Закономерности течения восстановительных процессов

Процесс восстановления после мышечной деятельности характеризуется рядом общих закономерностей: н еравномерность течения восстановительных процессов; ф азность восстановления мышечной работоспособности; г етерохронность восстановления различных вегетативных функций; н еодновременность протекания восстановительных процессов.

1. Неравномерное течение восстановления характеризуется двумя фазами:

- фазой быстрого восстановления и

- фазой медленного восстановления.

Следует учитывать, что в различные периоды тренировочного процесса одинаковый по времени отдых после каких-то упражнений будет давать неодинаковый эффект.

2. Процесс восстановления характеризуется фазностью: Можно выделить 4 фазы:

1) быстрого восстановления,

2) замедленного восста­новления,

3) суперкомпенсации («перевосстановления», «сверхвосстановления»),

4) длительного (позднего) восстановления.

Наличие этих фаз, их длитель­ность и характер сильно варьируют для разных функций. Первым двум фазам соответствует период восстановления работоспособности, сни­женной в результате утомительной работы, третьей фазе - повышенная работоспособность, четвертой - возвращение к нормальному (предрабочему) уровню работоспособности

3. Одной из существенных особенностей протекания восстановительных процессов после физических нагрузок является гетерохронность восстановления различных вегетативных функций к исходному уровню.

Гетерохронность восстановительных процессов обусловлена различными причинами:

· Восстановление различных функций протекает с разной скоростью, а в некоторые фазы восстановительного процесса и с разной направленностью, вследствие этого и происходит достижение ими уровня покоя не одно временно.

· Кроме того, гетерохронизм обусловлен направленностью тренировочной нагрузки. При одинаковых условиях именно направленность нагрузки, определяющая мера участия в выполняемой работе различных органов и функций, указывает на степень их угнетения и продолжительность восстановления.

· Велико также влияние закономерностей взаимодействия в процессе работы и восстановления регуляторных и исполнительных звеньев организма, различных путей энергообеспечения работы и т.п.

4. Восстановительные процессы после любых нагрузок протекают разновременно. Наибольшая интенсивность восстановления наблюдается сразу после нагрузки. По мере устранения сдвигов, вызванных работой восстановительные процессы замедляются.

В целом при нагрузках различной направленности, величины и продолжительности в течение первой трети восстановительного периода протекает около 60%, во второй - 30 и в третьей – 10% восстановительных реакций (В.М. Зациорский, 1970).

Следует отметить, что имеются возрастные особенности восстановления. Ряд авторов считает, что у детей восстановительные процессы короче, чем у взрослых. Однако отмечается, что у юных спортсменов после напряженных тренировочных занятий восстановительные процессы более продолжительны, чем у взрослых. Индивидуализированные нагрузки с отягощением и нагрузки максимальной мощности сопро­вождаются у детей менее длительным восстановлением.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое утомление? Каково биологическое и физиологическое значение утомления?

2. Какие фазы и признаки выделяют при развитии утомления?

3. По каким критериям можно диагностировать утомление?

4. Какие физиологические теории и механизмы утомления вы знаете?

5. Дайте общую характеристику восстановительного периода.

6. Каковы механизмы восстановления после мышечной деятельности?

7. Какие существуют теории объясняющие механизмы восстановления?

8. Назовите основные закономерности течения восстановительных процессов.

 

18. Физиологические основы обучения и совершенствования спортивной техники.

 

18.1. Рефлекторные механизмы организации произвольных движений. Стадии формирования двигательного навыка.

 

Двигательные навыки – освоенные и упроченные действия, которые могут осуществляться без участия сознания (автоматически) и обеспечивают оптимальное решение двигательной задачи.

При формировании новых видов целенаправленной деятельности человека, в том числе спортивной деятельности, ее физиологическими механизмами являются механизмы образования условных рефлексов. Это относится и к физиологическим механизмам тренируемости, становления спортивной техники. Двигательные действия являются основой целенаправленного поведения. Считается, что функциональной единицей индивидуально приобретаемого поведения является взаимодействие доминанты и условного рефлекса.

При образовании спортивных двигательных навыков у человека особенно большое значение имеют временные связи высших порядков, возникновение ассоциаций (в процессе обучения тренер использует различные формы демонстрации, в том числе и запись выполнения движения самими обучающимися, но кроме этого даются словесные пояснения).

Двигательные навыки характерны тем, что в них сочетается двигательный и вегетативный компоненты, одновременно сочетаются оба вида временных связей. С одной стороны, через первую и вторую сигнальные системы - устанавливаются связи между ранее индифферентными для спортсмена раздражителями и последующей деятельностью (сенсорные компоненты временной связи), а с другой - вырабатываются новые ответные дви­гательные реакции (оперантные компоненты временных связей) с соответствующим характером протекания не только двигательных, но и вегетативных функций.

При обучении технике спортивных движений формирование двигательных навыков всегда происходит на базе ранее выработанных организмом координации. Напри­мер в гимнастике, фигурном катании на коньках, многие компонен­ты физического упражнения не являются полностью новыми, они представляют собой элементы ранее приобретенных навыков.

Если необходимо усвоить сложную технику движения, компонен­ты которого в значительной своей части являются новыми, обычно используются подготовительные упражнения и обучение по элемен­там, когда техника выполнения движения усложняется постепенно на базе временных связей, сформированных при более простых координациях.

В некоторых случаях наличие прочно закрепившихся навыков не только не содействует, но даже препятствует формированию но­вого по своему характеру двигательного акта, особенно когда структура нового движения связана с переделкой старого навыка.

В процессе формирования двигательного навыка отдельные фазы движения, представляющие собой как бы различно протекающие компоненты двигательного акта, складываются в своеобразную цепь реакций, осуществляющихся в виде определенного динамического стереотипа.

Следует указать, что динамический стереотип в физических упражнениях относится только к последовательности осуществле­ния фаз движения. Внутренняя же структура движения, т.е. состав участвующих в двига­тельном акте мышц и количество сокращающихся двигательных единиц в этих мышцах, может непрерывно меняться.

Это объясняется тем, что при наличии в организме большого числа исполнительных при­боров (сотни мышц и сотни и даже тысячи двигательных единиц в каждой из них) ЦНС имеет возможность достигать одного и того же внешнего эффекта за счет многих вариаций тонкой внутренней структуры движения.

Динамический стереотип является характерным для последова­тельности фаз внешней структуры только тех навыков, в которых эта последовательность может протекать по определенному стан­дарту (циклические упражнения). Но существуют и другие виды навыков, в которых необходимо в связи с частыми изменениями ситуации реагировать каждый раз новым движением (ациклические упражнения).

Двигательная деятельность человека характеризуется большой вариативностью. Значительная часть моторных актов новой структуры благодаря высокой пластичности ЦНС осуществляется путем экстраполяции. Она обеспечивает так называемый перенос навыков и возможность «с места» осуществлять новые движения.

Экстраполяцией является способность нервной системы на осно­вании имеющегося опыта адекватно решать вновь возникающие двигательные задачи. Увеличение запаса освоенных движений со­действует значительному повышению возможностей человека без специального обучения правильно решать новые двигательные за­дачи, близкие к ранее решенным.

Способность человека к экстраполяции при овладении двига­тельными актами лишь в небольшой степени обусловлена наслед­ственной информацией. Основное значение имеет формирование временных связей. При однообразном выполнении двигательных актов возможности к экстраполяции суживаются, при разнообразии же их — расширяются. Поэтому тренировка не только в спортивных играх и единоборствах, но и в циклических движениях должна проводиться с различной скоростью и длительностью передвижений, с разным весом отягощений и т. д.

Диапазон экстраполяции всегда несколько ограничен. Так, на­выки, которыми обладает футболист, не могут быть использованы для выполнения путем экстраполяции приемов борца или боксера и наоборот. Поэтому экстраполяцию необходимо учитывать при подборе комплекса подготовительных упражнений. Этот комплекс должен включать такие упражнения, которые могут оказать поло­жительное влияние на освоение основного упражнения.

Развитие у спортсмена способности к экстраполяции позволяет ему лучше бороться с действием сбивающих факторов и в случае невозможности осуществить движение или какую-либо его фазу по ранее заученной программе создавать новую внешнюю или внут­реннюю структуру деятельности мышц, адекватную решаемой дви­гательной задаче.

Становление двигательного навыка проходит через несколько стадий, или фаз.

В первой стадии (генерализации) отмечается иррадиация нервных процессов с генерализацией ответных реакций и вовлечение в ра­боту лишних мышц. На этой стадии начинается объединение от­дельных частных действий в целостный акт. Движение выглядит несовершенным, эффективность спортивной деятельности на данном этапе невелика.

Во второй стадии наблюдаются концентрация нервных процессов, улучшение координации, устранение излишнего мышечного напряжения и более высокая степень совершенства внешнего проявления стере­отипности движений.

В третьей стадии навык стабили­зируется и еще более совершенствуются координация и авто­матизация движений.

В ряде случаев некоторые из стадий могут отсутствовать. Это связано со многими факторами: степенью сложности и мощности мышечной работы, исходным состоянием двигательного аппарата, квалификацией спортсмена и др. Так, у высококвалифицированных спортсменов благодаря приобретен­ным ранее навыкам и способности к экстраполяции обучение упражнениям может протекать без первой и даже второй стадии.

Нужно подчеркнуть особое значение вопроса о произвольности и автоматизации управления.

В теории построения движений Н.А. Бернштейна автоматизация – это переключение управления движениями на более соответствующие задаче низовые уровни управления, уход из сферы сознания. По И.П. Павлову, временные связи замыкаются главным образом в коре головного мозга. При автоматизации имеет место не переключение управления с коры на подкорку, а упорядочение системы управления. Н.А. Бернштейн писал, что при автоматизации движений сознание разгружается лишь от второстепенных по смыслу деталей коррекционного управления движениями; ведущие же, т.е. главные на данный момент, смысловые коррекции никогда не уходят из поля сознания человека, они лишь переключаются с одного уровня регуляции движениями на другие в соответствии с тем, что в данный момент человек хочет контролировать. Поэтому при выполнении автоматизированных движений отчетливому осознаванию и осмыслению могут подвергаться как результат совершаемого действия, так и тактильно-мышечные и другие ощущения (но не в одинаковой степени в одно и то же время).

Устойчивость навыка и длительность его сохранения. Двига­тельные навыки, как и другие проявления временных связей, не­достаточно стабильные в начале образования, в дальнейшем ста­новятся все более и более стойкими. К факторам, снижающим устойчивость навы­ка, относятся ухудшение общего состояния нервной системы (на­пример, при утомлении), развитие гипоксии, недостаточная адаптация при значительном изменении поясного времени, неуверенность в себе при сильных противниках, перерывы в тренировочном процессе и др. Существенное значение имеет тип нервной системы.

Характеристика деятельности мышц при формировании двигательного навыка. В результате совершенствования навыка в циклических движениях изменяется длительность периодов активно­сти мышц. В начальных стадиях формирования навыка элек­трическая активность соответствующих мышц наблюдается не толь­ко во время активных фаз движения, но и в интервалах между ними. В дальнейшем электромиографические залпы стано­вятся короткими.

Обратные связи и их роль в формировании и совершенствовании техники движений. В сложном нервном механизме формирования двигательных актов и управления ими важное место принадлежит информации, получаемой из внешней среды и от различных частей тела и систем организма.

Нервная система, вызывая через пусковые двигательные и вегетативные нервы какую-либо деятельность, бла­годаря наличию обратных связей сразу же начинает получать от управляемых органов (мышц, сердечно-сосудистой системы и т, д.), а также из внешней среды информацию о совершившемся действии. Сигналы обратных связей, являясь важнейшим фактором координации движений, поступают в ЦНС через органы чувств и поэтому называются также сенсорными коррекциями (Н. А. Бернштейн).

Существенное значение для совершенствования техники движений имеет и так называемая «сторонняя информация» получаемая от тренера и других, лиц в результате наблюдения за движениями.

Интеграция в ЦНС афферентных и других факторов, предшествующих программированию движения. Двигательный акт на всех этапах подготовки и выполнения связан с интеграцией в ЦНС афферентных и других факторов. П. К. Ано­хин выделяет четыре основных фактора: 1) мотивацию, 2) память, 3) обстановочную информацию и 4) пусковую информацию.

В трудовой и спортивной деятельности людей особенно большое значение имеют различного рода социально обусловленные виды мотивации. Благодаря следам в нервной системе (памяти) предшествующий опыт оказывает сильнейшее влияние на оценку любых событий и ситуаций. Большую роль в процессе интеграции играет обстановочная информация. Информация об обстановке, поступающая из окружающей среды, и о состоянии различных функций организма является, - несомненно, весьма, существенным компонентом правильного программирования в ЦНС различных действий.

Наконец, существенное значение имеет пусковая направляю­щая, т. е. сигналы, какими в спорте являются выстрел, звук свистка, движение флажка, команда и др. Однако многие пусковые раз­дражители требующие ответных двигательных актов, весьма слож­ны; они представляют собой не единичный сигнал, а ситуацию определенного характера.

При выполнении разных физических упражнений использова­ние информации, получаемой из внутренней и внешней среды путем обратных связей, имеет специфические особенности. При медленном выполнении двигательных актов обратные связи способствуют корригированию данного движения или какой-либо его фазы. При сложных многофазных движениях, которые выполняются быстро (например, гимнастических), обрат­ные связи играют меньшую роль в текущей коррекции в результате недостатка времени. Наконец, при очень кратковремен­ных движениях (в частности, баллистических — метаниях, брос­ках) обратные связи могут корригировать длительный акт только при его повторениях.

Программирование двигательного акта с учетом состояния исполнительных приборов. Программирование движений по своей трудности в разных видах спорта неодинаково. Это связано, во-первых, со степенью сложности двигательного акта, во-вторых — со степенью его новиз­ны, в-третьих — с длительностью времени для программирования.

Эффективность выполнения движений требует соответствия двигательной программы функциональным возможностям мышц и обеспечивающих их работу вегетативных органов. Рассогласова­ние между программой и фактическим выполнением движения осо­бенно усиливается при изменении состояния периферических испол­нительных приборов (мышц, ССС и других систем организма).

Лучшие результаты в таких упражнениях, как прыжки в высоту, поднятие тяжестей, достигаются, как правило, не при первом, а при повторном их выполнении. Это отчасти связано с тем, что во время решения начальных, более легких задач (при меньшей высоте, меньшем весе) ЦНС получает точную информацию о фактическом состоянии периферического мышечного аппарата.

Вопросы для самоконтроля

1. Что называют двигательным навыком?

2. Каковы общие механизмы формирования двигательного навыка?

3. В чем состоит особенность вегетативного компонента сформированного двигательного навыка?

4. В чем заключаются положительные и отрицательные стороны динамического стереотипа в сформированном двигательном навыке?

5. Каково значение экстраполяции в освоении спортивной техники?

6. Сформулируйте причины различий проявления двигательного навыка в первую, вторую и третью стадии его формирования.

7. Какова роль обратных связей при коррекции двигательных действий?

19. ОБЩИЕ МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ.

 

Как в повседневной жизни, так и в процессе спортивной деятельности от человека требуется быстро выполнять движения, проявлять значительные по величине усилия или длительно поддерживать требуемый уровень работоспособности. Все это обозначают как двигательные качества. К физическим качествам обычно относят быстроту (скорость), силу, выносливость, ловкость, гибкость. Они могут быть связаны между собой различным образом - положительная (развитие одного способствует развитию другого), отрицательная и нейтральная взаимосвязь.

Для проявления тех или иных качеств необходима целостная реакция организма, интеграция его работы. Именно поэтому объединяющая роль ЦНС доминирует в общих механизмах любого качества. Следовательно, общим механизмом развития всех физических качеств является механизм временной связи (условного рефлекса).

В спортивной практике довольно часто развитие двигательных качеств сводят к рассмотрению периферических изменений, касающихся органов - эффекторов. В качестве примеров можно привести развитие мышечной силы, при которой происходит гипертрофия мышц, накопление в них АТФ, КФ и др. При развитии выносливости происходит повышение МПК, мобилизация резервов дыхательной и сердечно-сосудистой системы и др. При развитии быстроты наблюдаются изменения в ЦНС: повышение лабильности возбудимости и др.

Исходя из принципа системности, развитие физических качеств обусловлено взаимодействующими прогрессивными, биохимическими, структурными и функциональными изменениями в организме. Важной стороной реализации двигательных качеств является способность мобилизации резервных возможностей различных систем в тренировочной и соревновательной деятельности, определяемая, прежде всего рядом психических особенностей человека, в частности, его мотивированностью. На различных этапах адаптации осваиваются все новые резервы, характеризующие новый уровень интеграции работы различных систем организма.

Принцип экономизации, характеризующий повышение КПД работы различных сис­тем. Например, при развитии мышечной силы проявляется синхронизация ра­боты двигательных единиц, при развитии выносливости - повышение % утили­зации О2, при развитии быстроты - повышение лабильности и укорочение вре­мени двигательной реакции.

Механизм повышения резистентности (сопротивляемости) тканей и кле­ток к изменениям гомеостаза и параметров внешней среды проявляется в уве­личении устойчивости систем организма к накоплению лактата в циклических видах двигательной деятельности субмаксимальной мощности, в повышении гипоксической устойчивости в среднегорье в видах спорта на выносливость и другие проявления.

Механизм суперкомпенсации наблюдается при развитии силы (накопление АТФ, КрФ сверх исходного уровня, гипертрофия) и выносливости (накопление гликогена, свободных жирных кислот, повышение МПК и т.д.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: