Фонетические процессы (звуковое варьирование)

Вопросы для обсуждения:

1. Комбинаторные изменения звуков. Перечислите известные вам виды комбинаторных изменений.

2. Какие еще фонетические процессы вы знаете?

3. Редукция звука, виды редукции.

4. Фонетическое и историческое чередование звуков.

 

Термины

Ассимиляция (лат. assimilatio – уподобление) – фонетический процесс, в результате которого взаимодействующие звуки сближаются полностью или частично.

Аккомодация (лат. accomodatio – приспособление) – частичное приспособление артикуляции согласного и гласного, обычно стоящих рядом, заключающееся в том, что начало артикуляции последующего звука приспособляется к окончанию артикуляции предшествующего звука.

Диссимиляция (лат. dissimilatio – расподобление) – фонетический процесс, в результате которого взаимодействующие звуки становятся менее похожими или разными; процесс, обратный ассимиляции.

Диереза (греч. διαίρεσις – разрыв, разделение, различение) – выкидка звука или слога, объясняемая удобством произношения, в результате ассимиляции или диссимиляции.

Комбинаторные изменения звуков (лат. combinare сочетать, соединять) – изменения фонем под влиянием соседних (или несоседних) фонем.

Метатеза (греч. μετάϑεσις – перестановка) перестановка звуков или слогов в составе слова на почве ассимиляции или диссимиляции.

Позиционные изменения звуков (лат. positio положение) – изменения звуков под влиянием позиции, расположения их в слове.

Протеза (греч. πρόϑεσις – выставление, поставление впереди) – появление в абсолютном начале слова согласного звука, вызванного фонетическими причинами.

Редукция звука (лат. reductio от reducere – приводить обратно, возвращать; сокращать, уменьшать) – ослабление артикуляции звука и изменение его звучания (в основном это относится к гласным в безударном положении).

Редукция качественная – ослабление и изменение звучания гласных в безударном слоге, сопровождаемое потерей тех или иных признаков их тембра.

Редукция количественная – уменьшение долготы и силы звучания гласного в безударном слоге при сохранении характерного тембра.

Фузия (франц. fusion – сплавление, слияние от лат. fusio – литьё) – слияние морфем, сопровождающееся изменением их фонемного состава.

Семинарское занятие № 6

Эпентеза (греч. ἐπένϑεσις – вставка) – то же, что вставка звуков.

 

Домашняя работа

1. Найдите случаи ассимиляции и охарактеризуйте их: езжу, подход, упавший, рожки, будто, песня, счастливый, ошибка, отчалить.

2. Используя этимологические словари русского языка, определите, какие фонетические изменения претерпели слова в процессе их исторического развития: мести, где, здесь, пчела, свадьба, везде.

3. В результате каких фонетических явлений видоизменились следующие слова: ватрушка из творушка, февраль из феврарь, ладонь из долонь, верблюд из вельблюд, восемь из осьмь, дикобраз из дикообраз, знаменосец из знаменоносец.

Аудиторная работа

  1. Найдите случаи ассимиляции и охарактеризуйте их: сжалиться, снег, отец бы, к городу, с журналом, отцовский, сброс, подшить, визжать.
  2. Определите, какие фонетические процессы произошли в следующих словах: ралек (ларёк), тепелька (петелька), бонба (бомба), колидор (коридор), хто (кто), радиво (радио), вулица (улица), шпиён (шпион), ероплан (аэроплан).
  3. В диалектной речи или просторечии носителей русского языка можно услышать такие формы: ндрав (нрав), страм (срам), здря (зря). Объясните их возникновение.
  4. Действие каких фонетических процессов можно наблюдать на примере следующих фактов русской разговорной речи: [гр′ит] «говорит»; [cкόка] «сколько»; [шыис’άт] шестьдесят; [палпάлъч] «Павел Павлович»; [мукулатýра] «макулатура»?

Основная литература

 

Горбачевский А.А. Теория языка. Вводный курс: учебное пособие. – М.: Флинта, 2011.

Камчатнов А.М., Николина Н.А. Введение языкознание. Учебное пособие. 10-е изд., стереотип. – М.: Флинта, 2011.

Кочергина В.А. Введение в языкознание: Учебное пособие для вузов. - М.: Гаудеамус: Академический проект, 2004.

Маслов Ю.С. Введение в языкознание: Учебное пособие для студентов филологических и лингвистических факультетов высших учебных заведений. – 4-е изд., стер. - СПб., М.: Филологический факультет СПбГУ: Академия, 2005.

Реформатский А.А. Введение в языковедение. – М., 2003.

Дополнительная литература

Баранникова Л.И. Основные сведения о языке. – М., 1982.

Зиндер Л.Р. Общая фонетика. – М., 1979.

Норман Б.Ю. Лингвистические задачи: учебное пособие. – М.: Флинта, 2006.

Шайкевич А.Я. Введение в лингвистику. – М., 1995.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: