Определение подлинности и количественного содержания препаратов

СПИРТ ЭТИЛОВЫЙ (ГФХ, ст.631)

1.2 мл препарата смешивают с 0,5 мл ледяной уксусной кислоты и 1 мл концентрированной серной кислоты и нагревают до кипения – появляется характерный запах этилацетата.

2. 0,5 мл препарата смешивают с 5 мл раствора гидроксида натрия, прибавляют 2 мл 0,1н. раствора иода – оявляется запах иодоформа и постепенно образуется желтый осадок иодоформа

КАЛЬЦИЯ ГЛЮКОНАТ (ГФХ, ст.121)

Для выполнения качественных реакций 0,1г. кальция глюконата растворяют при подогревании в 5 мл воды.

1. К 2,5 мл полученного раствора прибавляют 1 каплю раствора хлорида железа (111) – появляется светло-зеленое окрашивание.

2. К 1 мл полученного раствора прибавляют 1 мл раствора оксалата аммония – образуется белый осадок, нерастворимый в уксусной кислоте и растворе аммиака, растворимый в разведенных минеральных кислотах.

Количественное определение. Около 0,1 г (т.н.) препарата растворяют при подогревании в 5 мл воды, по охлаждении прибавляют 2,5 мл аммиачного буферного раствора, около 0,03 г индикаторной смеси кислотного хром темно-синего и титруют 0,05 моль/л раствором трилона Б до сине-фиолетового окрашивания.

1 мл 0,05 моль/л раствора трилона Б соответствует 0,02242 г. кальция глюконата, которого в препарате должно быть не менее 99,5% и не более 103,0%.

КАЛИЯ АЦЕТАТ (ГФ Х,ст.359)

Подлинность:

1. Несколько кристалликов препарата растворяют в 1 мл воды, прибавляют 0,5 мл раствора виннокаменной кислоты, 0,5 мл раствора ацетата натрия, охлаждают и встряхивают – постепенно выпадает белый кристаллический осадок, растворимый в разведенных минеральных кислотах и растворах едких щелочей.

2.К 1 мл раствора препарата прибавляют 1 мл концентрированной серной кислоты и 0,5 мл спирта – ощущается запах этилацетата.

3.К 1 мл раствора препарата прибавляют 0,2 мл раствора хлорида железа (111) – появляется красно-бурое окрашивание.

 

 

КИСЛОТА АСКОРБИНОВАЯ

Подлинность:

1.0,05 г препарата растворяют в 2 мл воды и раствор делят на две равные части: к первой части прибавляют 0,2-0,3 мл раствора серебра нитрата – появляется темный осадок металлического серебра; ко второй части прибавляют по каплям 0,1 н. раствор иода – бурая окраски иода обесцвечивается.

2.При добавлении к раствору препарата по каплям раствора 2,6-дихлорфенолиндофенола синяя окраска последнего исчезает.

3. При добавлении к раствору препарата 2-3 капель разведенной хлороводородной кислоты 1 мл раствора гексацианоферроата (111) калия и 2 мл раствора железа (111) хлорида образуется синее окрашивание.

Количественное определение:

Около 0,1 г препарата (т.н.) растворяю в смеси 20 мл свежепрокипяченной и охлажденной воды и 5 мл разведенной серной кислоты и 0,5 мл раствора крахмала. Титруют полученный раствор 0,1 н. раствором иода до появления синего окрашивания.

1 мл 0,1 н. раствора иода соответствует 0,008806 г. аскорбиновой кислоты, которой в препарате должно быть не менее 99,0%.

ГЛЮКОЗА (ГФ Х, ст.311)

Подлинность:

1.0,05 г препарата растворяют в 1-2 мл воды, прибавляют 2 мл реактива Фелинга (предварительно смешивают 1 мл реактива Фелинга 1 и 1 мл реактива Фелинга 2) и нагревают до кипения – образуется кирпично-красный осадок.

2.К нескольким кристалликам препарата прибавляют кристаллик резорцина и смачивают концентрированной хлороводородной кислотой – появляется красно-фиолетовое окрашивание.

РАСТВОР ФОРМАЛЬДЕГИДА

Подлинность:

1. К 1 мл раствора формальдегида прибавляют 10 капель раствора аммиака и 1 мл раствора серебра нитрата – появляется темно-серый осадок металлического серебра или на стенках пробирки образуется серебряное зеркало.

2.К 2 каплям раствора формальдегида прибавляют 2 мл концентрированной серной кислоты и 0,01 г. салициловой кислоты – появляется красное окрашивание.

Количественное определение:

0,5 мл раствора формальдегида помещают в мерную колбу вместимостью 50 мл и доводят водой до метки. К 1 мл полученного раствора прибавляют 5 мл 0,1 н.раствора иода и 2 мл 1 н. раствора натрия гидроксида, взбалтывают и оставляют в темном месте на 10 минут в колбе с притертой пробкой.

По истечении указанного времени прибавляют 3 мл 1н. раствора кислоты серной и выделившийся иод титруют 0,1н. раствором натрия тиосульфата до обесцвечивания по индикатору крахмалу.

1 мл 0,1 н. раствора иода соответствует 0,001501 г формальдегида, которого в препарате должно быть 36,5-37,5%.

 

 

ЗАДАНИЕ

на самоподготовку к лабораторному занятию по теме:

«Определение качества лекарственных средств из группы терпенов и производных циклопентанпергидрофенантрена».

1. Мотивация темы: лекарственныесредства из группы терпенов и производных циклопентанпергидрофенантрена широко применяются в медицинской практике, поэтому знание их номенклатуры, структуры, физических, химических свойств и методов определения качества необходимо провизору в его профессиональной деятельности.

2. Цель самоподготовки: усвоить теоретический материал, необходимый для понимания и практического осуществления общих и частных методов определения качества лекарственныхсредств из группы терпенов и производных циклопентанпергидрофенантрена

3. Исходный уровень знаний: Для усвоения материала темы необходимо знать общие химические реакции органических соединений, реакции образования солей и комплексных соединений, химические свойства и реакционную способность органических полифункциональных соединений, методы количественного определения: нейтрализации (в т.ч. оксимный метод титрования), нитритометрии, аргентометрии, цериметрии, иодометрии, спектрофотометрии, фотоэлектроколориметрии, гравиметрии.

4. План изучения темы:

1. Изучить номенклатуру, строение, физические и химические свойства лекарственных средств из группы терпенов и производных циклопентанпергидрофенантрена.

2. Усвоить методы определения качества лекарственных средств из группы терпенов и производных циклопентанпергидрофенантрена.

5. Рекомендуемая литература:

1. Беликов В.Г. Фармацевтическая химия. В 2 ч.: Учебн. пособие/В.Г.Беликов – 4-е изд.,перераб и доп..-М.:МЕДпресс-информ, 2007.-С.326-336, 337-362, 365-373.

2. Беликов В.Г. Фармацевтическая химия. М.:Высшая школа,1985.С.292-301, 325-329, 709-729.

3.Руководство к лабораторным занятиям по фармацевтической химии/ под ред. А.П.Арзамасцева.-М.:Медицина,2001.- С.147-151,152-163.

4. Руководство к лабораторным занятиям по фармацевтической химии/ под ред. проф.П.Л.Сенова.-М.:Медицина.1978.- С. 113-147.

5. Государственная фармакопея Х издания. М.:Медицина,1968.- 1079 с. (соответствующие статьи на лекарственные средства)

6.Конспекты лекций.

6. Вопросы для самоконтроля:

1. Напишите структурные формулы, приведите латинские и рациональные названия лекарственных средств из группы терпенов: ментола, валидола, терпингидрата;камфоры, бромкамфоры, кислоты сульфокамфорной, сульфокамфокаина; ретинола ацетата. Приведите характеристику их физических (агрегатное состояние, цвет, запах, растворимость в воде и органических растворителях) и химических (кислотно-основные и окислительно-восстановительные, способность к гидролизу) свойств.

2. Опишите реакции идентификации (реактивы, условия и эффекты реакций) лекарственных средств из группы терпенов. Напишите соответствующие уравнения химических реакций.

3. Назовите титриметрические и физико-химические методы количественного определения лекарственных средств из группы терпенов (для титриметрических методов укажите титрант, условия титрования, способ фиксирования точки эквивалентности).Напишите соответствующие уравнения химических реакций.

4. Напишите структурные формулы, приведите латинские и рациональные названия лекарственных средств из группы циклогексанолэтиленгидриндановых соединений:эргокальциферол,. Приведите характеристику их физических (агрегатное состояние, цвет, запах, растворимость в воде и органических растворителях) и химических (кислотно-основные и окислительно-восстановительные, способность к гидролизу) свойств.

5. Опишите реакции идентификации (реактивы, условия и эффекты реакций) лекарственных средств из группы циклогексанолэтиленгидриндановых соединений. Напишите соответствующие уравнения химических реакций.

6. Назовите возможные методы количественного определения лекарственных средств из группы, группы циклогексанолэтиленгидриндановых соединений (для титриметрических укажите титрант, условия титрования, способ фиксирования точки эквивалентности).Напишите соответствующие уравнения химических реакций.

7. Напишите структурные формулы, приведите латинские и рациональные названия лекарственных средств из группы карденолидов дигитоксина, ацетилдигитоксина, дигоксина, строфантина К. Приведите характеристику их физических (агрегатное состояние, цвет, запах, растворимость в воде и органических растворителях) и химических (кислотно-основные и окислительно-восстановительные) свойств.

8. Опишите реакции идентификации (реактивы, условия и эффекты реакций) лекарственных средств из группы карденолидов. Напишите соответствующие уравнения химических реакций.

9. Назовите титриметрические методы количественного определения лекарственных средствиз группы карденолидов. Напишите соответствующие уравнения химических реакций.

10. Напишите структурные формулы, приведите латинские и рациональные названия лекарственных средств из группы эстрогенов: эстрона, эстрадиола, этинилэстрадиола, антиэстрогенов: тамоксифена; гестагенов: прогестерона, норэтистерона, медроксипрогестерона. Приведите характеристику их физических (агрегатное состояние, цвет, запах, растворимость в воде и органических растворителях) и химических (кислотно-основные и окислительно-восстановительные) свойств.

11. Опишите реакции идентификации (реактивы, условия и эффекты реакций) лекарственных средств – эстрогенов, антиэстрогенов и гестагенов. Напишите соответствующие уравнения химических реакций.

12. Назовите титриметрические и физико-химические методы количественного определения перечисленных выше лекарственных средств (для титриметрических методов укажите титрант, условия титрования, способ фиксирования точки эквивалентности).Напишите соответствующие уравнения химических реакций.

13. Напишите структурные формулы, приведите латинские и рациональные названия лекарственных средств, производных андрогенов и анаболиков: тестостерона пропионата, метилтестостерона; метандростенолона, метиландростендиола, нандролона фенпропио-ната, нандролона деканоата; ципротерона ацетата, перечислите функциональные группы входящие в их структуру. Приведите характеристику их физических (агрегатное состояние, цвет, запах, растворимость в воде и органических растворителях) и химических (кислотно-основные и окислительно-восстановительные) свойств.

14. Опишите реакции идентификации (реактивы, условия и эффекты реакций) лекарственных средств из группы андрогенов и анаболиков. Напишите соответствующие уравнения химических реакций.

15. Назовите титриметрические методы количественного определения лекарственных средств из группы андрогенов и анаболиков. Напишите соответствующие уравнения химических реакций.

16. Напишите структурные формулы, приведите латинские и рациональные названия лекарственных средствиз группы кортикостероидов: дезоксикортикостерона ацетат, кортизона ацетата, гидрокортизона, преднизолона, дексаметазона, флуоцинолона ацетонида, перечислите функциональные группы входящие в их структуру. Приведите характеристику их физических (агрегатное состояние, цвет, запах, растворимость в воде и органических растворителях) и химических (кислотно-основные и окислительно-восстановительные) свойств.

17. Опишите реакции идентификации (реактивы, условия и эффекты реакций) лекарственных средств из группы кортикостероидов. Напишите соответствующие уравнения химических реакций.

18. Назовите титриметрические методы количественного определения лекарственных средств из группы кортикостероидов. Напишите соответствующие уравнения химических реакций.

19. Укажите медицинское применение лекарственных средств из группы алифатических соединений и охарактеризуйте особенности условий хранения.

7. Самостоятельная работа в лаборатории:

Самостоятельная работа состоит из следующих разделов:

-определение подлинности препаратов: препаратов ментола, камфоры, метандростенолона, гидрокортизона ацетата, преднизолона;

- идентификация предложенного преподавателем лекарственного средства, его исследование по НД и формулирование вывода о его качестве;

-оформление результатов исследования в лабораторном журнале.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: