Начиная с истоков музыкальной истории, люди ассоциировали визуальные цвета с различными аспектами в музыке, такими как индивидуальные ноты, тональности, темпы, гаммы, регистры, тембры, гармонические структуры, а также индивидуальные композиции и определенные работы некоторых композиторов. Древнеиндийская философия связывает ступени звукоряда (do, re, mi, fa, sol, la, ti) с зеленым, красным, золотым, ярко-желтым, черным и желтым цветом. В четвертом столетии до нашей эры Аристотель обдумывал связь между визуальными цветами и музыкой в своем De Sensu. В семнадцатом столетии сэр Исаак Ньютон зашел настолько далеко, что начал математически связывать цвета призмы от красного до фиолетового с нотами C, D, Eb, F, G, A и Bb
соответственно (гамма до-мажор в Дорианской системе). Бетховен, Лист, Шуберт, Скрябин, Римский-Корсаков, Мак Доуэл и другие композиторы известны высказываниями, ассоциирующими ноты или тональности с определенными цветами. Импрессионистские «рисунки» Клода Дебюсси – это фантастические работы с музыкальными цветами, что свидетельствует об осознанных трудах композитора в этом отношении. В своей книге Цветовая Психология или Цветотерапия, Фабьер Бирен отметил, что: Среди других композиторов Листу приписывают некоторые излюбленные фразы: «Больше розового здесь», «это слишком черное», «я хочу, чтобы это все было голубым». Бетховен называл B minor черной тональностью. Шуберт сравнивал E minor с «волшебником, одетым в белый с розово-красным плащ». Для Римского-Корсакова солнечный цвет был, как C major и F# была красной, как клубника. Существует четкое различие между цветовыми ассоциациями и настоящей синестезией. В то время как синестезия это действительно «видение» цвета при улавливании слухом тона, цветовые ассоциации – это чисто психологическая связь между названием ноты (или какой либо другой составляющей музыки) и визуальным цветом. Например, многие музыканты чувствуют цветовые ассоциации с различными музыкальными тональностями. Однако большинство этих музыкантов не способны определять эти тональности с помощью цветов, они якобы «звучат наподобие». Поэтому становится очевидным, что данные цветовые ассоциации не основаны на постоянных синестетических ощущениях, дело больше исходит из субъективных психологических соображений.
|
|
Так же сложно сказать, какие из вышеперечисленных композиторов «видели» цвет или просто использовали цветовые ассоциации, но, скорей всего, сходство их цветовых ассоциаций связано с наличием абсолютного слуха. Когда Бетховен называл B minor черной тональностью, он легко мог узнать её среди всех остальных тональностей с помощью абсолютного слуха. Мы никогда не узнаем, был ли Бетховен синестетиком или использовал ассоциации. (Как бы там ни было, B minor Бетховена является эквивалентом сегодняшнего Bb minor по причине развития стандартов тональности). В общем, существует небольшая взаимосвязь между цветовыми ассоциациями различных людей. Но, что интересно, все композиторы высказывали свои цветовые ассоциации по-разному. Например, Скрябин называл A major желтой тональностью, в то время как Римский-Корсаков чувствовал её розовой. Среди множества психологических понятий, касающихся цветовых ассоциаций, музыкальные понятия «диез» и «бемоль», похоже, ассоциируются с «яркостью» и «темнотой» в наших умах, как при их использовании в других немузыкальных контекстах. По этой причине, F#, например, более чаще ассоциируется с ярким цветом, в то время, как Gb, обозначающая тот же тон, чаще ассоциируется с чем-то более темным. В итоге мы можем констатировать, будь то синестезия или цветовые ассоциации, соотношение музыки с визуальными цветами является весьма субъективным. В добавок, возможно, какие-то обоснованные связи объединяют визуальные цвета и музыкальное восприятие, и люди, похоже, чувствуют непреодолимую и мистическую связь между чувствами зрения и слуха. Даже языки музыканта и артиста насыщены сходными впечатлениями, так как в обоих случаях присутствуют понятия цвета, тона, хроматизма, высоты, оттенков, яркости, интенсивности, громкости и т.д. Одну из самых первых попыток координации между этими двумя искусствами совершил Льюис Бертанд Кастел в своем LA Musiquie en Couleurs (1720). Искусство цветной музыки с тех пор имело много инноваций и открытий. Русский композитор Александр Скрябин написал фантазию цветного света для аккомпанемента своего Прометея (1910). Артур Блисс создал целую симфонию, каждое движение в которой названо в честь определенного цвета. И, конечно же, цветовое шоу в большинстве концертов сегодня – это еще одна вариация данной темы. Из данного анализа становится понятно, что цветной слух (абсолютный слух) полностью отличается от какого либо вида визуальных цветовых ассоциаций к музыке.
|
|
Цветовые ассоциации просто обозначают различные привязки визуального цвета как каким-либо музыкальным аспектам. Абсолютный слух, с другой стороны, это восприятие тонального цвета аналогично восприятию глаза и определению визуальных цветов. (Обратите внимание: Даже не смотря на бесспорные различия понятий цветного слуха и цветовых ассоциаций, там может быть значение во временном отношении «слушания» для визуальных цветов в качестве первого шага к культуре абсолютного слуха, что мы увидим в упражнениях Техники Цветного Слуха дальше.)