Классификация согласных звуков. по способу образования

по способу образования:

В образовании согласных играет роль вид преграды, которую встречает воздушная струя.

Выделяют два основных вида преграды:

· смычка,

· щель

смычно-взрывные - [п], [п'], [б], [б'], [т], [т'], [д], [д'], [к], [к'], [г], [г';

смычно-проходные - [м], [м'], [н], [н'], [л], [л'];

щелевые (фрикативные) - [ф], [ф'], [в], [в'], [с], [с'], [з], [з'], [ш], [ж];

смычно-щелевые (аффрикаты) - [ц], [ч];

дрожащие (вибранты) - |р], [р']

(см. рис. 5)

Согласные звуки образуются благодаря созданию преграды в ротовой полости.

Имеется пять основных видов преград (смычка, взрываемая воздушной струей; смычка с одновременным проходом воздуха; щель, в которую проходит воздушная струя; смычка, переходящая в щель; преграда, образуемая вибрирующим под напором воздушной струи напряженным кончиком языка).

Наибольшее количество согласных звуков в русском языке по способу образования — щелевые, при которых подвижные органы артикуляционного аппарата, приближаясь к неподвижным, образуют щель. Именно они и звуки, включающие в себя элемент щели (смычно-щелевые и дрожащие), наиболее часто нарушаются, так как для детей создание преграды в форме щели является наиболее трудным из-за невозможности использования зрительного и кинестетического контроля. В этой группе звуков обычно не нарушаются [ф], [ф'], [в], [в'], так как ребенок видит их артикуляцию (зрительный контроль) и легко ощущает тыльной стороной руки направленную воздушную струю (тактильный контроль). Работа воспитателя над этими звуками создает базу для коррекционной работы логопеда над щелевыми звуками.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: