Цель: обобщить знания детей о признаках проявления разных эмоциональных состояний и причинах их изменения; уточнить знания детей о разных поведенческих реакциях в зависимости от черт характера объекта; упражнять детей в умении перевоплощаться, составлять связный творческий рассказ от первого лица.
Для составления творческих рассказов от первого лица необходимо уточнить следующие знания:
- о разнообразных эмоциональных состояниях и настроениях. (Грустный - веселый, радостный - печальный, спокойный – возбужденный);
- о разнообразных чертах характера (добрый - злой, трудолюбивый - ленивый, вежливый - грубый, умный - глупый…);
- о признаках проявления того или иного эмоционального состояния (веселый - улыбается, все его радует, вызывает смех…; грустный - вздыхает, все его огорчает, много жалуется, плаксивый…; добрый - всех любит, заботится, помогает, хлопочет…);
- о разнообразных средствах интонационной выразительности речи (темп речи, сила голоса, тембр…), правилах их применения.
|
|
Затем необходимо взять на себя роль одного из объектов и обозначить его эмоциональное состояние или характер. Это может быть любой объект (главный или второстепенный персонаж картины, предмет или любой объект живой - неживой природы).
От имени выбранного героя идет описание окружения и событий, изображенных на картине. Эмоциональное состояние героя подчеркивается междометиями, мимикой, жестами и другими средствами интонационной выразительности речи.
Перед тем, как обучить ребенка составлению творческих рассказов от первого лица проводили творческие задания, которые имеют следующее содержание:
· «Я назову тебе черту характера, а ты скажи наоборот».
· «Покажи действием и мимикой изменение твоих чувств».
· «Превратись в кого-нибудь или во что-нибудь. Опиши твои чувства».
Для обучения составлению творческих рассказов от лица какого-либо объекта картины с заранее заданной характеристикой использовали прием эмпатии. Он заключается в том, что ребенок представляет себя объектом и «входит» в его эмоциональное состояние, передает его черты характера. Идет подробное описание его состояния, отношений с окружающим миром и возникших проблем.
Советы воспитателям.
- При выборе объекта и его эмоциональной характеристики необходимо учитывать возраст ребенка.
- Следует побуждать ребенка брать на себя роль не только простых объектов, но и частей объекта (глаза кошки-мамы) или места происходящего (я - сарай, в котором находится кошачья семья).
- От простых и обобщенных эмоциональных характеристик (добрый - злой) осуществлять переход к нюансам настроений (встревоженный, равнодушный…).
- Возможны разные формы организации работы с детьми:
- коллективные, при которых вся группа детей сочиняет рассказ от лица одного героя;
- подгрупповые, при которых воспитатель дает разным подгруппам противоположные характеристики одного героя. Например, предлагается составить рассказ про котенка на картине. Одной подгруппе - про веселого, а другой - про грустного котенка. Рассказ идет об окружении героя, но через призму разных его эмоциональных состояний.
- индивидуальные задания, которые могут быть предложены воспитателем или самостоятельно выбраны ребенком.
- Следует предложить ребенку структуру построения рассказа: сначала назвать своего героя «Я - тот-то…», потом описать свое эмоциональное состояние, или настроение, характер, далее передать восприятие изображенного на картине глазами выбранного героя, предложить решение проблемной ситуации. Окончание рассказа - восстановление эмоционального равновесия героя. По окончании рассказа ребенок дает ему название.
|
|