам (ребенок) чувствует и знает, что ему нужно
· Самому быть творцом
· Бережно относиться к результатам детского творческого труда
11. Существование серьезного противоречия между желаниями детей и нормами, которые регламентируют деятельность ДОУ.
|
|
12. При такой форме организации речевой деятельности дети «играют первую скрипку»: сами придумывают идею и содержание деятельности, способы достижения цели.
13. Ребенок реализует свои интересы через собственную инициативу.
14. Дети делают то, что хотят. Программа здесь – руководство к деятельности, а не строгие методические указания.
15. Атмосфера психологической свободы и безопасности, разумной дозволенности, игры, спонтанности. Даже самый застенчивый ребенок находит возможность проявить себя, показать свою индивидуальность.
16. Отсутствие шаблонов – ребенок чувствует себя творцом.
Творческая мастерская – модель взаимодействия ребенка с окружающим миром. Опыт творческой деятельности, приобретенный в мастерской, дети трансформируют в разные формы своей жизнедеятельности: игру, общение, предметную деятельность. Коллективная творческая деятельность помогает ребенку быть более открытым и свободным в общении.
· Развитие и совершенствование всех сторон устной речи каждого ребенка (произношение, словарь, грамматический строй, связная речь);
· Развитие мелкой моторики рук;
· Формирование предпосылок к учебной деятельности.
Интегрированные занятия с элементами кооперации имеют определенную структуру.
1) Вводная часть. Задача: заинтересовать детей предстоящей деятельностью. Примерное содержание: вводится определенная мотивация, она может быть игровой, когда все задания объединены одним сюжетом. Например, «Готовимся к путешествию или космическому полету». Мотивами могут стать: помощь малышам, игровому персонажу или игрушке, «Получаем письмо с просьбой о помощи от сказочного персонажа» и т.п.
|
|
2) Организационная часть. Задача: сформулировать задания, предупредить возможные затруднения, ошибки; предложить варианты их преодоления (сравнить с образцом, обратиться за помощью к сверстнику или педагогу и т.п.); распределить задания между детьми. Примерное задание: дети выполняют задание в парах или подгруппами, педагог напоминает правила взаимодействия друг с другом. Для организации речевого общения в ходе выполнения заданий и дидактических игр детям предлагается взять на себя определенную роль: ребенок-учитель предполагает знание ребенком правил игры и умение объяснить их, задавать вопросы, следить за ходом игры; ребенок-ученик предполагается, что ребенок внимательно слушает, отвечает на вопросы, соблюдает правила; «партнеры» - предполагает знания всеми участниками игры правил, выполнение их, умение задавать вопросы и строить ответы в соответствии с услышанным.
3) Основная часть. Задача: формировать умение работать по инструкции, умение организовывать свои действия и действия других с помощью речи. Примерное содержание: дети выполняют задания, педагог держит в поле зрения всех, наблюдает за ходом общения и выполнения заданий, при необходимости оказывает помощь.
4) Заключительная часть. Задачи: формировать умения, восстанавливать ход деятельности, рассказывать о ней, оценивать результат. Примерное содержание: в конце занятия педагог обязательно подводит итог (например, «Давайте посмотрим, что каждый из нас сделал»), при этом деликатно и тактично дает оценку каждому выполненному заданию. Чем старше дети, тем требовательней должна быть оценка: с чем они справились, а с чем нет. Разбираются причины выполнения и невыполнения заданий, намечаются пути совершенствования выполняемой работы в будущем.
Используемые задания, материалы, формы работы:
· Настольно-печатные речевые игры (например, «найди противоположное» или «какой предмет лишний?»);
· Для развития мелкой моторики: бисерография – выкладывание бисером на пластилиновой основе; работа с дидактическим материалом (например, шнуровка);
· Для закрепления зрительных образов букв (например, в буквенной цепочке найти все буквы «м» и разрезать их на составляющие элементы);
· Для развития словаря (работа в парах: подобрать рифму к словам);
Наш опыт внедрения таких знаний в детском саду показывает, что необходимо выполнять следующие условия:
* Знание педагогами особенностей речевого и познавательного развития (и развития в целом) каждого ребенка своей группы.
* Умения анализировать результаты педагогической деятельности (обследования, наблюдения) и планировать работу по развитию речи, исходя из полученных данных.
* Наличие у детей определенного уровня развития самостоятельности и умений взаимодействовать со сверстниками.
* Систематическое (а не эпизодическое) проведение занятий данного вида.
Данный подход позволяет наполнить индивидуальную и подгрупповую работу с детьми содержанием, которое учитывает реальный уровень развития каждого ребенка, его личные проблемы и трудности.