Квест – приключенческая игра для детей и родителей

Гавришова Е.В.
канд. пед. наук, старший преподаватель Белгородского государственного национального исследовательского университета
Миленко В.М.
педагог дополнительного образования МБДОУ "Центр развития ребенка – детский сад № 57" г. Белгорода

Активное вовлечение семей воспитанников в образовательную деятельность ДОО является одним из современных требований. С целью его реализации педагогические коллективы используют разные формы взаимодействия с родителями детей, достойное место среди которых могут занять квесты.
Проведение данных приключенческих игр создаст условия не только для установления доброжелательных, дружеских взаимоотношений между родителями, детьми и педагогами, но и обмена опытом воспитания и организации квестов в семье.

 


В настоящее время особую популярность приобрели приключенческие игры, которые называют квестами. Такое наименование целого класса игр пришло из английского языка. Все, кто изучал английский язык, помнят слово «question», что значит «вопрос», а «quest» — это поиск, разыскиваемый предмет.

Понятие «квест» сначала использовалось как литературоведческий термин. Так называется способ построения сюжета, где достижение цели главным героем происходит через преодоление многочисленных трудностей. Вспомните для примера любое произведение Жюля Верна или Роберта Стивенсона. Квест лежит и в основе любимой дошкольниками сказочной трилогии Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей», повести В. Медведева «Баранкин, будь человеком!», сказки Ю. Дружкова «Приключения Карандаша и Самоделкина» и многих других произведений детской литературы.

Старик-лесовик и участники команды в начале пути

В играх-квестах тоже есть увлекательный сюжет, основанный на поиске чего-то, когда на пути игроков возникают неизбежные проблемы разного характера, без разрешения которых невозможно достичь привлекательной цели и получить награду.

Поведение участника игры определяется непрерывной цепью отдельных эпизодов: вначале всегда возникает промежуточная задача, которая затем через действие приводит к достижению промежуточной цели, после чего появляется следующая и т. д. Так происходит до тех пор, пока не реализуется и не будет достигнута главная цель.

Старик-лесовик придумал сложное задание

Почему квесты так популярны? Во-первых, это приятная для человека (гедоническая) деятельность. Во-вторых, игрок понимает значимость для себя непосредственного ее результата. Он может удовлетворить личные потребности в достижении, доминировании, самостоятельности, аффилиации (стремлении быть в обществе других).

Привлекательным мотивом для участия в такой игре может быть и вознаграждение за победу, хотя оно всегда условно и не является главным стимулом.

Нужно торопиться! Иначе команда соперников нас победит

Квесты появились в 90-е годы прошлого века как особый жанр компьютерных игр. Они есть и сейчас. Главный герой, управляемый игроком, взаимодействуя с игровыми персонажами и выбирая из многих нужные игровые предметы, решает логические задачи и добирается до цели. Чем время достижения результата меньше, тем награда в итоге выше.

В настоящее время разновидностей квестов много, их устраивают на улицах города, в парках, заброшенных зданиях, кафе, специально оборудованных комнатах, в которых запирают игроков, и они должны найти способ, чтобы выбраться оттуда за определенное время. Есть даже международная сеть квестов, объединяющая любителей разных игр, например, «Форт Боярд».

Кажется, дождь собирается… Нужно скорее поставить палатку

Возможно ли использование квестов в работе с детьми дошкольного возраста? Безусловно, да! Только содержание, задания и условия организации игры необходимо выстроить в соответствии с возрастными возможностями дошкольников 1.

Можно выделить некоторые достоинства квестов для детей дошкольного возраста.

Прежде всего, это игра-приключение, игра с «секретами» и открытиями, поэтому она всегда эмоционально насыщена и доставляет дошкольникам удовольствие. Такая игра предполагает взаимодействие личности и ситуации. Наряду с побудительными аспектами ситуации, на привлекательность предвосхищаемых последствий действия оказывают влияние и актуализируемые этой ситуацией мотивы.

Задания в квесте требуют сообразительности и нестандартного решения задач, значит, игра будет развивать умственные способности детей. Преодолевая предусмотренные сюжетом трудности, они осваивают массу новой интересной информации. Квест можно представить как содержащий эмоциональные компоненты процесс когнитивной обработки ситуации, подталкивающий к достижению цели. В нем всегда присутствует нечто похожее на «стремление к завершению», т. е. нарастающее со временем стремление довести процесс до некоторого итога.

Как правило, квесты — коллективная игра, это тоже большой плюс. Чтобы победить, нужно научиться взаимодействию, взаимопомощи, умению принимать компромиссные решения. Кроме того, если приходится отвечать не только за себя, а за победу всей команды, игра становится значительно увлекательней.

Квесты требуют определенной ловкости, выносливости, силы. Если игра проводится на открытом воздухе, в нее обязательно включаются задания, связанные с бегом, лазанием, метанием, прыжками, равновесием, таким образом укрепляется здоровье детей.

Все вместе это создает атмосферу приключения, веселой игры, запоминается яркими впечатлениями, доставляет радость дошкольникам.

Квесты для детей отличаются от таких же игр для взрослых тем, что в них недопустимы ситуации риска, «страшилки», которыми изобилуют молодежные поиски приключений. Если игра проводится за пределами детского сада, в парковой зоне или лесу, участие родителей по понятным причинам обязательно.

Какие же задания могут быть включены в сценарий квеста для дошкольников? Здесь нужно найти золотую середину, иначе, если все легко — теряется интерес, а если очень сложно - исчезает игра, и все силы уходят на решение сложных задач.

Устроить такой праздник одному воспитателю просто не по силам, а вместе с родителями получается отличное дело во имя семьи и своих детей.

Общаясь между собой в ходе проведения квеста, родители осваивают новый опыт воспитания, организации такой игры в семье.

Так, опыт проведения квеста в семье одного из воспитанников МБДОУ «Центр развития ребенка — детский сад № 57» г. Белгорода получил наибольший отклик среди других семей. Родители вместе с пятилетним сыном выстраивают квест как ролевую игру. Понятно, если это ролевая игра, то должны быть роли. Любимыми героями игр дошкольника и его друзей стали Джейк и пираты Нетландии из популярного мультфильма 2. Капитан Крюк — это невидимый герой, который подстраивает всякие трудности, прячет секреты и куда-то убегает. Ребенку приходится самому решать сложные задачи, используя карту острова Нетландия. Вся квартира превращается в загадочный остров. На карте указано, в каких местах спрятаны «золотые дублоны» или другие «ценные вещи», но, чтобы их получить, нужно выполнить какое-то задание.

Теперь нам не страшен даже дождь

Часто Капитан Крюк предлагает решить логическую задачу, например со спичками: из десяти спичек выложен топор, он заколдованный и может вырубить все деревья на острове. Следует переложить четыре спички так, чтобы получилось три банданы (три треугольника). Подобных задач много в Интернете, надо только выбрать доступные ребенку и приспособить к сюжету игры.

Еще одно любимое задание — прочитать шифровку: среди букв латинского алфавита и кириллицы нужно выбрать только русские буквы и сложить из них слово, которое подскажет, где лежит секрет. Это может быть и ребус, его тоже интересно решать.

Иногда Капитан Крюк меняет буквы в названиях сказок на неправильные, чтобы дети их не могли угадать: Кот и киса (Кот и лиса), Шар-птица (Жар-птица), Полк и семеро козлят (Волк и семеро козлят). Нужно найти неправильную букву и заменить ее. Подобных заданий родители могут придумать много, надо только захотеть.

А бывали случаи, когда Капитан Крюк писал настоящие «шпионские» задания (они писались молоком). Чтобы прочитать текст, приходилось вместе с папой подогревать его над свечой или проглаживать утюгом. Но и утюг не всегда помогал, потому что изобретательный капитан писал свои послания еще и лимонным соком. Тогда нужно было налить немножко воды, капнуть в нее несколько капель йода и кисточкой провести по бумаге, и буквы проявлялись.

Важно позаботиться и о «секретах», которые, в конце концов, ребенок находит. В описываемой игре родители использовали для этого лакомства, желанную и давно обещанную игрушку. Но особенно их сына привлекают настоящие предметы, которыми он может действовать. Так, однажды он нашел в секретном месте настоящую лупу и больше недели все рассматривал при помощи этого нового инструмента, обсуждал с папой, почему лупа увеличивает. Очень интересным «секретом» оказались часы — старый будильник, который можно было разобрать и увидеть весь механизм. А компас и магнит, которые однажды спрятал Капитан Крюк, и сейчас являются любимыми объектами для опытов и игр.

В качестве примера в приложении представлен сценарий квеста «Куда пойдешь, то и найдешь!» для детей старшего дошкольного возраста, который проводился педагогами МБДОУ «Центр развития ребенка — детский сад № 57» г. Белгорода совместно с родителями воспитанников в лесопарковой зоне за городом.

Подводя итоги, хочется подчеркнуть, что квест очень привлекательная для детей деятельность, позволяющая им самореализоваться. В такой игре, действуя в условной ситуации, ребенок чувствует себя свободным, самостоятельным, умным и умелым, что расширяет круг его представлений о мире и обеспечивает внутренний эмоциональный комфорт.

Приложение

Сценарий квеста «Куда пойдешь, то и найдешь!»
для детей старшего дошкольного возраста и их родителей 3

Цели:

· организация содержательного и веселого досуга для воспитанников ДОО и их родителей на природе в выходной день;

· создание условий для установления доброжелательных, дружеских взаимоотношений между родителями, детьми и педагогами;

· укрепление здоровья дошкольников, развитие у них сообразительности и самостоятельности мышления в решении возникающих задач, умения работать в команде.

Предварительная работа:

· с детьми: чтение приключенческих книг в детском саду и дома; уточнение названий деревьев, кустарников, цветов, произрастающих в наших лесах; упражнение в отгадывании и составлении загадок, составлении плана комнаты, площадки и поисках «секретов», ориентируясь по чертежу;

· с родителями: обсуждение возможности выезда с детьми в лес в выходной день, вопросов организации перевозки и питания во время выезда на природу; комплектование команд и группы обеспечения.

Оборудование: 2 варианта карт, состоящих из 5 деталей; указатели; красные и синие бабочки на зубочистках; 2 бумажные розы, 2 апельсина; 2 небольшие корзинки; сачки по количеству детей, воздушные шары; карточки с буквами «Л», «Е», «С»; карточки с загадками; шапочки с изображением животных; «клад».

Действующие лица:
Взрослые:
Старик-лесовик,
Лесная красавица
Игроки: дети и их родители

Ход игры:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: