Общественное творчество личности

Слайд 1

По лабиринтам методических приемов.

Личностно ориентированная технология на уроках биологии

Слайд 2

Ребёнок – это, прежде всего, личность во всём многоцветии

Её качеств, черт и проявлений, а не только ученик

Ш. Амонашвили

Личностно-ориентированный подход к воспитанию и обучению учащихся на уроках биологии является моей темой самообразования. По ней я работаю уже 10 лет. Постоянно стремлюсь пробовать новые формы и методы работы с учащимися. В связи с этим приоритетной целью становится - раскрытие индивидуальных возможностей ребенка. Значит, нужно построить так учебный процесс, чтобы на каждом этапе урока формировались и совершенствовались интеллектуальные качества личности.

Слайд 3

Личностно - ориентированного урока НЕ может быть без:

1. Учета индивидуальных особенностей класса

2. Использования субъективного опыта учащихся

3. Самостоятельного целеполагания

4. Ситуаций выбора на всех этапах, где это возможно

5. Большого дидактического материала

6. Создания ситуации успеха

7. Рефлексии

Слайд 4

Для развития ребенка не­обходимо теоретическое содержание изучаемых предметов, строящихся как система научных понятий. Работа с теоретическим материалом требует от школьников выполнения определенных учебных действий, т.е. умение анализировать и обобщать.

Овладение этими действиями позволяет учащимся впо­следствии самостоятельно осуществлять учебную деятельность, позволяющую школьникам впоследствии самостоятельно овладевать любыми зна­ниями.

Слайд 5

Практика убедила меня в том, что учитель на начальном этапе обучения должен

v дать хорошие знания, которые станут фундаментом для дальнейшего обучения,

v развить способность к самопознанию,

v развить способность к пониманию своей индивидуальности,

v сформировать потребность учиться

v сформировать потребность саморазвиваться.

Слайд 6

А, чтобы добиться этого я отбираю наиболее эффективные методы и приемы обучения, средства, способствующие активизации мыслительной деятельности школьников. И еще одно - на уроках должны доминировать сотрудничество учителя и ученика, самостоятельная работа учащихся, их деятельность творческого и исследовательского характеров.

Художественное творчество личности

(я творю, выдумываю, пробую)

Это предоставление ученику возможности составить задачи, написать сказку, сценарий, рассказ, открыть уже ранее доказанные учёными закономерности.

Техническое творчество личности

(я проектирую, конструирую, испытываю)

Школьники овладевают практическими навыками (используются межпредметные связи), вовлекаются в конструкторскую, изобретательскую и исследовательскую работу, имеют возможность применить свои знания на практике, приучаются творчески относиться к труду.

Общественное творчество личности

(я общаюсь, исследую, организую)

Ставлю перед собою следующие воспитательные задачи: развивать социальную активность; стимулировать общественную, поисково-исследовательскую деятельность; привить навыки общения; расширить научный кругозор учащихся.

Бионика - наука, которая занимается изучением биологических систем, их свойств, принципов и закономерностей с целью использования для решения инженерных задач. Внеклассное мероприятие 10-11 класс «Живые экспресс-анализаторы» Цель: показать взаимосвязь химии, биологии и техники; развивать политехнический кругозор учащихся; стимулировать развитие задатков и способностей личности.

По итогам проведенной работы учащимся вручаются удостоверения на рационализаторское предложение.

Слайд 7

Часто организую групповые формы работы на уроке. Применение такой технологии обеспечивает эффективный характер деятельности каждого учащегося, ПОЧЕМУ? Эффективной формой организации обучения является сотрудничество, взаимодействие с другим человеком. Работая в группе сверстников, ребенок имеет воз­можность более свободно выражать свои мысли, и получать любые источники информации.

v В ходе такой работы у «слабых» учеников появляется возможность высказаться, не боясь до­пустить ошибку, задавать любые вопросы, чувствовать свою причастность к решению проблем, с которыми одному не справиться.

v Для «сильных» учащихся - это не только прекрасная воз­можность проявить свои способности, но и выступить в роли советчика, помощника более «слабому», почувствовать ответственность за общий результат.

Таким образом, работа в группах ставит ребенка в условия необходимости активной речевой деятельности, развивает умение слушать и слышать. В ходе такой работы ребенок учится сам оценивать результаты своей деятельности. На некоторых уроках использую опросник оценивания собственного участия в работе группы и оценочный лист лидера группы.

Слайд 8

Особенности групповой работы (на примере урока «Принципы действия ферментов, их роль в жизнедеятельности организмов»).

Класс делится на группы с учетом индивидуальных особенностей детей, для решения конкретных учебных задач.

Каждая группа получает своё, определенное задание.

Задание составляется и выполняется так, чтобы оценить вклад каждого участника группы.

Состав групп меняется.

Процесс групповой работы строго регламентирован во времени.

Задача считается выполненной, если каждый в группе может решить, объяснить, как решали ее. О результатах желательно, чтобы докладывал слабый ученик. Затрудняется член команды – группа придет на помощь. Как писал Выгодский, «то, что сегодня ребенок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он становится способен выполнять самостоятельно...»

Слайд 9

Рассмотрим использование личностно-ориентированного обучения на разных этапах урока.

