В тетради отразить письменную подготовку по каждому вопросу семинарского занятия

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ

И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

Академия гражданской защиты

 

КАФЕДРА № 46

УТВЕРЖДАЮ Заведующий кафедрой № 46 ____________________________________________________ (должность, воинское звание, инициалы, фамилия, подпись)   ______________________________________ А.В. Малов   «» _________ 2017 г.  


ЗАДАНИЕ

ЗАДАНИЕ К СЕМИНАРУ

По учебной дисциплине

Д-46/2 «История»

(наименование учебной дисциплины)

Тема: 6.5.Советский Союз и государства планеты в межвоенный период.

Время: 4 часа.

 

Учебная группа: ИФ.

 

 

Обсуждено на заседании ПМК № 2

«25» августа 2017 г.

Протокол № 1.

 

 

Химки – 2017 г.


Учебные цели:

углубленное изучение особенностей развития и роли Советского государства в контексте международных противоречий межвоенного периода;

повторение и закрепление знаний, полученных обучающимися при прослушивании лекций и во время самостоятельной работы над вопросами темы семинарского занятия;

контроль знаний обучающихся и результатов их самостоятельной работы при подготовке к семинарскому занятию;

воспитание у обучающихся устойчивого интереса к изучению истории, к отечественному и мировому научному наследию; формирование у обучающихся целостных, взаимосвязанных и современных знаний; развитие познавательной активности обучающихся и стимулирование самостоятельного логического, аналитического, творческого мышления; формирование широкого профессионального кругозора; привитие, в процессе педагогического общения, гуманистических принципов, гражданственности и патриотизма;

формирование, в процессе педагогического общения, у обучающихся необходимых компетенций.

Время: 4 часа.

I. Учебные вопросы:

1. Особенности социально-экономического, политического и культурного развития СССР в 30-е годы.

2. СССР в системе международных противоречий межвоенного периода.

3. Подготовка страны и Вооружённых Сил к войне: трудности, достижения и просчёты.

II. Рефераты, доклады (сообщения):

1. Реферат: «Репрессии 30-х гг.: причины, масштабы и их влияние на развитие страны (по материалам исследований историка В.Н. Земскова[1])».

2. Доклад (сообщение): «Московский метрополитен — детище инженерно-технической мысли СССР».

 

III. Методические указания обучающимся по подготовке к семинару:

Актуализировать лекционный материал.

 

Изучить рекомендованную литературу, а также осуществить самостоятельный поиск информации по вопросам семинарского занятия.

 

В тетради отразить письменную подготовку по каждому вопросу семинарского занятия.

Подготовку к первому вопросу семинарского занятия целесообразно начать с уяснения сущности и итогов реализации новой экономической политики, а затем перейти к анализу причин, заставивших советское руководство свернуть НЭП и начать широкомасштабную модернизацию советского общества в 30-е годы. Ограниченность ресурсов, отсталость страны по сравнению с передовыми странами Запада, идеологические приоритеты, неустойчивое положение СССР на международной арене и враждебное окружение заставляли И.В. Сталина и его соратников искать нестандартные пути развития страны.

С этой целью были реализованы планы индустриализации страны, коллективизации сельского хозяйства, культурного строительства, улучшения быта советских граждан. Следует проанализировать их итоги и последствия. За годы первых пятилеток страна «пробежала» путь, который занял у других стран от 50 до 100 лет. Всё это было достигнуто за счёт высочайшего энтузиазма, самопожертвования и напряжения сил трудящегося народа, планового развития народного хозяйства, эффективного партийного и государственного управления. Общественная собственность на средства производства, однопартийная политическая система, однородная и неантагонистическая социальная структура общества обеспечили построение основ социализма и выполнение планов первых пятилеток. В культурной области большое значение имело формирование у населения научного мировоззрения, создание стройной системы начального, среднего и высшего образования, массовое развитие киноискусства, а также литературы, живописи, театра, оперы, музыки, балета. Особую роль в деле воспитания патриотизма у всего населения страны сыграл поворот И.В. Сталина и правительства в середине 30-х годов к национальным традициям русского и других народов страны, обращение к историческому прошлому страны в пропагандистской, политико-массовой работе с трудящимися. Не обошлось и без трагических жертв, политических репрессий в отношении представителей различных групп и классов советского общества.

В конечном итоге следует уяснить характер и особенности складывающегося общественного строя в СССР в 30-е годы. Социалистический строй («сталинский социализм») заметно отличался от общественно-государственного строя стран Европы, Азии и Америки.

 

При изучении второго вопроса семинарского занятия следует обратить внимание на следующее. Важнейшим фактором, оказавшим влияние на военно-политическую обстановку в межвоенный период стала Версальско-Вашингтонская международная система, закрепившая итоги и результаты Первой мировой войны. Вопреки предложению Советского правительства («Декрет о мире»), о необходимости заключения демократического мира без аннексий и контрибуций, страны победительницы в Первой мировой войне распределили между собой территории, колонии, рынки сбыта побеждённых государств, ограничили их суверенитет и возможности для нормального развития. Всё это, в конечном итоге, стало причиной появления в Европе реваншистских настроений и создания политических структур, мечтавших о восстановлении довоенных порядков. Капиталистическая (рыночная) экономика в межвоенный период привела западные страны к трём мощнейшим кризисам перепроизводства (1920–1921 гг., 1929–1933 гг., 1937–1938 гг.), что заметно снизило уровень жизни населения и, соответственно, притягательность капиталистической модели развития в глазах европейцев. В странах Западной Европы нарастали социально-классовые противоречия, обострились отношения между трудом и капиталом, ширилось забастовочное и стачечное движения. Бездуховность, апатия, культурная деградация насквозь пронизывали западное сообщество. Выход из этого положения правящие круги ведущих капиталистических держав нашли в фашизме – наиболее реакционном политическом течении, выражавшим интересы крайне агрессивных и шовинистических кругов империалистической буржуазии.

К концу 30-х гг. XX в. фашистские режимы утвердились в Италии, Германии, Португалии, Испании. Мировой экономический кризис 1929–1933 гг. и приход фашистской партии к власти в Германии в январе 1933 г. послужили мощным толчком для активизации фашистских движений в других государствах, прежде всего в Европе. К 1936 г. только в 20 европейских странах существовало 40 фашистских партий и групп. Большой степени зрелости достиг фашизм в 30-х годах в Австрии, Албании, Болгарии, Венгрии, Греции, Румынии и Югославии. Широкое развитие получило фашистское движение в Дании, Нидерландах, Финляндии. Фашисты активизировались также во Франции, Англии, США, Ирландии, Бельгии, Бразилии[2].

Неотъемлемой отличительной чертой государственного фашизма стала открытая террористическая диктатура, характеризующаяся: в области внешней политики –шовинизмом, подготовкой и развязыванием войны, захватом и подчинением других стран и народов; в области внутренней политики – уничтожением демократических прав и свобод, культом вождя (фюрера), воинствующим антикоммунизмом, расизмом, национализмом, милитаризацией экономики, развитием государственно-монополистического капитализма. Многие свои начинания фашисты прикрывали демагогией о «национальном социализме». В межвоенный период фашизм стал фактором международной политики, реакционные круги Италии, Германии, Японии встали с начала 30-х гг. на путь агрессии и территориальных захватов.

Основные международные противоречия в 20–30-х гг. XX в. сводились к империалистическим противоречиям между державами-победителями в Первой мировой войне (Англия, Франция, Италия, США, Япония), между державами-победителями и побеждёнными странами (Германия, Турция), к международным противоречиям обусловленных перекройкой политической и этнической карты Европы после Первой мировой войны и кризисом капиталистической системы, а также к межформационным противоречиям (между социализмом и капитализмом). Объективным выражением данных противоречий стали военные конфликты, в которые были втянуты многие страны в т.ч. и СССР. С середины 30-х гг. XX в. Советский Союз стал играть ключевую роль в международной политике, советское руководство вынуждено было учитывать данные противоречия, отстаивая на международной арене национально-государственные интересы страны.

При анализе международной обстановки в 30-х гг. XX в., оценке дипломатических действий СССР, следует учитывать позицию не только ведущих стран мира (Германия, Италия, Англия, Франция, США, Япония), но и государств, обладавших хотя и меньшим весом в международной политике, но игравших немаловажную роль в международных отношениях. Среди них следует выделить Чехословакию, Польшу, Финляндию в Европе, Китай – в Азии. Подобные реалии имели определённое значение в мировой политике в межвоенный период.

Советская дипломатия, Наркомат обороны СССР в 30-е гг. решали несколько задач, целью которых являлось обеспечение независимости и безопасности Советского Союза, его территориальной целостности и устойчивого развития в мире. Соответственно выстраивались и международные приоритеты, основные направления внешнеполитической деятельности. После начала агрессии Японии против Китая в 1931 г. и прихода гитлеровцев к власти в Германии (1933 г.) на повестку дня, в первую очередь, встал вопрос о предотвращении новой мировой войны. Советская дипломатия, осознав данную угрозу, повела решительную борьбу за мир, используя разнообразные приёмы и способы. Каким образом советское руководство боролось с угрозой новой мировой войны, чего достигло в данном вопросе, следует выяснить на семинарском занятии.

Большие дискуссии в исторической науке вызывает Договор о ненападении СССР и Германии 1939 г. (пакт Молотова-Риббентропа), после которого началось некоторое сближение СССР и фашистской Германии. Следует внимательно изучить причины и обстоятельства, которые вынудили советское руководство пойти на соглашение с фашистской Германией, дипломатические, военно-экономические, стратегические и идеологические последствия данного Договора для международного и военно-политического положения Советского Союза.

 

Анализ третьего вопроса семинарского занятия целесообразно осуществлять по следующим направлениям. Во-первых, необходимо рассмотреть события, связанные с изменением территориальных границ СССР в 1939–1940 гг. под углом зрения безопасности страны. Во-вторых, следует изучить мероприятия Советского правительства и ЦК ВКП(б) в предвоенные годы, направленные на перестройку работы промышленности, транспорта, сельского хозяйства, политико-идеологической сферы в целях подготовки к войне. Уместно вспомнить о создании второй промышленной базе на Востоке в ходе проведения индустриализации и коллективизации, подготовке высококвалифицированных кадров во всех областях общественной жизни, сплочении многонационального советского общества. В-третьих, необходимо изучить мероприятия ЦК ВКП(б) и Советского правительства по подготовке Вооружённых Сил к войне. Целесообразно обратить внимание на оснащение армии и флота оружием и боевой техникой, организационно-штатные мероприятия, подготовку командных кадров, тактическую и боевую подготовку войск. Следует проанализировать ход и основные этапы военного строительства в 30-е гг., выявив достижения и просчёты советского руководства, недостатки как объективного, так и субъективного характера.

Подводя итог, не следует забывать, что вопросы, выносимые на семинарское занятие, в силу их значимости для современности несут на себе значительную идеологическую печать. Это обязывает обучающихся заблаговременно и качественно изучить весь объём рекомендованной к семинару литературы, осмыслить основополагающие аспекты проблемы на основе скрупулезного сбора и анализа исторических фактов.

IV. Литература для подготовки к семинару:

Основная литература:

1. Всемирная история учебник/ Под ред.: Г. Б. Поляка, А. Н. Марковой. - 3-е изд., Всемирная история: учебник для студентов вузов / под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 887 с. // Электронный ресурс: http://www.knigafund.ru/

2. История: учебник: в 2 ч. / Н.М. Белозеров (рук. авт. коллектива), Ю.Н. Арзамаскин, А.Г. Бесов, и др.; под ред. А.П. Волкова. – 2-е изд., доп. – М.: Редакция журнала «На боевом посту» ВВ МВД России, 2015. – Ч. I. – 464 с., Ч. II. – 488 с. // Электронный ресурс: http://www.knigafund.ru/

Дополнительная литература:

1. Инв. №2382у. Ольштынский Л.И. Курс истории для бакалавров. Общие закономерности и особенности развития России в мировом историческом процессе. Уроки истории: учебное пособие. М.: Логос, 2012 // Электронный ресурс: http://www.knigafund.ru/

2. История России в схемах: учебное пособие / А.С. Орлов [и др.]; Исторический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова. М.: Проспект, 2014. – 304 с.

3. Инв. №1744у. Орлов А.С. Хрестоматия истории России: уч. пособие / МГУ им. Ломоносова-М.: Велби: Проспект, 2008.

4. Инв. №1924у.Фортунатов В.В. История. Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. Для бакалавров. СПб, 2011.

5. Инв. №3178, 3179бр. Земсков В.Н. О масштабах политических репрессий в СССР. М., 2012. (или Электронный ресурс: http://www.politpros.com/journal/read/?ID=783&journal=97&sphrase_id=4302).

6. Инв. №1875к. Москалев Ю.А. Военная политика Советского государства в тридцатые годы. Новогорск, 2002.

7. Стрелецкий И.Я. История государственного управления в России. Альбом схем. Учебное пособие. Химки, 2011.

8. Инв. №1746к, 1747к. Виноградов А.В. Отечественная история (в схемах, именах, понятиях). Часть 1, 2. Учебно-методическое пособие. Новогорск, 2001.

Электронный ресурс:

Корнеев В.В. Учебно-методические и научные материалы для подготовки к семинарским занятиям. Семинар № 6.5.

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие изменения в международной обстановке обозначились к началу 30-х годов? Чем они характеризовались?

2. Что предпринимало советское руководство для предотвращения войны? Почему не удалось в полном объёме создать систему коллективной безопасности в Европе?

3. Каковы итоги социально-экономического и духовного развития советского общества в 30-е годы? Как страна готовилась к войне? Что было сделано в предвоенные годы для укрепления армии и флота?

4. Какие просчёты допустило советское военно-политическое руководство в предвоенные годы? Чем они обуславливались?

 

 

Старший преподаватель кафедры № 48,

кандидат исторических наук М.А. Аракелян


[1] См.: Инв. № 3178, 3179 бр. Земсков В.Н. О масштабах политических репрессий в СССР. М., 2012. // Электронный ресурс: http://www.politpros.com/journal/read/?ID=783&journal=97&sphrase_id=4302);

Земсков В.Н. Политические репрессии в СССР: реальные масштабы и спекулятивные построения // Политическое просвещение. 2013. № 6. С. 107–137 // Электронный ресурс: http://www.politpros.com/journal/read/?ID=2816&journal=151&sphrase_id=4302

При подготовке реферата следует использовать методические рекомендации по подготовке реферата.

 

[2]См.: История новейшего времени стран Европы и Америки: 1918–1945 гг.: Учеб.для студ. вузов по спец. «История» /Л.С. Белоусов, И.В. Григорьева, В.П. Смирнов и др.; под ред. Е.Ф. Язькова. М.: Высш. шк., 1989. С. 247–248.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: