Уровни абсолютного слуха

Сейчас нам нужно достичь ясной концепции абсолютного слуха, отличающейся от многих других музыкальных понятий. Как мы увидели, цветной слух не сливается с синестезией или цветовой ассоциацией, он также никак не соотносится с тональным окрасом инструментов (тембром) или с другими музыкальными понятиями относительно цвета. Цветной слух просто подразумевает умение «слышать цвет», что предполагает способность различать музыкальные частоты, ориентируясь на ощущаемый тональный цвет. Цвет тона может быть описан как определенное «качество» звука, принадлежащее ему и любому другому музыкальному тону. Для большинства людей, видимо, сложно уловить разницу между тонами помимо их высоты. Для цветного слуха существует более глубокая разница между каждым индивидуальным тоном – некое свойство, отличающее один тон от следующего. Высота играет главной роли в идентификации тона, только цвет является секретом умения узнавать тон на слух. Если развернуть суть музыкального восприятия, ухо имеет тенденцию проходить через несколько уровней или стадий развития. Эти названия не идеально подходят нам, ведь они весьма условны, но их можно применить для общего описания развития слухового процесса. Мы рассмотрим индивидуально каждый шаг этого процесса в направлении к полному вступлению в игру абсолютного слуха.

 

 

Уровень один: ОСОЗНАНИЕ ЦВЕТА

Первый шаг в развертывании чистого тонального восприятия – это простое осознание того, что существуют тональные цвета. Клавиатура – это спектр звуковых цветов, которые имеют сравнительно больший размах по сравнению со спектром визуальных цветов и повторяются, меняя «оттенки» в каждой октаве. Цветовое осознание – это простая и слаборазвитая стадия, во время которой ухо начинает получать новые еще абстрактные ощущения. Это сравнимо с ребенком, который замечает визуальные цвета, но еще недостаточно зрело, чтобы быть способными их классифицировать. Так же как ребенок может вначале путаться в простых цветах, типа красного и оранжевого, пока не научится лучше определять название каждого цвета; ухо, которое только начинает чувствовать цвета должно сначала сгруппировать вместе тоны, имеющие сходный звуковой цвет.

Уровень два: РАСПОЗНОВАНИЕ ЦВЕТОВ

Пока простая цветовая осведомленность еще не достаточно развита, чтобы называться «абсолютным слухом», распознавание цветов, можно сказать, является первым настоящим проявление хорошо развитого слуха. Распознавание цветов это вдохновляющая способность точно ориентироваться среди двух хроматических музыкальных цветов (их октавных оттенков, наподобие способности определять основные цвета в наборе красок. Это базовый уровень абсолютного слуха, когда ученик начинает определять высоту звука своего музыкального инструмента на слух. Распознавание цветов – это правильно развитое осознание цветов.

Уровень три: УСОВЕРШЕНСТВОВАННОЕ РАСПОЗНАВАНИЕ ЦВЕТОВ

После начала четкого восприятия и определения цветов в звуковом спектре вашего любимого инструмента, а дальнейшее продвижение предполагает развитие чувствительности уха к цветовым вариациям в области отдельного тона. На данном этапе ухо настолько свободно ориентируется в цветах каждого тона, что становится способным отличать небольшие значения повышения или понижения высоты тона. Повышение или понижение высоты тона представляет собой его изменение, при котором он все больше приобретает качества соседнего тона, так же, как красный переливается в красно-оранжевый перед окончательным переходом в оранжевый в визуальном спектре. Если пониженная F звучит, ухо с усовершенствованным распознаванием цветов услышит, что она немного «затенена» цветом E и таким образом обнаружится ее пониженность. Если ваш слух не достаточно развит, то вы просто услышите F, а если она будет слишком понижена, вы даже можете перепутать её с E. Моцарт использовал свою совершенную способность распознавать цвета для определения разницы между звуком двух скрипок в истории, упоминавшейся ранее. Не забывайте, что Моцарт был невероятно талантлив во всем, что он делал в музыке, поэтому умение различать четверть полутона без прямого сравнения будет являться великим достижением. Пока что не важно, насколько искусно вы определяете внутритональные явления, следующие уровни цветового слуха на данном этапе соразмерно подготовлены для его развития.