1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

Актуализация необходима для того, чтобы вспомнить знания, которые будут необходимы для изучения новой темы. Мы привыкли на уроках проводить прямой опрос по прошлой теме с четкими вопросами, на личностно ориентированном уроке актуализируется жизненный опыт и ему не следует давать оценок.

Вот, например. При изучении класса земноводных вы спрашиваете: «Дети, вы брали когда-нибудь в руки лягушку? Правда ли, что потом появляются бородавки? Поверьте, они с таким интересом говорят об этом, пусть даже не весь класс, но несколько человек все равно расскажут.

2. МОТИВАЦИЯ И ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

Мотив - это желание что-нибудь делать, мотивация - это побуждение к работе. При личностно ориентированном обучении учитель должен создать условия, чтобы дети сами захотели узнать это и сами поставили цель.

Слайд 10

Приемы мотивации:

1. Парадоксальные факты

Например, при изучении работы сердца и автоматии, можно привести такой факт в начале урока: Известный врач А. Везалий проводил публичное вскрытие трупа. Когда он вскрыл грудную клетку. Зал ахнул. У трупа слабо билось сердце. Как объяснить этот факт? Везалий совершил ошибку и вскрыл живого человека? Интересно. Как вы думаете?

2. Создание проблемной ситуации

При изучении строения яйца и размножения птиц можно детей озадачить таким вопросом: Вы любите яичницу? Наверное, да, я тоже люблю. А вы не задумывались над тем, что мы едим, яйцо - это что? Как оно образуется внутри организма курицы? В ответ последуют многочисленные варианты, и вы с классом ставите цель - что такое яйцо и как оно образуется?

3. Анализ жизненной ситуации

При изучении витаминов: замечено, что в молоке коров, пасущихся на лугу, витамина Д значительно больше, чем в молоке коров, находящихся на стойловом содержании. Как это можно объяснить?

4. Использование произведений искусства

При изучении гормонов: Рассказ И. С. Тургенева «Живые мощи». От какого заболевания страдала Лукерья? Можно ли было вылечить Лукерью в наши дни?

Каких вы знаете литературных героев маленького роста? (Дюймовочка, Мальчик-с-пальчик, семь гномов, Карлсон, Незнайка, хоббиты и другие). Как вы думаете, с чем связан их маленький рост?

5. Справедливы ли с биологической точки зрения поговорки?

От худого семени не жди доброго племени.

Достанется тебе ухо от селедки.

6. Найди в тексте ошибку

7. Экскурсия в историю

Одна знатная дама, узнав об исследованиях учеными процесса фотосинтеза, приказала поставить в свою спальню много растений. Проснувшись на следующий день, она ощутила головную боль. В чем была ее ошибка?

8. Изречения знаменитых людей

Сократ «Мы живем не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить» Вы с этим согласны?

9. Приём "Что бы это значило?"

(Видео «Организм человека»)

10. Прием практического метода

Демонстрация химических опытов с Н2О2, уксусной кислотой при изучении их влияния на живую материю.

С позиций личностно ориентированного обучения ученики должны сами сформулировать цель, а это они могут, можете чуть-чуть их подтолкнуть к этому (а вы хотите узнать…)

Слайд 11

3. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

На личностно ориентированном уроке дидактическая цель: НЕ научить или познакомить, а создать условия!, учитывая индивидуальные особенности учеников, а для развития познавательной активности оставляет «белые пятна» - по ходу изучения нового материала задает вопросы, на которые ученики самостоятельно найдут ответы, если захотят (ситуация выбора!)

4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ

Для слабых и творческих учеников можно дать интересные (креативные задания), можно разработать много карточек-заданий, можно организовать задания на пару.

Слайд 12

1. Метод образного видения

Тема «Простейшие» Опишите амебу обыкновенную, используя только прилагательные. Написать синквейн.

2. Метод эмпатии (вживания)

Представьте себе, что вы - эвглена зеленая (бутерброд в ЖКТ). Опишите свои ощущения (я одноклеточная, мне очень одиноко и скучно, бывает и страшно, я очень маленькая- быстро устаю.)

3. Метод эвристических вопросов

Составьте вопросы про инфузорию туфельку, используя слова «что», «кто», «зачем», «почему», «как», «чем», «когда» …

4. Метод ошибок

Найдите в тексте биологические ошибки (ребенку предлагается текст с ошибками)

Кстати, такие упражнения хорошо использовать развивая слуховую память. Прочитав текст один раз верно, второй уже с ошибками, ребята должны найти ошибки, воспринимая текст на слух

5. Метод сравнения

Что здесь лишнее? Дайте по два разных ответа. Ответы обоснуйте.

А) Медведь, рысь, лиса, волк, дельфин, акула

Б) Капуста, морковь, свекла, огурец, земляника

6. Метод фактов

Составьте описание «особо опасного преступника» - змеи кобры (паразита - червя). (Внимание! Разыскивается опасный преступник! Его особые приметы: нет ног, длинный скользкий тип, вооружен до зубов, на ребрах ходит, у него есть капюшон, на нем- татуировка.)

5. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

Обычно - это выставление отметок и домашнее задание. Причем объективным результатом урока служит отметка, а субъективным - рефлексия (осознание школьниками собственной деятельности и ее результатов).

Слайд 13

Не секрет, что ученикам на уроке интересно тогда, когда понятно.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: