Основные этапы переговоров

Допереговорный этап — подготовка.

1-й этап — установление контакта и взаимная ориентация в проблеме (взаимное уточнение точек зрения, интересов, концеп­ций и позиций сторон).

2-й этап — поиск решения (обсуждение, аргументирование, выдвижение предложений, их обоснование).

3-й этап — заключение соглашения (выработка договоренно­стей) и выход из контакта.

Постпереговорный этап: выполнение соглашений и договорен­ностей и анализ проведенных переговоров.

Многим менеджерам среднего и высшего звена приходится значительную часть рабочего времени уделять проведению пере­говоров, от исхода которых напрямую зависит успешность их дея­тельности.

Любое общение с партнерами, любые переговоры можно пред­ставить как последовательность определенных действий — этапы переговоров (табл. 2.2). Для ведения переговоров важно иметь со­ответствующие знания и навыки.

Любые переговоры начинаются с этапа подготовки, на котором надо не только определить цель переговоров, но и собрать необхо­димую информацию из различных источников и структурировать ее. На основе этой информации необходимо подготовить различ­ные варианты предложений для партнеров, выбрать основную и запасные стратегии ведения переговоров.

К этапу подготовки также относятся осуществление предвари­тельных контактов с партнерами, определение условий проведения переговоров, техническая подготовка к переговорам. Результаты предварительных договоренностей также служат основой для пла­нирования процесса переговоров с уточнением состава и ролей участников. Непосредственно перед переговорами проводится психологическая настройка на взаимодействие с партнерами.

После подготовки предстоит встретиться с партнерами, и пер­вое, что мы должны сделать, это установить с ними контакт: при­влечь их внимание, показать, что вы не представляете для них лично опасности, и заинтересовать их. На этом этапе происходят приветствие, личное знакомство участников переговоров (если они не были знакомы ранее), налаживание отношений между ними. От того, насколько удачно был установлен контакт и насколько ус­пешно он поддерживается, зачастую зависит и исход переговоров.

После установления контакта мы переходим к взаимной ориен­тации в проблеме. Нам предстоит выяснить позицию наших парт­неров, уточнить и четко обозначить свою позицию по обсуждаемой проблеме, удостовериться в однозначном понимании позиций сторонами, выявить сходства и различия в позициях сторон и, насколько возможно, осуществить переход на уровень интересов партнеров. Результатом должна стать готовность сторон к дальней­шему поиску взаимовыгодного или взаимоприемлемого решения с учетом интересов всех участников.

Таблица 2.2

Этапы переговоров и задачи

Этапы Задачи Необходимые знания, навыки
     
Подготовка • Определение цели перегово­ров • Выявление, сбор и анализ фоновой информации • Определение возможных стратегий и тактик ведения переговоров, выбор основ­ного и запасных подходов • Осуществление предвари­тельных контактов с партне­рами, определение времени и условий переговоров • Планирование переговоров • Настройка на взаимодей­ствие с партнером Навыки целеполагания, определения своих интересов, сбора и систематизации инфор­мации Знания о возможных стратегиях и тактиках ведения переговоров Знания и навыки об осуществлении предва­рительных договоренно­стей Навыки планирования. Навыки саморегуляции
Установление и поддержа­ние контакта Взаимная ориентация в проблеме • Знакомство • Налаживание отношений • Уточнение процедуры переговоров • Настройка на сотрудниче­ство • Определение исходных позиций сторон по проблеме • Уточнение понимания обсуждаемой проблемы каждой стороной • Выявление сходства и различия в подходах • Уточнение интересов сторон Навыки установления и поддержания контакта: формирование трех видов внимания, невербальная коммуни­кация, техники актив­ного слушания Навыки слушания и управления беседой, перевода переговоров с уровня позиций на уровень интересов, анализа и выявления сходств и различий в позициях и интересах
Поиск реше­ния • Формулировка предложений с учетом интересов сторон • Аргументация сторонами преимуществ своих предло­жений для партнеров • Ответы на замечания и возражения. Торг (уступки и аргументы) Навыки формулировки предложений, техники влияния на партнера (аргументации) Навыки корректной психологической самозащиты
  • Корректное противостояние уловкам и попыткам давле­ния • Формулировка взаимопри­емлемых вариантов соглаше­ния Навыки диагностики для выявления уловок и попыток давления
Заключение соглашения Выход из контакта Соблюдение точности и четкости изложения догово­ренностей, однозначного понимания соглашения всеми сторонами Обеспечение механизмов реализации договоренности и контроля реализации Завершение переговоров Сохранение и закрепление доб­рожелательных отношений Настройка на дальнейшее сотрудничество Навыки четкого изложе­ния договоренностей, уточнения понимания договоренности (в том числе с использованием техник активного слушания) Навыки выхода из контакта
Выполнение соглашений и договоренно­стей Обеспечение точного, качественного, быстрого и корректного выполнения договоренности
Анализ прове­денных переговоров Формирование полной картины переговоров с учетом конструктивных и деструктивных моментов, способов поведения и т.п. для дальнейшего использования при подготовке к переговорам
       

 

Далее нам необходимо представить наши предложения с учетом интересов сторон, убедить партнеров в преимуществах наших предложений, ответить на замечания и возражения и, наконец, сформулировать варианты соглашения. Таким образом, мы пере­ходим на этап поиска решения.

Следующим этапом переговорного процесса является этап за­ключения соглашения. На этом этапе нам необходимо точно и четко изложить суть договоренности на бумаге. Очень важно убедиться

в том, что стороны одинаково понимают соглашение, что в даль­нейшем не возникнет неоднозначность в толковании договорен­ности. После формулировки соглашения необходимо договорить­ся о механизмах его реализации, а также о способах и формах контроля за его выполнением.

Завершая переговоры с партнерами, вне зависимости от их ис­хода, важно сохранить и закрепить доброжелательные отношения между вами, оставить возможности для дальнейшего продуктив­ного сотрудничества. На реализацию этих задач направлен следу­ющий этап технологического цикла — этап выхода из контакта. Этот этап является последним при непосредственном взаимодей­ствии сторон в переговорном процессе.

Существуют еще два этапа постпереговорного цикла: выполне­ние соглашений и договоренностей и этап анализа проведенных пере­говоров, который служит для формирования полной картины пе­реговоров с учетом конструктивных и деструктивных моментов, способов поведения, переговорных моделей и т.д. для дальнейше­го использования при подготовке к переговорам.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: