Шумы не подчинены слову, они взаимодействуют с ним, дополняя и создавая «эффект присутствия».
Шум как составляющая звуковой партитуры имеет три разновидности:
– интершум синхронный (фоновый, записанный непосредственно во время съемки, изъять его из записи невозможно; фиксируя естественные звуки, он дает ощущение реальности происходящего, усиливает правдивость отснятого материала);
– интершум несинхронный (заранее записанный, имеющийся в фонотеке; сопровождает изображение с отсутствующим или некачественно записанным звуком);
– павильонная пауза (каждое помещение имеет свой «белый шум», и когда нужно вставить паузу в какой-либо текст, то монтируется не чистая магнитная пленка, а запись тишины в том же павильоне, где снималась передача).
Функции шумов:
– создание звукового подтекста,
– рождение ассоциаций,
– появление эффекта констатации факта,
– «очеловечение» различных звуков;
– влияние на драматургию отдельных эпизодов и всего экранного произведения.
|
|
Шумомузыка — реальные звуки повседневности, объединенные, скомбинированные и пропущенные через трансформирующую звуковую аппаратуру; используется для создания фантастической атмосферы, видений, снов, ассоциаций.
Слово, музыка, живой звук — формы существования самой действительности. Выразительными возможностями они становятся благодаря природе телетворчества и мастерству тележурналиста, умеющего слушать звучащий мир, сочетать звуки друг с другом и с изображением.
* * *
Телевидение в силу своей зрелищной природы обладает уникальной возможностью сильного эмоционального воздействия на аудиторию зрителей. Арсенал средств такого воздействия велик и разнообразен. Задача творческой группы, создающей телепередачу, в том числе и тележурналиста, состоит в том, чтобы увидеть рациональные основания для использования того или иного метода в зависимости от целевого назначения программы.
«Каждая отдельная телевизионная передача должна соответствовать основным принципам вещания, его идейной направленности, эстетической и художественной завершенности… Закономерности построения телевизионной программы познаются в процессе ее активной жизни в эфире, творческих поисков, осмысления опыта телевидения» [12, с. 384].
Методы эфирной презентации телевизионных программ
В телевидении нам важно убедить зрителя, что он видит подлинную жизнь, но видит с помощью современных технологий. Для этой цели существует целый ряд искусных приемов.
И. К. Беляев
Физическая природа телевидения как средства создания и передачи аудиовизуального сообщения характеризуется специфическими особенностями. Это:
|
|
– вездесущность (способность проникать в любую точку пространства);
– экранность (передача сообщения в звуко-экранной форме);
– непосредственность (сообщение о факте в виде самого факта);
– симультанность (одновременность наблюдения и показа).
Эти особенности телевидения наиболее ярко проявляются в режиме
прямого эфира.
Техника телевидения обеспечивает симультанность формирования изображения и его восприятия зрителем. Именно в этом причина феномена особой достоверности, документальности телеизображения, в этом смысле не имеющего себе равных ни в одном из видов изобразительного искусства и массовой коммуникации.
Именно звукозрительный характер телевизионной передачи позволяет установить личностный контакт с аудиторией зрителей, обеспечить эффект присутствия — создать психологическую установку на особое доверие к программе.
Работа в прямом эфире — серьезное испытание для тележурналиста.
Сегодня телевидение переживает третье пришествие прямого эфира, которое характеризуется:
– борьбой телеканалов за возможность быть первыми в сообщении актуальной информации;
– конкуренцией с Интернетом;
– активным техническим использованием космической связи;
– использованием «прямых включений» специальных корреспондентов, работающих в разных точках планеты.
«В отечественной практике резкое увеличение удельного веса прямого эфира, вытесненного, казалось бы, навсегда «надежной и удобной» видеозаписью, позволяет сделать вывод о наличии непреходящих закономерностей в тележурналистике, о важности изучения традиций» [43, с. 4].
Революцию в телевизионном вещании произвела видеозапись, которая позволяет:
– воспроизводить на экране предварительно зафиксированное телеизображение;
– сохранять пространственно-временную непрерывность, свойственную живой передаче, и воспроизводить ее в реальном, но не подлинном времени;
– использовать монтаж видеомагнитной записи как способ полноценного творческого вмешательства в процесс подготовки передачи;
– более эффективно редактировать программы.
Новая концепция телевещания — интерактивность. Первым ее проявлением стала контактная телефонная связь со зрителями в режиме прямого эфира. А затем сначала как техническая система, обеспечивающая возможность прямой телевизионной трансляции через телеспутники, связывающие вещательными каналами отдельные точки земного шара, появились телемосты, методика проведения которых разработана на кафедре телерадиожурналистики Санкт-Петербургского университета (первая передача в этом формате состоялась в Ленинграде в 1986 году).
«Являются ли телемосты самостоятельным жанром тележурналистики? Или это вид вещания, включающий в себя признаки многих жанров? Телемосты — всего лишь форма, интересная, содержательная, впечатляющая масштабностью действия, способ, помогающий приблизить нужные телеперсонажи, которые по каким-то причинам не могут оказаться в студии…» [6, с. 191].
Типологические признаки телемоста:
– географическая удаленность точек телемоста друг от друга;
– участие в передаче больших групп людей, заинтересованных в обсуждаемой теме;
– обязательное использование больших телевизионных комплексов, студий, линий связи;
– наличие в студиях и в кадре большого проекционного экрана, позволяющего показывать собеседников в размерах реального человеческого роста.
Разновидности телемостов:
– партнерский режим (сценарий на равных условиях разрабатывают обе стороны, права на прямой эфир — равные);
– ведущий режим (полная сценарная разработка одной стороны, у нее же — право на прямой эфир);
– ведомый режим (по инициативе и при полной разработке сценария партнерами, право на эфир — в видеозаписи);
|
|
– круг вопросов, затрагиваемых в передаче;
– возможные варианты направления разговора;
– планирование режима прямого эфира;
– развернутый сценарий;
– необходимость ведущих с каждой стороны моста.
«Можно смело предполагать дальнейшее развитие и, благодаря современным технологиям, появление камерных телемостов, связывающих не громадные аудитории через громадные расстояния, а группы беседующих, дискутирующих между собой людей, находящихся в различных географических точках и даже в пределах нескольких улиц одного города» [6, с. 192].
Технологии проведения телемостов используются и в таком новом способе телевещания, как телемарафон — содержательная и оперативная форма подачи информации, впечатляющая масштабностью и временной протяженностью действия.
Чаще всего телемарафон посвящается актуальному, общественно значимому событию или теме, представляющей интерес для аудитории. Нередко телемарафоны проводятся с благотворительными целями.
Телемарафон включает в себя:
– использование телемостов как прямых включений с мест, где происходят события, включенные в программу;
– необходимость нескольких ведущих, работающих по методу эстафеты;
– синтез разных жанров (репортаж, интервью, комментарий);
– включение развлекательных элементов, соответствующих теме программы;
– наличие подробно разработанного сценария;
– увеличенный объем видеоматериала, обусловленный временной протяженностью передачи;
– возможность использования элементов интерактивности (телефонные звонки, СМС-сообщения, записки в кадре) для создания атмосферы единого действия с импульсивным ритмом.
Контрольные вопросы к разделу
1. Назовите мотивы, цели и функции журналистики как творчества.
2. Из каких элементов складывается профессиональная культура журналиста?
3. Что собой представляет информационная культура журналиста?
4. Раскройте содержание составляющих методологической культуры.
|
|
5. Что вы знаете об основаниях классификации методов исследования и творческого осмысления действительности?
6. Охарактеризуйте эмпирические методы исследования.
7. Что представляют собой теоретические методы исследования?
8. Перечислите элементарные выразительные средства журналистики.
9. Перечислите принципы создания документальной образности.
10. Назовите виды и способы телевизионных съемок.
11. В чем заключается главная задача телевизионного монтажа и каковы его законы?
12. Определите основные рабочие функции слова на телеэкране.
13. Назовите важнейшую специфическую особенность телевизионной речи. В чем она проявляется?
14. Охарактеризуйте звук как один из важнейших компонентов телевизионной образности.
15. Что представляют собой телемосты и телемарафоны?