Бюджетное устройство и бюджетная система РФ

Лекция № 2

Тема: Бюджетное устройство и бюджетный процесс в РФ

Бюджетное устройство и бюджетная система РФ

Принципы бюджетной системы РФ

Бюджетный процесс

Бюджетные полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления

Бюджетное устройство и бюджетная система РФ.

 

Бюджетное устройство – это организация бюджетной системы, принципы ее построения. Организация бюджетной системы определяется государственным устройством страны. В унитарных (единых) государствах бюджетная система включает два звена: государственный бюджет, многочисленные местные бюджеты. В федеративных государствах бюджетная система состоит из трех звеньев. Бюджет федерального правительства и региональные бюджеты, которые называются государственными, а также бюджеты муниципальных образований.

Историческая справка:

До 1991 года бюджетная система Союза ССР объединяла в государственном бюджете СССР союзный бюджет, бюджет социального страхования и государственные бюджеты 15 союзных республик, в состав которых входили республиканские бюджеты союзных республик, государственные бюджеты 20 автономных республик и более 53 тыс. местных бюджетов (краев, областей, округов, городов, районов, сельских и поселковых Советов). Организация бюджетной системы базировалась в это время на 3 основных принципах: демократического централизма, национальной политики и единства. Такая система существовала в нашей стране с 1924 года, когда государственные бюджеты союзных республик были впервые законодательно закреплены Конституцией СССР.

Особенностью формирования бюджетов на 1991 год явилась коренная перестройка бюджетной системы страны, новые финансовые взаимоотношения между центром и суверенными республиками, между суверенными и автономными республиками и местными Советами. Бюджетная система стала включать отдельно союзный бюджет, самостоятельные республиканские (суверенных и автономных республик) и местные бюджеты. Таким образом, практически была упразднена единая бюджетная система страны, которая распалась более чем на 55 тысяч автономных бюджетов. В результате общегосударственный денежный фонд был разделен по сферам ведения Союза ССР и суверенных республик, что явилось следствием осуществляемых в стране политических и экономических реформ, становления государственного суверенитета республик, а в последствии и независимых государств.

Самостоятельной частью бюджетной системы России как суверенного государства являются местные бюджеты. До 1991 года они занимали относительно небольшой удельный вес в государственном бюджете СССР (15-16%). В настоящее время состав доходов и расходов местных бюджетов определяется тем, что в их ведение переданы отрасли хозяйства, связанные с непосредственным обслуживанием населения, и вся массовая сеть социально-культурных учреждений. За счет местных бюджетов обеспечивается финансирование более 80% бюджетных расходов на здравоохранение, более 60% расходов на просвещение, крупные бюджетные средства направляются на развитие производственной и социальной инфраструктуры.

Бюджетная система РФ – это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, региональных бюджетов, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Структура бюджетной системы (ст.10 БК РФ):

· федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

· бюджеты субъектов РФ (республиканские бюджеты республик в составе РФ, краевые и областные бюджеты краев и областей, городские бюджеты городов Москвы и Санк-Петербурга) и бюджеты территориальных внебюджетных фондов;

· местные бюджеты, в том числе:

-бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

-бюджеты городских и сельских поселений.

Федеральный бюджет – это форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств РФ.

Бюджет субъекта РФ. Каждый субъект РФ имеет свой бюджет. Бюджет субъекта РФ (региональный бюджет) – форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего субъекта РФ.

Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет.

Бюджет муниципального образования (местный бюджет) – форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования.

 

В соответствии с законодательством составляется также консолидированный бюджет, т.е. свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории, используемый для расчетов и анализа.

Его необходимость обусловлена тем, что по действующему законодательству все бюджеты существуют как самостоятельные, обособленные денежные фонды, в отличие от положения, существовавшего до 90-х гг., когда высшим органом власти утверждался единый государственный бюджет, который объединял все существовавшие на территории страны бюджеты и отражал в целом их средства.

Однако для управления делами России в целом, а также ее территориальных подразделений, для прогнозирования их развития важно знать, какие средства аккумулируются в рамках данной территории через действующие на ней бюджеты. Это имеет значение также для формирования взаимоотношений с выше- и нижестоящими органами власти. Поэтому составляются консолидированные бюджеты.

Федеральный бюджет и свод бюджетов других уровней бюджетной системы РФ (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами и за исключением государственных внебюджетных фондов) образуют консолидированный бюджет РФ.

Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта РФ (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет субъекта РФ.

Бюджет муниципального образования и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет муниципального района.

В качестве составной части бюджетов городских и сельских поселений могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями.

В настоящее время бюджет составляется на три финансовых года. Текущий финансовый год – год, в котором осуществляется исполнение бюджета, составление и рассмотрение проекта бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период), который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря. Для примера в СССР с 1922 по 1930 годы бюджетный год был приравнен к сельскохозяйственному с 1 октября по 30 сентября.

В Великобритании, Канаде, Японии бюджетный год длится с 1 апреля по 31 марта, в Италии и некоторых скандинавских странах он начинаетсч 1 июля и кончается 30 июня. В США он длится с 1 октября по 30 сентября. Несовпадение бюджетного года с календарным в некоторых странах объясняется историческими традициями, особенностями национальной экономики и сроками созыва парламентских сессий.

В последнее время все больше государств переводит свой бюджет на календарный год в соответствии с рекомендациями ООН. Это значительно упрощает экономические и финансовые расчеты, ведение экономической статистики, так как исчисление основных показателей (совокупный общественный продукт, национальный доход и т.д.) ведется в масштабе календарного года.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: