по способу образования:
В образовании согласных играет роль вид преграды, которую встречает воздушная струя.
Выделяют два основных вида преграды:
· смычка,
· щель
смычно-взрывные - [п], [п'], [б], [б'], [т], [т'], [д], [д'], [к], [к'], [г], [г';
смычно-проходные - [м], [м'], [н], [н'], [л], [л'];
щелевые (фрикативные) - [ф], [ф'], [в], [в'], [с], [с'], [з], [з'], [ш], [ж];
смычно-щелевые (аффрикаты) - [ц], [ч];
дрожащие (вибранты) - |р], [р']
(см. рис. 5)
Согласные звуки образуются благодаря созданию преграды в ротовой полости.
Имеется пять основных видов преград (смычка, взрываемая воздушной струей; смычка с одновременным проходом воздуха; щель, в которую проходит воздушная струя; смычка, переходящая в щель; преграда, образуемая вибрирующим под напором воздушной струи напряженным кончиком языка).
Наибольшее количество согласных звуков в русском языке по способу образования — щелевые, при которых подвижные органы артикуляционного аппарата, приближаясь к неподвижным, образуют щель. Именно они и звуки, включающие в себя элемент щели (смычно-щелевые и дрожащие), наиболее часто нарушаются, так как для детей создание преграды в форме щели является наиболее трудным из-за невозможности использования зрительного и кинестетического контроля. В этой группе звуков обычно не нарушаются [ф], [ф'], [в], [в'], так как ребенок видит их артикуляцию (зрительный контроль) и легко ощущает тыльной стороной руки направленную воздушную струю (тактильный контроль). Работа воспитателя над этими звуками создает базу для коррекционной работы логопеда над щелевыми звуками.
|
|