Глава 3. Граждане (физические лица) 4 страница

Назначаемый совершеннолетнему дееспособному гражданину патрон выступает в качестве его помощника, советчика, человека, оказывающего практическую помощь в быту. Подопечный, являясь полностью дееспособным, имеет право сам совершать любые сделки и иные юридически значимые действия. При этом он в согласии или разрешении патрона не нуждается. Помощь в управлении имуществом, представлении интересов подопечного в государственных органах власти и управления, судебных органах патрон может осуществлять не в силу решения муниципалитета, а на основании оформленной в установленном порядке доверенности, договора поручения (главы 10 и 49 ГК РФ) или договора о доверительном управлении имуществом (статья 209 и глава 53 ГК РФ), который заключается с самим подопечным.

Сделки, направленные на удовлетворение бытовых потребностей подопечного и его содержание (покупка продуктов, одежды, лекарственных средств, предметов домашнего обихода и т.п.), помощник совершает с согласия подопечного или по его фактическому поручению.

Работник организации, осуществляющей социальное обслуживание совершеннолетнего дееспособного гражданина, нуждающегося в установлении над ним патронажа, не может быть назначен помощником такого гражданина.

Нецелесообразно установление патронажа со стороны иногородних граждан, так как проживание в другой местности может сделать невозможным выполнение возлагаемых на них обязанностей.

Контроль за деятельностью помощника (патрона) дееспособного совершеннолетнего гражданина осуществляет муниципалитет в силу полномочий, возложенных на него Законом города Москвы от 26.12.2007 N 51 (в ред. от 14 декабря 2016 г.)"<1>.

--------------------------------

<1> СПС "КонсультантПлюс".

 

Патронаж осуществляется на основании заключаемых с нуждающимся лицом договора поручения, договора доверительного управления имуществом или иного договора.

 

Статья 42. Признание гражданина безвестно отсутствующим

 

Комментарий к статье 42

 

Комментируемая статья устанавливает возможность признания гражданина безвестно отсутствующим. Признание гражданина безвестно отсутствующим производится судом по заявлению заинтересованного лица, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания. Процедура признания гражданина безвестно отсутствующим предусмотрена гл. 30 ГПК РФ.

Для признания гражданина безвестно отсутствующим должны быть соблюдены следующие условия: 1) в месте его постоянного жительства отсутствуют сведения о месте его пребывания; 2) такие сведения отсутствуют в течение года или более длительного срока; 3) признание безвестно отсутствующим производится только в судебном порядке; 4) обратиться в суд вправе заинтересованное лицо, которым может быть близкий родственник, супруг, иное заинтересованное лицо, с целью устранения созданных безвестным отсутствием гражданина неопределенностей, неблагоприятных последствий.

Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Верховного Суда РФ от 11 ноября 2014 г. N 15-КГ14-8, "институт признания гражданина безвестно отсутствующим - это удостоверение в судебном порядке факта длительного отсутствия гражданина в месте его постоянного жительства, если оказались безуспешными меры по установлению места его пребывания и получению каких-либо сведений о нем. Данный институт процессуального права имеет целью предотвращение - как для самого гражданина, о месте пребывания которого нет сведений в его месте жительства, так и для других лиц, в том числе имеющих право на получение от него содержания, для которых от признания гражданина безвестно отсутствующим зависит реализация определенных социальных гарантий, - негативных последствий такого отсутствия в имущественной и неимущественной сфере"<1>.

--------------------------------

<1>Определение Верховного Суда РФ от 11 ноября 2014 г. N 15-КГ14-8.

 

Исчисление срока для признания гражданина безвестно отсутствующим начинается с первого числа месяца, следующего за тем, в котором были получены последние сведения об отсутствующем, а при невозможности установить этот месяц - с первого января следующего года.

 

Статья 43. Последствия признания гражданина безвестно отсутствующим

 

Комментарий к статье 43

 

Комментируемой статьей установлены последствия признания гражданина безвестно отсутствующим. Имущество такого гражданина передается на основании решения суда в доверительное управление определенному органом опеки и попечительства лицу. (О доверительном управлении имуществом подопечного см. комментарий к ст. 38 ГК РФ.) За счет такого имущества содержатся иждивенцы этого лица и погашаются задолженности безвестно отсутствующего. Орган опеки и попечительства может и до истечения года своим решением назначить управляющего имуществом безвестно отсутствующего. Остальные последствия признания лица безвестно отсутствующим, согласно п. 3, определяются законом.

Так, ст. 18 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" (в ред. от 29 декабря 2016 г.) устанавливает прекращение полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации вследствие признания судьи безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу;

- ст. 51 Налогового кодекса Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ (в ред. от 28 декабря 2016 г.) содержит правила по исполнению обязанности по уплате налогов, сборов и страховых взносов безвестно отсутствующего или недееспособного физического лица;

- ст. 83 Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (в ред. от 3 июля 2016 г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 1 января 2017 г.) предусматривает прекращение трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, - смерти работника либо работодателя - физического лица, а также признание судом работника либо работодателя - физического лица умершим или безвестно отсутствующим;

- ст. 19 Семейного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ (в ред. от 30 декабря 2015 г.) содержит положение о расторжении брака в органах записи актов гражданского состояния по заявлению одного из супругов вследствие признания другого судом безвестно отсутствующим;

- ст. 40 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (в ред. от 28 декабря 2016 г.) содержит положение о приостановлении исполнительного производства судебным приставом-исполнителем в случае смерти должника, объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим, если установленные судебным актом, актом другого органа или должностного лица требования или обязанности допускают правопреемство;

- ст. 39 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (в ред. от 3 июля 2016 г., с изм. от 19 декабря 2016 г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 1 января 2017 г.) содержит положение о прекращении служебного контракта в случае признания гражданина безвестно отсутствующим;

- ст. 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в ред. от 28 декабря 2016 г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 9 января 2017 г.) предусмотрено прекращение полномочий главы муниципального образования в случае признания его судом безвестно отсутствующим или объявления умершим.

Аналогичные правила содержатся и во многих других нормативных правовых актах.

 

Статья 44. Отмена решения о признании гражданина безвестно отсутствующим

 

Комментарий к статье 44

 

Комментируемая статья содержит правило об отмене решения о признании гражданина безвестно отсутствующим. В случае явки такого гражданина или обнаружения его места пребывания суд принимает новое решение, которым отменяет принятое ранее решение о признании гражданина безвестно отсутствующим. Это новое решение суда является основанием для отмены управления имуществом такого гражданина. Порядок отмены решения и иных мер, установленных в связи с признанием гражданина безвестно отсутствующим, предусмотрен ст. 280 ГПК РФ.

 

Статья 45. Объявление гражданина умершим

 

Комментарий к статье 45

 

Комментируемая статья устанавливает возможность объявления гражданина умершим. Объявление гражданина умершим производится судом по заявлению заинтересованного лица, если в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение пяти лет, а если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, - в течение шести месяцев.

Объявление гражданина умершим происходит в порядке, установленном гл. 30 ГПК РФ.

Для объявления гражданина умершим должны быть соблюдены следующие условия: 1) в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания; 2) такие сведения отсутствуют в течение пяти лет или более длительного срока; 3) объявление гражданина умершим производится только в судебном порядке; 4) обратиться в суд вправе заинтересованное лицо, которым может быть супруг, близкий родственник, иное заинтересованное лицо.

Для объявления военнослужащих или граждан, пропавших без вести в связи с военными действиями, умершими данной статьей установлен другой срок - не менее двух лет со дня окончания военных действий.

По общему правилу, установленному комментируемой статьей, днем смерти гражданина, объявленного умершим, считается день вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим. Однако если гражданин пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, суд может признать днем смерти этого гражданина день его предполагаемой гибели.

 

Статья 46. Последствия явки гражданина, объявленного умершим

 

Комментарий к статье 46

 

Комментируемая статья содержит правило о том, что в случае явки или обнаружения места пребывания гражданина, объявленного умершим, суд отменяет решение об объявлении его умершим. Отмена такого решения является основанием для возврата оставшегося имущества по требованию объявившегося гражданина. Исключение составляют деньги, а также ценные бумаги на предъявителя, которые не могут быть истребованы от добросовестного приобретателя (п. 3 ст. 302 ГК РФ). Лица, которые приобрели имущество по возмездным сделкам, зная, что гражданин, объявленный умершим, находится в живых, обязаны возвратить это имущество, а при невозможности возврата имущества в натуре обязаны возместить его стоимость.

 

Статья 47. Регистрация актов гражданского состояния

 

Комментарий к статье 47

 

Комментируемая статья устанавливает правила регистрации актов гражданского состояния. Государственной регистрации подлежат следующие акты гражданского состояния:

1) рождение;

2) заключение брака;

3) расторжение брака;

4) усыновление (удочерение);

5) установление отцовства;

6) перемена имени;

7) смерть гражданина.

Более подробно вопросы государственной регистрации актов гражданского состояния регулируются Федеральным законом от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" (в ред. от 3 июля 2016 г.) <1>, например, при рождении помимо самого факта рождения в актовую запись вносятся фамилия, имя и отчество ребенка, сведения о родителях, если они известны, и другая необходимая информация.

--------------------------------

<1> РГ. 1997. 20 нояб. N 224.

 

Акты гражданского состояния являются элементом правового статуса гражданина.

"Согласно пункту 3 статьи 47 ГК Российской Федерации исправление и изменение записей актов гражданского состояния производятся органом записи актов гражданского состояния при наличии достаточных оснований и отсутствии спора между заинтересованными лицами; при наличии спора между заинтересованными лицами либо отказе органа записи актов гражданского состояния в исправлении или изменении записи спор разрешается судом. Пункт 2 статьи 69 Федерального закона "Об актах гражданского состояния", перечисляющий основания для внесения исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния, относит к таковым запись акта об усыновлении, запись акта об установлении отцовства, запись акта о перемене имени, решение суда, решение органа опеки и попечительства об изменении фамилии и (или) собственно имени ребенка, заявление матери, не состоящей в браке с отцом ребенка, о внесении в запись акта о рождении сведений об отце ребенка либо об их изменении или исключении, заявление лица, достигшего совершеннолетия, об изменении сведений о родителе (родителях) в записи акта о рождении данного лица в случае перемены имени родителем (родителями), документ установленной формы, выданный органом дознания или следствия, об установлении личности умершего, смерть которого зарегистрирована как смерть неизвестного лица, документ установленной формы о факте смерти необоснованно репрессированного и впоследствии реабилитированного на основании Закона о реабилитации жертв политических репрессий лица в случае, если смерть зарегистрирована ранее, и заключение органа записи актов гражданского состояния о внесении исправления или изменения в запись акта гражданского состояния в случаях, предусмотренных статьей 70 данного Федерального закона, а именно если в записи акта гражданского состояния указаны неправильные или неполные сведения, а также допущены орфографические ошибки"<1>.

--------------------------------

<1> ВКС РФ. 2010. N 2.

 

Глава 4. ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА <1>

 

--------------------------------

<1> Со дня вступления в силу ФЗ от 05.05.2014 N 99-ФЗ юридические лица создаются в организационно-правовых формах, которые предусмотрены для них данной главой (в ред. указанного ФЗ). ФЗ от 05.05.2014 N 99-ФЗ (в ред. от 03.07.2016).

 

§ 1. Основные положения

 

Статья 48. Понятие юридического лица

 

Комментарий к статье 48

 

В комментируемой статье раскрывается понятие юридического лица. Это организация, характеризуемая следующими признаками:

- наличием обособленного имущества, учтенного на самостоятельном балансе либо по смете;

- обязанность отвечать этим имуществом по своим обязательствам;

- возможность от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности;

- возможность быть истцом и ответчиком в суде (через его представителей, в том числе по доверенности от руководителя юридического лица).

Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ с 1 сентября 2014 г. ст. 48 ГК РФ изложена в новой редакции, из которой исключено упоминание о юридических лицах, в отношении которых их участники имеют обязательственные права, определены юридические лица, в отношении которых их участники имеют корпоративные права.

Пункт 2 комментируемой статьи содержит обязательное требование о регистрации юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц в одной из организационно-правовых форм. Организационно-правовые формы юридических лиц, в которых они могут создаваться, предусмотрены ГК РФ. Государственная регистрация юридических лиц осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (в ред. от 28 декабря 2016 г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 1 января 2017 г.) <1>.

--------------------------------

<1> РГ. 2001. 10 авг. N 153 - 154.

 

К юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют вещные права, относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия и учреждения.

К юридическим лицам, в отношении которых их участники имеют корпоративные права, относятся корпоративные организации.

Правовое положение Центрального банка Российской Федерации (Банка России) определяется Конституцией Российской Федерации и законом о Центральном банке Российской Федерации, который в ст. 1 устанавливает, что Банк России является юридическим лицом. Банк России имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием. Местонахождение центральных органов Банка России - город Москва. В ст. 75 Конституции РФ закреплено, что защита и обеспечение устойчивости рубля - основные функции Центрального банка Российской Федерации, которые он осуществляет независимо от других органов государственной власти.

Нельзя не отметить, что гражданское законодательство употребляет различные термины для обозначения юридических лиц: организация, предприятие, учреждение, - что порой приводит к смешиванию юридических лиц - субъектов прав и имущества юридических лиц как объектов гражданских прав.

 

Статья 49. Правоспособность юридического лица

 

Комментарий к статье 49

 

Комментируемая статья посвящена правоспособности юридического лица. Под правоспособностью юридического лица понимается юридическая возможность иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительном документе, и нести обязанности (ст. 52 ГК РФ). Различают общую и специальную правоспособность юридических лиц. Обладать общей правоспособностью - значит обладать юридической возможностью на совершение любых не запрещенных законом действий. Такую правоспособность имеют коммерческие юридические лица: хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйственные партнерства, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом. Исключения составляют акционерный инвестиционный фонд (ст. 2 Федерального закона от 29 ноября 2001 г. N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах" (в ред. от 3 июля 2016 г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 1 января 2017 г.)), страховщики (ст. 6 Закона РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (в ред. от 3 июля 2016 г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 1 января 2017 г.)), кредитные организации (ст. 5 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (в ред. от 3 июля 2016 г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 1 января 2017 г.)).

Специальная правоспособность характеризуется юридической возможностью совершать действия, составляющие предмет и цели деятельности, предусмотренные его учредительными документами. Такой правоспособностью обладают некоммерческие юридические лица, общественные организации, учреждения (ст. 50 ГК РФ). В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ. Это правило распространяется как на коммерческие, так и на некоммерческие юридические лица. Исчерпывающий перечень лицензируемых видов деятельности установлен федеральным законодательством - ст. 12 Федерального закона РФ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (в ред. от 30 декабря 2015 г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 1 января 2017 г.) <1>. Эти виды деятельности могут осуществляться с момента выдачи лицензии и в период ее действия.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2011. N 19. Ст. 2716.

 

Федеральными законами могут быть предусмотрены случаи обязательного членства субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемых организациях (ст. 5 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" (в ред. от 3 июля 2016 г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 1 октября 2016 г.)).

Кредитные кооперативы, за исключением кредитных кооперативов второго уровня, вступают в саморегулируемую организацию в сфере финансового рынка, объединяющую кредитные кооперативы, в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 223-ФЗ "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка" и принятыми в соответствии с ним нормативными актами Банка России, в течение девяноста дней, следующих за днем наступления указанных в Федеральном законе событий (ст. 35 Федерального закона от 18 июля 2009 г. N 190-ФЗ "О кредитной кооперации" (в ред. от 3 июля 2016 г.)) <1>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2009. N 29. Ст. 3627.

 

Возникает правоспособность с момента государственной регистрации юридического лица в реестре государственной регистрации юридических лиц. Моментом государственной регистрации признается дата внесения регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр (п. 2 ст. 11 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (в ред. от 28 декабря 2016 г.)).

Прекращается правоспособность с момента ликвидации юридического лица. О ликвидации юридического лица делается запись в соответствующем реестре (ст. 63 ГК РФ). Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц. Регистрирующий орган публикует информацию о ликвидации юридического лица (п. 6 ст. 22 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (в ред. от 28 декабря 2016 г.)).

Право юридического лица осуществлять деятельность, для занятия которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), членство в саморегулируемой организации или получение свидетельства саморегулируемой организации о допуске к определенному виду работ, возникает с момента получения такого разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок либо с момента вступления юридического лица в саморегулируемую организацию или выдачи саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ и прекращается при прекращении действия разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.

Гражданско-правовой статус юридических лиц и порядок их участия в гражданском обороте регулируются ГК РФ. Особенности гражданско-правового положения юридических лиц отдельных организационно-правовых форм, видов и типов, а также юридических лиц, созданных для осуществления деятельности в определенных сферах, определяются ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами.

Пункт 4 данной статьи введен Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ.

В п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что "согласно пункту 4 статьи 49 ГК РФ особенности гражданско-правового положения юридических лиц отдельных организационно-правовых форм, типов и видов, а также юридических лиц, созданных для осуществления деятельности в определенных сферах, определяются ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами. В связи с этим нормы Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) о товариществах собственников жилья продолжают применяться к ним и после 1 сентября 2014 года и являются специальными по отношению к общим положениям ГК РФ о товариществах собственников недвижимости"<1>.

--------------------------------

<1> РГ. 2015. 30 июня. N 140.

 

Статья 50. Коммерческие и некоммерческие организации

 

Комментарий к статье 50

 

Комментируемая статья классифицирует юридические лица на коммерческие и некоммерческие и в зависимости от этого критерия устанавливает виды их организационно-правовых форм.

Пункт 2 данной статьи дополнен новой организационно-правовой формой коммерческих организаций - крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и в соответствии с Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ изложен в следующей редакции: "Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах хозяйственных товариществ и обществ, крестьянских (фермерских) хозяйств, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий".

Пункт 3 данной статьи в действующей редакции изложен подробно, перечислены все организационно-правовые формы, в которых создаются некоммерческие организации. Федеральным законом от 23 мая 2015 г. N 133-ФЗ отделены от общественных организаций и вынесены в отдельный пункт теперь общественные движения. Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 268-ФЗ адвокатские палаты отделены от ассоциаций (союзов) отдельным пунктом.

Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 23 июня 2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснил, что "в соответствии с пунктом 4 статьи 50 ГК РФ некоммерческие организации могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям. В этом случае на некоммерческую организацию в части осуществления приносящей доход деятельности распространяются положения законодательства, применимые к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность (пункт 1 статьи 2, пункт 1 статьи 6 ГК РФ) (п. 21)"<1>.

--------------------------------

<1> РГ. 2015. 30 июня. N 140.

 

Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ введен п. 5 комментируемой статьи, которым определено, что некоммерческая организация, за исключением казенного и частного учреждений, должна иметь достаточное для осуществления указанной деятельности имущество рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью (п. 1 ст. 66.2). В соответствии с п. 1 ст. 14 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (в ред. от 3 июля 2016 г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 1 января 2017 г.) размер уставного капитала общества должен быть не менее чем 10 тыс. руб.

Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ в данную статью введен п. 6, которым установлено, что к отношениям по осуществлению некоммерческими организациями своей основной деятельности, а также к другим отношениям с их участием, не относящимся к предмету гражданского законодательства (ст. 2), правила настоящего Кодекса не применяются, если законом или уставом некоммерческой организации не предусмотрено иное.

 

Статья 50.1. Решение об учреждении юридического лица

 

Комментарий к статье 50.1

 

Комментируемая статья введена Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ. Данная статья устанавливает процедуру создания юридического лица, которая начинается с принятия решения об учреждении юридического лица.

В случае учреждения юридического лица одним лицом решение о его учреждении принимается учредителем единолично.

В случае учреждения юридического лица двумя и более учредителями указанное решение принимается всеми учредителями единогласно.

Выделяют явочно-нормативный, распорядительный и разрешительный порядок возникновения юридических лиц. Суть явочно-нормативного порядка состоит в том, что лица, желающие создать юридическое лицо, оформляют учредительные и другие необходимые документы и представляют их компетентному органу для регистрации. При этом не требуется разрешения какого-либо органа или должностного лица. Регистратор проверяет наличие соответствующих документов и правильность их оформления. Учредители используют юридическую возможность образования юридического лица и действуют в соответствии с предписаниями нормативных правовых актов. В таком порядке создается большинство юридических лиц: хозяйственные товарищества и общества, кооперативы.

Распорядительный порядок состоит в том, что юридические лица могут быть образованы по распоряжению учредителя. В таком порядке создаются, как правило, юридические лица, не являющиеся собственниками имущества. К ним относятся муниципальные и государственные унитарные предприятия и учреждения. Государство, муниципальные образования издают распоряжение (иной распорядительный документ) об образовании юридического лица и наделяют его имуществом.

Разрешительный порядок характеризуется тем, что юридические лица создаются с согласия управомоченного государственного органа. В таком порядке, например, образуются коммерческие банки. На их создание требуется разрешение Центрального банка РФ. Юридическое лицо считается образованным с момента государственной регистрации в реестре юридических лиц.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: