… овеществление
потребности в роскоши
имеет основополагающее
значение для развития
капитализма.
Макс Вебер. Протестантская этика и дух
Капитализма
«Стремление к предпринимательству», «стремление
к наживе», к денежной выгоде, к наибольшей денежной
выгоде само по себе ничего общего не имеет с
капитализмом. Это стремление наблюдалось и
наблюдается у официантов, врачей, кучеров,
художников, кокоток, чиновников-взяточников, солдат,
разбойников, крестоносцев, посетителей игорных
домов и нищих... Подобные наивные представления о
сущности капитализма принадлежат к тем истинам,
от которых раз и навсегда следовало бы отказаться
еще на заре изучения истории культуры.
Безудержная алчность в делах наживы ни в
коей мере не тождественна капитализму и
еще менее того его «духу». Капитализм
может быть идентичным обузданию этого
иррационального стремления, во всяком
случае, его рациональному
регламентированию.
Вебер Макс. Протестантская этика и дух капитализма
|
|
Протестанты... проявляли специфическую
склонность к экономическому рационализму,
которую католики не обнаруживали и не
обнаруживают... Причину различного
поведения представителей названных
вероисповеданий следует поэтому
искать прежде всего в устойчивом
внутреннем своеобразии каждого
вероисповедания, а не только в его внешнем
историко-политическом положении.
Вебер Макс. Протестантская этика и дух капитализма
Потребление и культура
Торстейн Веблен (1857-1929)
Теория праздного класса:
Экономическое исследование
Институций (1899)
Верхние слои общества, по
обычаю, освобождаются от
занятий в производстве или
остаются от них в стороне, за
ними закрепляются известные
занятия, которые считаются
«почетными».
Веблен Т. Теория праздного класса. 3-е изд. М.: Либроком, 2011