Конвенция – это международный договор (соглашение), содержащий перечень прав

Классный час в 7 а классе «Права человека»

Цели:

1. познакомить учащихся с Конвенцией о правах ребенка в игровой форме,

2. формирование дисциплинированности, уважения прав других людей

Сценка с героями сказки «Гуси – лебеди»

Звучит русская народная мелодия.

Баба – Яга. А ну-ка, Ивашка, сядь ко мне на лопату!

Ивашка. Зачем это?

Баба – Яга. Как это зачем? Я тебя зажарить хочу и съесть!

Ивашка. Ой-ей-ей! Спасите! Помогите! Съесть, зажарить хотят! Люди добрые, из беды меня выручайте!

Мадам Декларация. Не беспокойся, милый Ивашка, выручим обязательно! Вот сейчас Статью встретим и послушаем!

Входит Статья.

Статья.

«Никто не должен подвергаться жестокому,бесчеловечному обращению»!

Мадам Декларация. Вам все понятно, Баба Яга?

Баба Яга. Понятно, понятно! Ухожу я от вас! Тоже мне, знатоки прав!

Уходит

Ивашка. Вот спасибо, люди добрые! Думал все, конец мне, съест меня Баба Яга!

Статья. Пойдем – ка, дружек, будем с тобой изучать Декларацию прав человека!

Ивашка. С удовольствием. (Уходят)

Ход классного часа

Знать свои права и уметь за них бороться – значит быть сильным.

Ученик 1

Обязанности и права, ты должен знать

Как дважды – два.

В наш, бурный, XXI век, культурный,

Здравый человек осмыслить должен

Для чего он на Земле живёт давно.

Давай представим, ты растёшь…

Учиться лет с шести пойдёшь

Окончишь, скажем, ты Лицей,

Перед тобою сто путей

И право чем тебе заняться,

Ты сможешь выбрать постараться.

С ребятами спорили мы много раз,

Ведь есть же закон в поддержку для нас.

Слово учителя.

- Сегодня на классном часе мы поговорим о ваших правах и обязанностях, как вы уже догадались.

- А как вы думаете, узаконены ли права ребенка и где их можно увидеть?

Права ребенка прописаны в Конвенции прав ребенка. 20 ноября 1989 года Организация Объединённых Наций приняла Конвенцию о правах ребёнка. А в 1990 году наша страна ратифицировала, т.е. признала необходимым выполнение Конвенции на территории России.

Конвенция – это международный договор (соглашение), содержащий перечень прав.

Сегодня мы с вами познакомимся с основными правами ребёнка, которые согласно Конвенции ООН должны обеспечить все государства-участники Конвенции.

Но, кажется, первое, что приходит вам в голову, – это вопрос: “А я-то здесь причём?”. Не так ли? Тогда позвольте задать вам вопрос. Как вы думаете, до скольких лет, согласно Конвенции ООН, человек считается ребёнком?

(На доске пишется 4 варианта ответов:

до 14 лет;

до 16 лет;

до 18 лет;

до 21 года.)

Как видите, голоса разделились. В соответствии с первой статьёй Конвенции ООН ребёнком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.

Так что все вы ещё дети и в соответствии с Конвенцией ООН имеете право на особую заботу и помощь со стороны вашего государства.

- А кто считает, что его права нарушаются?

- А теперь поднимите руки те, кто знаком со своими правами?

- А сейчас мы с вами перечислим некоторые основные ваши права

Ученик 2.

Мальчишки и девчонки,

И мы вместе с ними

С рождения имеют право на имя.

Имеем мы право сказать, как один:

“Я – полноправный страны гражданин!”

Ученик 3. Каждый ребёнок имеет неотъемлемое право на жизнь, и государство обеспечивает в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребёнка.

Ученик 4.

Имею я право нормально питаться,

Учиться, лечиться и развлекаться.

Расти в своём доме, в полной семье,

А не на уличной мёрзнуть скамье.

Ученик 5.

Дети имеют право свободно выражать своё мнение.

Родители несут основную ответственность за воспитание ребёнка.

Государства должны обеспечивать защиту детей от нанесения им физического или психического ущерба.

Ученик 6.

К ребёнку нельзя относиться небрежно,

А только с любовь, заботой и нежно.

Ребёнка нельзя как товар продавать,

И от учёбы его отрывать.

Ученик 7. Государства должны оказывать им помощь и развивать сеть детских учреждений. Ребёнок имеет право на образование.

Ученик 8.

Терпимость и дружба –

Всеобщее братство,

Духовная близость –

Вот это богатство.

А наши родители и педагоги

Должны нас направить

На эти дороги.

Ученик 9. Государства уважают право ребёнка на свободу мысли, совести и религии.

Ни один ребёнок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, или незаконного посягательства на его честь и репутацию.

- Объясните, пожалуйста, как вы понимаете каждое право.

Учитель. Надеюсь, что вы владеете всеми правами, и никто вас ни в чём не притесняет. Находясь в школе, хочется ещё раз напомнить вам о вашем праве на получение образования. Вот что об этом нам говорит “Закон о правах ребёнка РФ”:

Каждый ребенок имеет право на получение бесплатного образования, в том числе на родном языке, выбор учебного заведения. Государство поощряет развитие таланта и повышение образования.

Но, зная права, не надо забывать и об обязанностях. Как вы думаете, каковы ваши обязанности? (ответы детей)

Обязанности ребенка: Ребенок обязан соблюдать законы государства, заботиться о родителях, уважать права и интересы других граждан, традиции и культурные ценности народа, других наций и народностей, овладевать знаниями и готовиться к самостоятельной трудовой деятельности, бережно относиться к окружающей среде, всем видам собственности.

– Ребята, сегодня мы познакомились лишь с некоторыми статьями Конвенции ООН о правах ребёнка и “Закона о правах ребёнка РФ”. – Детям и подросткам зачастую хочется быстрее стать взрослыми, уйти от опеки старших, от поучений типа: “я лучше знаю, что нужно, ведь я старше тебя”. Возникают конфликты между детьми и взрослыми. Здесь уже не взрослые нарушают права детей, а дети претендуют на роль взрослых.

Игра

Каждой раздать Конвенцию о правах ребенка, Конституцию РФ.

Ситуация 1. (слайд 6)

На урок ученица пришла в неприличном виде: короткая юбка, блузка с глубоким вырезом, чрезмерное использование косметики. Учитель сделал замечание…

Вопрос. Как вы оцениваете данные действия? Нарушил ли учитель права на индивидуальность?

Правильный ответ:

Согласно Уставу школы, обязанность учащихся приходить в школьной форме, чистыми и опрятными, со сменной обувью. Учитель прав.

Ситуация 2. (слайд 7)

На улице шестнадцатилетние парни пристают к прохожим, нарушают общественный порядок и спокойствие.

Вопрос. Как вы оцениваете данные действия и можно ли этих подростков наказать?

Правильный ответ:

Да. Это расценивается как мелкое хулиганство (ст. 158). Нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное поведение по отношению к прохожим и другие действия, нарушающие порядок и спокойствие граждан – это мелкое хулиганство, и за него предусмотрен штраф, при повторном нарушении – постановка на учет в КДН.

Ситуация 3. (слайд 8)

Между одноклассниками Женей и Кириллом произошел спор, после которого мальчики подрались. В результате у Жени был сломан нос, а Кирилл получил удар в живот. Рядом находившийся Артем не остановил драку.

Вопрос. Какие обязанности и права были нарушены?

Правильный ответ:Обязанность пресекать проявление грубости и бестактности. Право на уважение человеческого достоинства.

Ситуация 4. (слайд 9)

Марина завела дневник, в который записывала свои самые сокровенные мысли. Она его приносила в школу и держала в портфеле. И вот однажды одноклассники-мальчишки вытащили дневник, прочитали его и стали дразнить Марину.

Вопрос: Почему были не правы мальчики?

Правильный ответ:

Они нарушили право на неприкосновенность частной жизни,

личную тайну.

Ситуация 5. (слайд 10)

Мальчика Данилу воспитывает одна мама, которая часто не пускает его в школу. Заставляя его выполнять домашнюю работу во время уроков. Причем Данила все время с ней соглашается.

Вопрос. Какое право было нарушено по отношению к Даниле?

Правильный ответ:

Право на образование и право не быть подвергнутым насилию. А Данила сам нарушил право: свободно выражать свои взгляды и обязанность: получить образование.

Ситуация 6. (слайд 11)

Несколько школьников залезли в гараж, но ничего не взяв и не сделав, ушли. Кто-то их видел и рассказал об этом в милиции.

Вопрос. Будут ли ребята наказаны?

Правильный ответ:

Наказания не последует: был добровольный отказ от преступления

(ст. 31 УПК).

Задание найти связь вашей повседневной жизни с правами человека. Первая команда заполняет первые 5 строк, а вторая – следующие 5 строк таблицы. (работа с интерактивной доской)

 

 

  Что я делал(а) сегодня   Как это связано с правами человека (какие права я реализовал)
  Ночью спал  
  Завтракал, обедал    
  Смотрел телевизор  
  Сходил в школу  
  Лечил зубы  
    Право на всестороннее развитие
    право на отдых и досуг
    право на справедливое вознаграждение
    право на свободу мирных собраний
    право на свободу убеждений и на их свободное выражение

 

  Что я делал(а) сегодня   Как это связано с правами человека (какие права я реализовал)
  Ночью спал Право на отдых и здоровье
  Завтракал, обедал   Право на заботу и воспитание родителями. Право на здоровье
  Смотрел телевизор Право на доступ к информации и СМИ
  Сходил в школу Право на образование
  Лечил зубы Право на медицинскую помощь.
  Посещал кружки и секции Право на всестороннее развитие
  Играл в компьютер право на отдых и досуг
  Хорошо ответил у доски и получил «отличную» оценку право на справедливое вознаграждение
  Встречался с друзьями право на свободу мирных собраний
  отвечал на уроке. Защищал свое мнение. право на свободу убеждений и на их свободное выражение

 

Права и свободы человека

1. Право на свободу и личную неприкосновенность

2. Право на жизни

3. Право на защиту от безработицы

4. Право на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения

5. Право на свободу мысли и слова

6. Право на личную собственность

7. Право на получение информации

8. Право на имя

9. Право на мирные собрания

10.Право на образование

11.Право на жизнь с родителями

12.Право на достоинство личности

13.Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени

14.Право на неприкосновенность жилища

15.Право избирать и быть избранным

16.Право на участие в правосудии

17.Право на медицинскую помощь

18.Право на отдых, досуг

Хорошо, молодцы! А теперь посмотрим, чья команда быстрее выполнит следующее задание.

ИГРА. «Я ИМЕЮ ПРАВО!» (слайд 12)

Найдите все слова, которые «спрятались» в этом кроссворде. Слова могут быть изогнуты змейкой.

ж и О б р о в а
И З Н Ь А З З Н
Н Д И У Ж Е А И
Х И М В А Н Б Е
Ы В Я С У И О Т
Д И Д О Г Е Х У
Т Д Л Ь С Т Ы О
О У А Н О Ь Д Т

 

ж и О б р о в а
И З Н Ь А З З Н
Н Д И У Ж Е А И
Х И М В А Н Б Е
Ы В Я С У И О Т
Д И Д О Г Е Х У
Т Д Л Ь С Т Ы О
О У А Н О Ь Д Т

Правильный ответ:

1. Жизнь

2. образование

3. отдых

4. досуг

5. индивидуальность

6. уважение

7. имя

8. заботу

 

 

Таким образом, каждый ребенок в соответствии с Конституцией РФ и Конвенцией ООН о правах ребенка имеет право на их защиту, но у человека есть и обязанности, которые он должен выполнять. Без прав нет обязанностей, без обязанностей нет прав. Так будьте вы законопослушными гражданами своего государства, послушными детьми своих родителей, послушными учениками своей школы!

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: