Общественно-преобразующая функция искусства проявляется в том, что оно, оказывая идейно-эстетическое воздействие на людей, включает их в направленную и целостно ориентированную деятельность по преобразованию общества.
Утешительно-компенсаторная функция заключается в восстановлении в сфере духа гармонии, утраченной человеком в реальной действительности.
Художественно-концептуальная функция выражается в свойстве искусства анализировать состояние окружающего мира.
Функция предвосхищения характеризует способность предвосхищать будущее (фантастические и утопические произведения).
Воспитательная функция отражает роль искусства в формировании целостной человеческой личности, чувств и мыслей людей.
Внушающая функция проявляется в воздействии искусства на подсознание людей, на человеческую психику.
Эстетическая функция формирует эстетические вкусы и потребности человека, пробуждает в личности желание и умение творить по законам красоты.
Гедонистическая функция заключается в способности искусства доставлять человеку радость эстетического наслаждения.
Познавательная функция отражает способность искусства к отражению и освоению тех сторон жизни, которые труднодоступны науке.
Образование и его роль в развитии общества.
Образование – целенаправленная познавательная деятельность людей по получению знаний, умений и навыков, либо по их совершенствованию.
Цель образования – приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации. Основным институтом современного образования является школа. Выполняя «заказ» общества, школа наряду с учебными заведениями других типов осуществляет подготовку квалифицированных кадров для различных сфер человеческой деятельности.
Функции образования.
1. Передача социального опыта (знаний, ценностей, норм и т.д.).
2. Накопление и хранение культуры общества. Образование поддерживает необходимый уровень сплочённости общества, способствует поддержанию его стабильности, ведёт к непосредственному социальному воспроизводству общества как культурно целостности.
3. Социализация личности. Подготовка квалифицированных кадров для поддержания и повышения выживаемости общества в постоянно меняющихся исторических условиях его существования.
4. Социальный отбор (селекция) членов общества, в первую очередь молодёжи. Благодаря этому каждый человек занимает в обществе ту позицию, которая в наибольшей мере удовлетворяет его личные и общественные интересы.
Обеспечение профессиональной ориентации человека.
6. Введение социокультурных инноваций. Образование способствует открытиям и изобретениям, разработке новых идей, теорий, концепций.
7. Социальный контроль. Законодательство многих стран предусматривает обязательное образование, что способствует поддержанию стабильности общества.
Основные тенденции в развитии образования
üдемократизация системы обучения и воспитания
üгуманизация процесса образования
üкомпьютеризация
üинтернационализация
üнепрерывность образования
üвнимание к личности учащегося, его запросам, интересам, индивидуальным особенностям
Система образования
•Дошкольные образовательные учреждения
•Общеобразовательные школы(гимназии)
•Профессионально – технические учебные заведения (лицей, колледжи)
•Духовные учебные заведения
•Университеты, колледжи, технические школы
•Подготовка научных и научно- педагогических кадров
•Повышение квалификации и переподготовка кадров
•Самостоятельное образование граждан