Уровень четыре: УНИВЕРСАЛЬНОЕ РАСПОЗНАВАНИЕ ЦВЕТОВ

Восприятие тональных цветов обычно лучше всего получается на том музыкальном инструменте, с которым вы больше всего подружились. Гитарист, например, должен без затруднений слышать тональные цвета гитарного звука, но при прослушивании флейты звук может показаться им абсолютно невнятным. Эта неожиданная ситуация может быть настолько внезапной, что человек, остро слышащий цвета своего инструмента, может оказаться беспомощным со звуком других инструментов. Похоже, что ухо имеет сложности в «поиске» тональных цветов с отличными качествами звука других инструментов, практики на которых было мало. Причина данного феномена заключается в неразвитости способности отличать тональный цвет от тембра. (Напомню, что тембр, или «тональный оттенок», это некая структурная форма, приобретаемая тоном, то специфическое качество звука, которое делает каждый музыкальный инструмент узнаваемым, несмотря на дублирование одних и тех же тонов на них.) На данной стадии развития слуховое восприятие остается все еще немного «размытым», поэтому есть недостаток концентрации для распознавания тонального цвета и тонального оттенка (тембра). Когда ухо учится распознавать тональный цвет на каком-то хорошо знакомо инструменте, его не смущает тембр инструмента, т.к. он остается неизменным во время смены тональных цветов. Например, все звуки на пианино имеют тембр пианино, хотя каждая нота на клавиатуре имеет свой тональный цвет в зависимости от частоты вибрации. Когда пианист слушает пианино, его слух настраивается на восприятие только тональных цветов, пока не столкнется с тембром другого инструмента. Его слух может быть обескуражен, когда столкнется с совершенно новой звуковой структурой после прослушивания цвета глубоко внутри тонов. Ухо вынуждено сконцентрироваться на новом тембре и при этом уже не может переключиться на более абстрактные значения тонального цвета, которые лежит на более глубоком уровне ощущений.

Однако со временем ухо учится универсально отличать текстуру звука определенных инструментов и тональный цвет, являющиеся различными понятиями. Мало-помалу слух не заводят в тупик различные звуковые структуры музыкальных инструментов и тональный цвет становится легко различимым, не смотря на «искажения» различных тембров. По достижению данного уровня развития, ухо обычно осваивает более глубокое восприятие тембра в дополнение к более развитому ощущению тонального цвета. Следующее уравнение может точно описать уровень универсального распознавания цветов:

 

Вот пример того, как развитие абсолютного слуха выливается в увеличение музыкальной сноровки, открывая другие аспекты музыкальности. «Сигнальный» цвет воспринимаемый ухом это не только тонкое ощущение тонального цвета, это также лучший уровень восприятия и чувствительности к музыке.

Уровень пять: СПЕКТРАЛЬНОЕ РАСПОЗНАВАНИЕ

Как только ухо начинает четко чувствовать абсолютный тональный цвет любого музыкального тона (универсальное цветовое восприятие), оно опять начинает различать некоторую область между тонами. Спектральное распознавание является отточенным цветовым распознаванием применительно к любому тональному спектру или инструменту. Ухо становится чувствительным ко всему тональному цветовому спектру во всех формах и проявлениях.

Уровень шесть: СЛУХОВАЯ ПАМЯТЬ

Слуховая память это продвинутое достижение цветного слуха. Даже без фактического слушания тона, музыканты со слуховой памятью могут представить цвет того, как звучит F#, Bb или любой другой тон. Таким же способом они могут представить и спеть тон, без предварительного его прослушивания. Такой музыкант достиг четкой реализации того, что до этого было абстрактным восприятием. Настоящая проверка слуховой памяти делается легко и быстро, т.к. после прослушивания любого тона его можно идентифицировать цветным слухом и, таким образом, обозначить нахождение других тонов с помощью относительного слуха. Эти прогрессивные уровни цветового слуха не полностью изолированы друг от друга. Они только отражают основной курс способности воспринимать тональный цвет. Также вполне возможно, например, обладать хорошей слуховой памятью, он не иметь высокоразвитое спектральное распознавание. Однако человек со слуховой памятью развил восприятие на уровень выше спектрального распознавания, поэтому будущий потенциал уже открыт и может быть раскрыт полностью небольшими усилиями.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: