ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Петербургский государственный университет путей сообщения
Императора Александра I»
(ФГБОУ ВО ПГУПС)
Ярославский филиал ПГУПС
УТВЕРЖДАЮ Директор Ярославского филиала ПГУПС ____________________ О.М.Епархин |
Курс лекций по учебной дисциплине ОП. 11 БЕЗОПАСНОСТЬ жизнедеятельности |
2017 г. |
РАССМОТРЕНО:
на заседании цикловой комиссии «Общепрофессиональных
дисциплин и физического воспитания»
________________________Н.Ю. Чайничкова
протокол № 01от 31 августа 2017 г.
Курс лекций для студентов очной и заочной формы обучения железнодорожного техникума разработан в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования и рабочими программами учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» по всем специальностям. Предназначен для проведения занятий, внеаудиторной самостоятельной работы студентов отделений очного и заочного обучения и их подготовке к промежуточной и текущей аттестации по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности».
Материалы разработаны:
Преподаватель Фартунин Михаил Юрьевич, высшая квалификационная категория
© Ярославский филиал ПГУПС Федерального агентства железнодорожного транспорта Федерального государственного образовательного учреждения высшего образования «Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I». Для использования, размножения и переработки необходимо подать заявку в Ярославский филиал ПГУПС. 150048 г. Ярославль, Московский проспект, д. 151, тел. (4852) 44-99-36
СОДЕРЖАНИЕ
Введение | |
Раздел 1. Гражданская оборона. Тема 1.1. Чрезвычайные ситуации природного, техногенного, биолого-социального и военного характера. | |
Тема 1.2. Правовые и организационные основы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. | |
Тема 1.3. Защита населения и территорий от ЧС в мирное и военное время. | |
Тема 1.4. Обеспечение и повышение устойчивости функционирования объектов железнодорожного транспорта. | |
Раздел 2. Основы военной службы. Тема 2.1. Основы обороны государства | |
Тема 2.2. Прохождение военной службы по призыву и по контракту. | |
Тема 2.3. Медико-санитарная подготовка | |
Введение
План
1 Предмет,задачи и история учебной дисциплины.
2 Тематический план и содержание учебной дисциплины.
3 Информационные источники для изучения учебной дисциплины.
4 Организация текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по учебной дисциплине.
5 Научные и жизненно-актуальные подходы к изучению изучения дисциплины
1 Предмет, задачи и история учебной дисциплины
Безопасность жизнедеятельности (БЖД) – наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека и окружающей среды.
Основная цель дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» – получение знаний о методах и средствах обеспечения безопасности и комфортных условий деятельности человека на всех стадиях жизненного цикла, выработка общих правил, закономерностей безопасности.
Объектом изучения дисциплины БЖД является комплекс явлений и процессов в системе “Человек - Среда обитания” негативно действующих на человека и среду обитания.
История возникновения научной и учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» берёт своё начало с древних времён. Люди в первобытном обществе получили первоначальные знания и навыки безопасности при охоте на диких животных, сборе плодов растений и других начальных формах и способах человеческой жизнедеятельности.
Они получили своё дальнейшее развитие в древнем мире. Например, древнегреческий учёный Гиппократ, исследуя причины болезней, пришёл к выводу, что здоровье человека зависит от образа жизни и среды обитания.
Другой учёный древнего мира Плиний изучал проблемы качества образа жизни, исследовал влияние пыли на здоровье человека.
В средние века Парацельс (1493-1551гг.) – родоначальник фармакологии многое сделал для проведения противоэпидемиологических мероприятий во время массовых заболеваний чумой и чёрной оспой.
С зарождением промышленных капиталистических отношений стало уделяться внимание жизнедеятельности людей в разных отраслях производства, так известный учёный Б.Ромаццини (конец XVII – начало XVIII в.) работал в области металлургии, описал профессиональные заболевания, заметил, что существует определённая связь между характером труда и здоровьем человека.
Американец Бенджамин Франклин изобрел молниеотвод. А великий русский учёный М. В.Ломоносов (1711-1765 г.г.) исследовал условия работы «горных людей», в своём труде «Работа об условиях движения вольного воздуха», он обосновал необходимость устройства вентиляции. Другой русский учёный - физик, академик В.В. Петров (1761-1834 г.г.), известный как изобретатель батареи постоянного тока (1801 г.), разрабатывал средства защиты от электрического тока, изобрёл изоляцию.
В начале XX в. стала формироваться русская школа безопасности (В.Л. Кирпичев (1845 – 1913 г. г.) и другие). В России появились курсы безопасности, тогда же появился термин «техника безопасности». Наиболее известный представитель русской школы безопасности жизнедеятельности И.М. Сеченов (1825-1905 г.г.). В своей работе «Физиология труда» рассмотрел физические и психологические нагрузки, обосновал восьмичасовой рабочий день. Основоположник научной гигиены в России Ф.Ф. Эрисман (1842-1915 г.г.) написал учебник «Руководство по гигиене».
В 1965 г. был введен предмет «охрана труда» в ВУЗах, а также читались курсы «Охрана окружающей среды», «Гражданская оборона», то есть сложились предпосылки для создания единого учения. В 90-х годах появилась дисциплина БЖД. Основная цель, которой выработка общих правил, закономерностей, методов и средств обеспечения безопасности и комфортных условий деятельности человека на всех стадиях жизненного цикла.
В результате изучения дисциплины студент должен уметь:
• организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
• предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;
• использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;
• применять первичные средства пожаротушения;
• ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;
• применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;
• овладеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;
оказывать первую помощь пострадавшим.
В результате изучения дисциплины студент должен знать:
• принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;
• основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
• основы военной службы и обороны государства;
• задачи и основные мероприятия гражданской обороны;
• способы защиты населения от оружия массового поражения;
• меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
• организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;
• основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;
• область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;
• порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.
2 Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | ||
Введение | |||
Раздел 1. | Гражданская оборона | ||
Тема 1.1. Чрезвычайные ситуации природного, техногенного, биолого-социального и военного характера. | Содержание учебного материала | ||
1. | Чрезвычайные ситуации природного характера. Общие сведения о чрезвычайных ситуациях. Стихийные бедствия. Меры защиты при ЧС природного характера. | ||
2. | Чрезвычайные ситуации техногенного характера. Аварии и катастрофы на транспорте и объектах промышленности. Меры защиты при ЧС техногенного характера. | ||
3. | Чрезвычайные ситуации военного характера. Источники и особенности ЧС военного характера. Современные средства поражения. | ||
4. | Обеспечение безопасности при неблагоприятной биолого-социальной обстановке. Обеспечение безопасности при эпидемии (эпизоотии, эпифитотии). Правила поведения населения в районах боевых действий. | ||
Тема 1.2. Правовые и организационные основы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. . | Содержание учебного материала | ||
1. | Нормативно-правовая база защиты населения и территорий от ЧС. Основные принципы государственной политики и Федеральные законы по защите населения и территорий от ЧС. Комплекс мероприятий по защите населения и территорий от ЧС. | ||
2. | Единая государственная система по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) и Гражданская оборона (ГО). История возникновения и развития, структура РСЧС и ГО. Основные задачи и функции в мирное время и при ведении военных действий. | ||
3. | МЧС – федеральный орган управления в области защиты населения и территорий РФ. Структура и задачи МЧС РФ. Основные мероприятия по предупреждению и ликвидации ЧС. | ||
Тема 1.3. Защита населения и территорий от ЧС в мирное и военное время.. | Содержание учебного материала | ||
1. | Эвакуационные мероприятия. Система информирования и оповещения. Виды и способы эвакуации, задачи и функции эвакуационных органов. | ||
2. | Основные виды и организация аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР). Виды АСДНР. Порядок действий аварийно-спасательных подразделений в условиях ЧС. | ||
Практические занятия | |||
Использование средств индивидуальной защиты. | |||
Использование приборов РХР и инженерных сооружений. | |||
3. | Организация оповещения и эвакуации в учебном заведении. | ||
4. | Выполнение эвакуационных мероприятий, применение первичных средств пожаротушения в учебном заведении. | ||
Тема 1.4. Обеспечение и повышение устойчивости функционирования объектов железнодорожного транспорта. | Содержание учебного материала | ||
Устойчивость объектов железнодорожного транспорта (ОЖДТ) в ЧС. Общие понятия об устойчивости объектов железнодорожного транспорта в ЧС. Основные мероприятия, обеспечивающие защиту рабочих и служащих. | |||
Обеспечение защиты рабочих и служащих ОЖДТ. Основные задачи, формирования (силы и средства) ЖТСЧС. Оценка уязвимости объектов железнодорожного транспорта и подготовка их к аварийному режиму работы. | |||
Практические занятия | |||
5. | Подготовка объектов железнодорожного транспорта к аварийному режиму работы. | ||
Раздел 2. | Обеспечение транспортной безопасности на железнодорожном транспорте | ||
Тема 2.1. Акты незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта. | Содержание учебного материала | ||
1. | Национальная безопасность Российской Федерации. Основные понятия национальной безопасности РФ. Основные угрозы и мероприятия военной безопасности. | ||
2. | Терроризм – угроза национальной безопасности РФ. Сущность виды и отличительные признаки терроризма. Принципы, задачи и мероприятия по борьбе с терроризмом и обеспечения безопасности населения. | ||
3. | Военная доктрина и военная организация государства. Военная доктрина об обеспечение военной безопасности РФ. Военная организация РФ. | ||
4. | Вооружённые силы – основа военной организации РФ. Предназначение и основные задачи Вооруженных сил РФ. Организационная структура Вооружённых сил РФ. | ||
Практическое занятие | |||
Изучение предназначения, структуры видов и родов войск ВС РФ и тактико-технических характеристик вооружения и военной техники. | |||
Тема 2.2. Военная служба – особый вид федеральной государственной службы | Содержание учебного материала | ||
1. | Воинская обязанность. Правовые основы воинской обязанности и воинский учёт граждан. Подготовка граждан к военной службе. | ||
2. | Прохождение военной службы по призыву и по контракту. Виды воинской деятельности. Требования, предъявляемые к личным качествам военнослужащих по основным воинским учётным специальностям (ВУС). | ||
3. | Права и ответственность военнослужащих. Статус военнослужащего. Виды ответственности военнослужащих. | ||
4. | Военно-патриотическое воспитание военнослужащих. Боевые традиции и торжественные ритуалы ВС РФ. Символы воинской чести и почетные награды (ордена и медали) РФ. | ||
Практическое занятие | |||
Уставы ВС РФ о безопасности военной службы. Бесконфликтное общение военнослужащих и взаимоотношения между ними. | |||
Требования безопасности при проведении занятий по боевой подготовке в ВС РФ. Тактическая подготовка. Огневая подготовка. Строевая подготовка. | |||
Воинские звания, знаки различия, виды и правила ношения военной формы одежды. | |||
Тема 2.3. Медико-санитарная подготовка. | Содержание учебного материала | ||
1. | Общие сведения о ранах. Способы остановки кровотечения и обработки ран. Порядок наложения повязки при ранениях головы, туловища, верхних и нижних конечностей. | ||
2. | Первая (доврачебная) помощь при травмах и ожогах. Оказание помощи при ушибах, переломах, вывихах, растяжении связок и синдроме длительного сдавливания. Помощь при ожогах. | ||
3. | Первая (доврачебная) помощь при перегревании, переохлаждении организма, обморожении и общем замерзании. Оказание помощи при перегревании. Порядок оказания помощи при переохлаждении организма, обморожении и общем замерзании. | ||
4. | Первая (доврачебная) помощь при поражении электрическим током, утоплении, отравлениях и клинической смерти. Оказание помощи при остановке сердечнососудистой деятельности, различного вида удушениях. Оказание помощи при отравлениях. | ||
Практическое занятие | |||
Наложение кровоостанавливающего жгута, повязки, шины на верхние и нижние конечности. | |||
Реанимационные действия (отработка на тренажёре прекардиального удара, непрямого массажа сердца и искусственного дыхания). | |||
3 Информационные источники для изучения учебной дисциплины
Основная литература
1. Учебник, «Безопасность жизнедеятельности» под общей ред. Микрюкова В.Ю. Учебник для студентов среднего профессионального образования. – М.: Изд. «Форум» 2013.
2. Петров С.В. Безопасность жизнедеятельности. Практикум: учебное пособие. – М: ФГБОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2015. – 263 с.
3. Петров С.В. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие. – М: ФГБОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2015 – 319 с.
Дополнительные источники
1. Артюнина Г.П., Игнатькова С.А. Основы медицинских знаний: Здоровье, болезнь и образ жизни. – М.: Изд-во «Академический проспект», 2008. – 560 с.
2. Бароненко В.А., Рапопорт Л.А. Здоровье и физическая культура студента / В.А. Бароненко, Л.А. Рапопорт. – М.: Альфа – М, 2006.
3. «Безопасность Жизнедеятельности» под общей ред. Микрюкова В.Ю. Учебник для студентов среднего специального образования. – М.: Изд. «Форум» 2010 г.
4. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Гражданская оборона / Шевандин М.А. и др. Учебное пособие для студентов вузов ж.-д. транспорта. – М.: Маршрут, 2008.
5. Белов, С. В. Безопасность жизнедеятельности: учеб. для вузов / С. В. Белов, А. В. Ильницкая, А. Ф. КОЗЬЯКОВ и др.; под общ. ред. С. В. Белова. - Изд. 3-е, испр. и доп. - М.: Высш. шк., 2008 г. (стр. 391 – 430).
6. Вайнер Э.Н., Введение в валеологию: метод. пособие / Э.Н. Вайнер.-Липецк, 2009.
7. Гетия И.Г., Гетия С.И., Емец В.Н., Комиссарова Т.А. и др. Безопасность жизнедеятельности. Практические занятия. Учебное пособие для среднего профессионального образования. /Под. ред. И.Г. Гетия. – М.: Колос, ИПР СПО, 2002.
8. Учебник, «Безопасность жизнедеятельности» под общей ред. Микрюкова В.Ю. Учебник для студентов среднего специального образования. – М.: Изд. «КноРус» 2010.
9. Шевандин М.А. и др. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Гражданская оборона / Учебное пособие для студентов вузов ж.-д. транспорта. – М.: Маршрут, 2008.
10. Общевоинские уставы ВС РФ. – М.: Рид Групп, 2012 г.
Интернет-ресурсы:
- использовать материалы персонального сайта http://ele74197079.narod.ru: «Самостоятельная работа студентов при изучении дисциплины БЖД и ОТ»;
- МЧС РОССИИ: http://www.mchs.gov.ru/
- Видеотека МЧС: http://www.kbzhd.ru/fotovideo/video.php
- Мультимедиа учебники: http://www.kbzhd.ru/library/
- Кульпинов: http://www.gr-obor.narod.ru/
- Безопасность. Образование. Человек: http://www.bezopasnost.edu66.ru/cont.php?rid=2&id=7
- Природные катастрофы: http://www.katastrof.com.ua/