Цель: учить детей преобразовывать содержание картины с помощью типовых приемов фантазирования; учить детей составлять рассказы фантастического содержания.
Для сочинения фантастических рассказов по картине следует знать основные приемы фантазирования:
- «Увеличение – уменьшение» (преобразование размера, формы, цвета, изменение степени проявления какого-либо свойства объекта);
- «Деление-объединение» (деление объектов на части, объединение их в другой последовательности или взаимообмен объектами своими частями);
- «Оживление-окаменение» (объект наделяется свойствами динамики или статики);
- «Специализация – универсализация» (расширение либо ограничение ресурсов объекта);
- «Наоборот» (приобретение объектом инверсных свойств);
- «Ускорение – замедление» (остановка тех или иных процессов, увеличение их скорости, перемещение объекта во времени и др.).
Используя данные приемы, можно преобразовать какой-либо объект на картине, либо изменить его часть, поменять место нахождения. Составляется рассказ, в котором главной идеей является согласование необычного (фантастического) объекта с окружающим миром.
|
|
Для обучения детей составлению рассказов по картине использовали игровой прием «Пришел в гости волшебник…».
Приглашаются волшебники:
- Волшебник Увеличения-Уменьшения (ребенок выбирает объект и его свойства и производит их фантастическое преобразование).
- Волшебник Деления-Объединения (выбранный объект дробится на части и перепутывается по структуре, либо меняется своими частями с другими объектами).
- Волшебник Оживления-Окаменения (выбранный объект, либо его часть становятся подвижными или, наоборот, лишаются возможности перемещаться в пространстве).
- Волшебник МогуВсе – МогуТолько (объект наделяется неограниченными возможностями либо ограничивается в своих свойствах).
- Волшебник Наоборот (у объекта выявляется какое-либо свойство и меняется на противоположное).
- Волшебник Времени (этот волшебник многофункционален и предполагает преобразование временных процессов: Волшебник Ускорения-Замедления, волшебник Обратного Времени, волшебник Перепутывания Времени, волшебник Остановки Времени, Машина Времени, Зеркало Времени).
Предлагали детям выбрать одно из преобразований объекта и ответить на вопросы:
- Что происходит с этим объектом?
- Какие ощущения он испытывает?
- Как он теперь воспринимает окружающий мир?
- Как окружающий мир относится к преобразованному объекту?
- Каковы положительные и отрицательные последствия преобразований?
- Какие проблемы возникают у объекта с окружающим миром?
- Как фантастический объект может помочь решить проблемы окружающих объектов?
- Как окружение может согласоваться с измененным объектом?
Предложить детям составить рассказ по результатам обсуждения.
|
|
Например: Картина «Кошка с котятами». Рассказ-фантазия про клубок ниток, с которым играл котенок (составлен двумя детьми):
«Клубок, который научился летать»
Жил был клубочек ниток. Он был круглым и синим. Лежал в корзинке, и никто его не трогал. Однажды пришли котята, свалили корзинку, он упал и покатился. Котенок Рыжик стал им играть. Больно стало клубочку, и решил он попросить у волшебника Объединения крылышки. Только Рыжик хотел царапками схватить клубок, как тот взлетел и стал под потолком летать. Удивился котенок, нет, все котята и кошка и стали смотреть, как летает клубок. А лампа сказала: «Что ты тут летаешь, сгореть можешь». Клубок летал до вечера. Котята легли спать, а клубочек в корзинку залез. Только после этого лампа включилась, и он не сгорел.
Советы воспитателям.
- Приемы фантазирования должны быть хорошо знакомы детям. Они должны знать возможности каждого «Волшебника».
- Когда объявляется фантастическое преобразование, то выбирается сначала объект или его часть, приглашается "Волшебник", производится преобразование, а затем объект с необычным свойством описывается.
- Целесообразно провести серию занятий по одной картине с постепенным включением новых приемов фантазирования. Фантастические рассказы-зарисовки составляются коллективно.
- В дальнейшем необходимо дифференцировать задания, распределив волшебников между детьми и предложив составить самостоятельно или командами рассказы фантастического плана.
- Можно инсценировать с детьми придуманные рассказы или оформить книжки-малышки с их текстами.