Критерии успешности исследовательского поиска и мониторинг процесса и результатов исследования

 

Исследователю и органам управления совершенно необходи­мы постоянное наблюдение за процессом преобразования, объек­тивная информация о результатах работы. Сбор, обработка и ана­лиз такой информации, дающие возможность анализировать, оце­нивать и корректировать дальнейшую работу, составляют содер­жание мониторинга. Базовой для мониторинга выступает система диагностики. Для ее осуществления необходим выбор критериев (обобщенных показателей). В зависимости от содержания работы образовательного учреждения или их системы приоритет может быть отдан разным критериям, но так или иначе, на наш взгляд, необходимо учитывать пять критериев: образовательный, социо­логический, индивидуально-личностного развития, воспитанно­сти, здоровья и психологического комфорта. В чем они заключа­ются? Раскроем примерное содержание основных компонентов комплексного критерия оценки качества образования применительно к отдельному образовательному учреждению (школе) с указанием показателей, т. е. фактов, позволяющих выявить и оце­нивать эффективность деятельности по каждому из критериев и индикаторов — показателей, которые можно изменять.

Образовательный критерий:

качество подготовки прежде всего по ведущим предметам и направлениям, определяемое по количеству медалистов, победи­телей олимпиад, конкурсов, числу поступивших в вузы на гос­бюджетные места, по успеваемости;

количество учащихся, вовлеченных в творческую и исследо­вательскую деятельность;

глубина, систематичность и действенность знаний, уровень овладения деятельностью (узнавание, воспроизведение, алгорит­мическая деятельность, творческий поиск и преобразование); уро­вень сложности решаемых задач.

Социологический критерий:

реальные возможности свободного выбора школьника в рам­ках школы (выбор учителя, уровня и профиля обучения, внекласс­ных занятий по интересам и т.д.);

адаптация школьника к микросреде (школьной, по месту жи­тельства, семейной); его умение строить отношения в коллективе;

адаптация выпускников школы: успешность обучения в вузах и средних специальных учебных заведениях; приспособление к ус­ловиям социальной среды (конкурентоспособность, социальная устойчивость, овладение профессией и успешность профессио­нальной деятельности и др.);

престиж школы в глазах родителей, руководителей производ­ства, конкурс при поступлении в школу;

правонарушения и отклоняющееся (девиантное) поведение школьников;

уровень развития классных коллективов.

Критерий индивидуально-личностного развития:

широта и устойчивость интересов, общекультурный кругозор, проявляющийся в оценках, отношениях, поступках;

характеристика уровня мышления, воли, эмоциональной сферы;

адекватность самооценки;

степень контактности, отзывчивости, соучастия, умения сопе­реживать и «сорадоваться» (А. Г. Асмолов), понимать и принимать других людей, терпимость и лояльность;

степень самореализации (реализации индивидуальных возмож­ностей);

выраженность индивидуального стиля деятельности и черт ха­рактера;

развитость восприятия, воображения, образной памяти, эсте­тического вкуса, художественной интуиции, творческих способ­ностей (креативность, «творческость»), стремление к гармонии.

Критерий воспитанности:

сформированное™ гражданского правосознания, патриотизма, планетарного мышления, социальной ответственности и актив­ности;

степень сформированное™ нравственных идеалов и нравствен­ного поведения;

развитие экологической культуры личности;

развитие толерантности, стремления помогать другим людям;

наличие или отсутствие вредных привычек;

факты девиантного (отклоняющегося от норм) поведения и правонарушений;

степень сплоченности классных коллективов.

Валеологический критерий (критерий здоровья):

уровень психического и физического здоровья, развития ос­новных функций и систем организма по отношению к возрастной норме;

заболеваемость (степень резистентности и общие показатели по школе);

распределение учащихся по группам здоровья;

количество и качество услуг, способствующих здоровьесбере-жению и лечению.

Критерий психологического комфорта:

степень оптимизма, защищенности, уверенности в завтрашнем дне, положительного или отрицательного отношения к школе, окружающим, образованию вообще, эмоциональное состояние;

уровень тревожности;

межличностные отношения, социальное благополучие.

Критерии успешности, конечно, непосредственно связаны с профилем образовательного учреждения. В экспериментальном социально-педагогическом центре Центрального территориального округа Тюмени, работающем с неблагополучными семьями и деть­ми «группы риска», для анализа и оценки результатов деятельно­сти определены следующие ведущие критерии и раскрывающие их показатели:

критерии здоровья (динамика основных показателей здоровья и результатов лечебно-профилактических мероприятий: сомати­ческие заболевания, признаки повышенной нервозности, види­мая или продиагностированная психическая патология, патоло­гическое влечение к курению, алкоголю, наркотическим и ток­сическим веществам);

критерий психологической комфортности (изменения эмоци­ональных проявлений, работоспособности, межличностных отно­шений, поведения и др.);

критерий самостоятельности (изменения отношения к само­обслуживанию, выбор и принятие самостоятельных социально значимых решений, проявление инициативы и лидерских качеств);

критерий адаптивности (изменение отношений в микросоциу­ме, развитие и проявление коммуникативных качеств, уровень психологической напряженности и др.);

критерий жизненного определения (уровень соответствия реа­лизации прав несовершеннолетних действующему в РФ законода­тельству, социальное устройство несовершеннолетних; создание условий для обучения, воспитания и развития, эффективность работы по профессиональной ориентации и приобщению к тру­довой деятельности).

Специфичны критерии и показатели развития образователь­ных систем муниципальных образований и регионов. Они могут выделяться по основным направлениям преобразовательной дея­тельности или (и) по основным проблемам.

Здесь должны найти отражение такие показатели, как реализа­ция права граждан на полноценное общее и профессиональное образование, соблюдение государственных образовательных стан­дартов, номенклатура и качество образовательных услуг, иннова­ционное развитие, социальная защита детей и педагогов, финан­сирование, развитие материальной базы и др.

Приведем для примера некоторые критерии и показатели ус­пешности реализации программы развития образования г. Му-равленко Ямало-Ненецкого автономного округа, рассчитанной до 2004 г. (научные руководители программы С. А. Гильманов и И. К. Сидорова, консультант В. И. Загвязинский).

1. Критерий сформированное™ целостного образовательного пространства.

Его показатели:

число социальных видов деятельности, в которых принимают участие учреждения и органы системы образования;

номенклатура видов образовательных услуг для учащихся и для населения, предоставляемых в учреждениях основного и допол­нительного образования;

социально-психологические аспекты состояния системы обра­зования: число конфликтов в образовательных учреждениях и орга­нах системы образования, стабильность кадрового состава, удов­летворенность отношениями в учреждениях;

социальная оценка деятельности системы образования: престиж образовательных учреждений, конкурсы при поступлении, кон­курентоспособность выпускников при поступлении в централь­ные и областные вузы;

число связей системы образования города с другими образова­тельными системами и институтами.

2. Критерий развития общего образования.

Его показатели:

преемственность содержания и технологий образования на раз­личных ступенях обучения;

«набор» реализуемых образовательных дисциплин;

номенклатура типов образовательных учреждений;

количество и типы внедряемых образовательных технологий;

количество и регулярность издания и приобретения учебно-методических пособий;

эффективность экспертной деятельности;

наличие механизма и нормативов лицензирования, аттестации и аккредитации образовательных учреждений.

3. Критерий профессионального образования.

Его показатели:

номенклатура профессий, по которым ведется подготовка;

наличие и преемственность ступеней профессионального об­разования;

сформированность уровня деятельности филиала Тюменского государственного университета как базового вузовского подразде­ления города;

количество выпускников школ города, охваченных деятельно­стью подразделений центра образования.

4. Критерий становления системы полноценной социализации и воспитания, деятельности учреждений дополнительного образования.

Его показатели:

количество видов социально и личностно значимой деятель­ности, в которых участвуют учащиеся и педагоги;

действенность общегородских акций, проведенных представите­лями образования и их учениками (по общественному резонансу);

сформированность в образовательных учреждениях воспитатель­ных систем, соответствующих принципам и ориентирам концеп­туальных установок программы;

охват учащихся внеучебной деятельностью;

динамика количества учащихся, совершивших правонарушения;

количество направлений деятельности и мероприятий, подго­товленных совместными усилиями различных учреждений;

динамика спортивных достижений учащихся;

динамика распространения наркомании и алкоголизма среди подростков и молодежи;

число детей и семей, которым была оказана материальная и социальная поддержка;

полнота учета семей «группы риска» (отношение числа заранее выявленных семей «группы риска» к числу семей, в отношении которых пришлось принимать меры «по факту»);

процент успешно социализирующихся детей «группы риска» (на конец каждого года);

сформированность традиций в образовательных учреждениях и городских традиций;

номенклатура видов деятельности в учреждениях дополнитель­ного образования;

общее количество охваченных кружковой работой в учрежде­ниях дополнительного образования;

участие учреждений дополнительного образования в развитии культурной, социальной, экономической жизни города.

5. Критерий хода инновационных процессов.

Его показатели:

отношение общего количества образовательных учреждений к числу образовательных учреждений, реализующих инновацион­ные проекты;

уровень научной и организационно-управленческой обеспечен­ности и обоснованности инноваций в образовательных учрежде­ниях (концепции и исследовательские проекты, критерии успеш­ности и системы диагностики и др.);

наличие научно-методической базы обеспечения инновацион­ных процессов в образовании округа (научно-методические мате­риалы, нормативные документы);

уровень реального хода инновационных процессов (по эксперт­ным оценкам).

Основной проблемой, поставленной в программе, была про­блема влияния образования на формирование поселенческой культуры изолированного северного города. Основная концепту­альная идея авторов проекта заключалась в том, чтобы деятель­ность системы образования стала важнейшим фактором форми­рования культуры и культурной среды города, в свою очередь становящейся фактором развития личности. На основании этого особо был выделен еще один критерий — критерий развития куль­туры города.

Его показатели:

наличие в городе оформившихся и самостоятельных продук­тивных, активных, конструктивных субъектов (как отдельных лич­ностей, так и организаций) во всех компонентах культуры (эко­номика, социальная организация, наука, искусство, духовность);

культура жизнедеятельности, проявляющаяся в стремлении населения к совершенствованию культурной среды в ее простран­ственных (от жилищ до структурирования городской среды в це­лом), временных (традиции, история города), социальных (куль­тура отношений между поколениями, межнациональных, меж­субъектных отношений), смысловых (символы города) континуу­мах (здесь — в смысле многообразия измерений единой городской среды);

сформированность чувства городского патриотизма, нужности городу, чувства принадлежности к городской общности.

Наиболее общим подходом для определения качества образова­ния является установление степени достижения поставленных це­лей (при условии их адекватности требованиям времени). Все дан­ные диагностики берутся в динамике за определенный период.

Результаты исследовательского поиска, итоги деятельности образовательной системы или учреждения могут быть признаны успешными, если по всем компонентам комплексного критерия достигнуты положительные результаты или получены положитель­ные сдвиги по отдельным компонентам при условии, что нет ухуд­шения по другим.

Если хотя бы по одному из критериев допущено ухудшение, то общие результаты не могут быть признаны удовлетворительны­ми, и тогда возникает вопрос о коррекции, о способах компенса­ции допущенных потерь или прекращении процесса преобразова­ний в данной его форме.

Вопросы и задания

 

1.Целесообразно ли объединить в единый комплекс социологическую, психологическую и педагогическую диагностику?

2.Разграничьте понятия: критерии, показатели, индикаторы успешности исследования.

3.Чем критерии качества образования отличаются от критериев качества обучения?

4.Сравните содержание следующих пар показателей: обученность — обучаемость, воспитанность — воспитуемость, интеллектуальный потенциал ученика — успешность учения.

5.Разработайте систему критериев успешности поисковой работы:

а) в местном лагере труда и отдыха для подростков;

б) в учебно-производственном комбинате, где идет приобщение старшеклассников к профессии.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: