Для контроля можно подносить к носу или рту зеркало, ватку, полоску бумаги.
Варианты. Вдох обычный — выдох с имитацией стона. Вдох обычный — выдох через одну ноздрю. Вдох обычный — выдох толчками. Вдох толчками — выдох обычный. Вдох толчками — выдох толчками. Вдох быстрый — выдох медленный.
Вдох и выдох через рот.
Если упражнение не получается, зажать нос пальцами.
Варианты. Вдох обычный — выдох с имитацией стона. Вдох толчками — выдох обычный. Вдох обычный — выдох толчками. Вдох толчками — выдох толчками. Вдох обычный — выдох с усилением в конце.
Примечание. При речи и пении мы пользуемся комбинированным носоротовым дыханием, поэтому одновременно тренируем и то и другое.
Комбинированный вдох.
Задержка дыхания, выдох через нос.
Задержка дыхания, выдох через рот (слегка приоткрытый).
Примечание. При систематическом повторении этих упражнений ребенок
начинает ощущать разницу в направлениях воздушной струи и учится правильно ее регулировать.
После этого начинается работа по развитию речевого дыхания, которая
проводится в следующей последовательности: без участия речи, на материале гласных звуков, согласных звуков, слогов, слов, предложений и фраз.