Журналист — автор сценария
Экранное произведение о документальном герое начинается не с героя. Оно начинается с автора. С его сопричастности ко всему тому, о чем расскажет фильм или передача.
С. А. Муратов
Любая телевизионная передача — большой телеочерк или маленький видеосюжет — всегда начинается с тележурналиста. Поиск интересной злободневной темы, вынашивание замысла, написание сценария или сценарного плана, по которому будет работать съемочная группа, — предварительный, но очень важный этап телевизионного творчества. И он полностью зависит от уровня профессионального мастерства тележурналиста.
Работа на телевидении имеет свою специфику: мало владеть профессиональными навыками, надо еще обладать необходимыми личными качествами, без которых нельзя добиться успеха. Это такие проявления личности, как:
– интерес к людям, природная любознательность;
– умение слушать и слышать, смотреть и видеть;
– способность мыслить образами;
– эрудиция;
– уверенность в себе и здоровые амбиции;
– искренность;
– умение удивляться и удивлять [14, с. 14].
Рождение журналистской темы всегда связано с изучением журналистом жизненного материала и мысленным воплощением его в будущее экранное произведение.
«Автору нужны: четкая фабула, свежая тема, замечательная идея, оригинальный замысел, острый сюжет, напряженный конфликт, емкий диалог, яркие характеры, художественный образ, определенный жанр, точная композиция и творческое кредо» [1, с. 27].
Первоначальным импульсом к созданию любой телевизионной передачи является познавательная деятельность тележурналиста.
Предмет познавательной деятельности — факты, образующие социально значимую ситуацию и стоящую за ней проблему.
Цель познавательной деятельности — анализ и оценка социального масштаба ситуации, определение ее взаимосвязи с окружающей действительностью.
Структура познавательной деятельности:
– от авторской позиции через авторскую версию к формулированию авторской концепции (авторская позиция — отношение автора к поставленной проблеме и способам ее решения, авторская версия — основанная на эрудиции журналиста и предварительной информации модель будущей авторской концепции, авторская концепция — логически выстроенная и аргументированная ведущая мысль будущего произведения, соединяющая в себе знание о происходящем и отношение к нему);
– накопление, систематизация и осмысление предварительной информации;
– накопление, систематизация и осмысление эксклюзивной информации.
Результат познавательной деятельности — авторский замысел — это основная идея будущей передачи и комплексная характеристика таких ее составных элементов, как:
– проблема — сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения;
– тема — четко ограниченная логическими и содержательными рамками основная мысль (рождение журналистской темы всегда сопряжено с творческим поиском, с осознанием ее актуальности, с отслеживанием всех изменений в разных сферах жизни, с четким определением проблем и вопросов, требующих раскрытия);
– адреса и места съемок;
– методика исследования проблемы (беседы в кадре, показ событий, эксперимент и т. д.);
– круг участников;
– жанровые рамки;
– хронометраж.
Сведения, составляющие авторский замысел, оформляются в виде сценария или сценарного плана.
Сценарная разработка (сценарий, либретто, предварительный план, «рабочая версия») оправдывает свое назначение, если в ней указаны:
– целевая установка — ради чего и во имя чего снимается фильм;
– круг действующих лиц, а при возможности предварительной встречи с ними и их человеческие характеристики, которые, если даже и не войдут в передачу, помогут установлению психологического контакта с героями на стадии съёмок;
– места действия, в которых предполагается наблюдение за повседневной жизнью героев или, напротив, за такими моментами, когда наиболее полно раскрываются их мысли и душевные качества;
– способы съемки (скрытая камера, длительное наблюдение, событийная съемка), которые, на взгляд сценариста, наилучшим образом помогут решению темы и каждого конкретного эпизода, а также раскрытию характеров основных героев;
– сценарно-организованные ситуации или «предлагаемые обстоятельства», в том числе и формы разговорного взаимодействия от спонтанного интервью на улице до дискуссии в павильоне студии;
– возможная последовательность эпизодов — в соответствии с развитием идеи произведения [31, с. 114].
Как рабочий план для съемочной группы сценарий содержит указание не только на объекты съемки, но и на необходимость передать нравственное, эмоциональное состояние людей, участвующих в передаче.
Три группы экранных средств выразительности — изобразительные, звуковые и драматургические — основа сценарных разработок. Задача сценариста — умело их использовать, драматургически выстроить телепередачу, сохранив ее непосредственность и импровизационность. «Первая, последняя и единственная заповедь сценариста — будь достоин аудитории, дорожи ее мнением, вниманием и временем. Единственное нерушимое правило сценарного творчества: не быть скучным» (Р. Уолтер).
Самый важный, самый трудный компонент сценария — сюжет, внутренняя, интеллектуальная, эмоциональная по своей природе конструкция.
Структура сюжета, сформулированная Аристотелем две с половиной тысячи лет назад, — трехсоставная, включающая три основных компонента: начало, середину и конец.
Начало как пусковой момент событий:
– задает передаче тональность,
– дает необходимую экспозицию,
– знакомит с участниками передачи, с местами действия.
Середина — сгущение событий, их развитие.
Конец — демонстрация идеи, основной мысли, которая вытекает из содержания сюжета (идея впереди сюжета — грубая ошибка сценариста).
Виды сценарных разработок — сценарный план и литературный сценарий.
В сценарном плане разговорных передач должны быть:
– обозначены ситуации, которые сообщают напряженность действию и непредрешенность финалу;
– определена целевая установка передачи;
– разработаны точные формулировки задаваемых вопросов;
– указаны эпизоды общения с аудиторией и моменты использования иллюстративного материала;
– учтены особенности съемочной площадки;
– названы способы съемки.
Для съемок видеосюжета нужен синопсис — краткое изложение содержания сюжета, ответы на три вопроса:
– о чем сюжет;
– о чем история и кто герой;
– какие точки съемки.
Синопсис необходим для самого автора (упорядочение материала), для оператора (знает заранее, что и как снимать), для ведущих информационной программы (точнее будет верстка).
Для передач со сложным монтажом разрабатывается литературный сценарий, определяется, о чем можно рассказать, а что необходимо показать.
Очень важно, чтобы в сценарии проявлялось личное отношение автора к событиям и судьбам героев. Авторская позиция должна помогать режиссеру и оператору находить адекватные методы ее отражения.
Литературный сценарий, как более подробное и полное изложение содержания будущей передачи, определяет ее сюжет, композицию, использование изобразительно-выразительных средств. Такой сценарий — результат длительной подготовительной работы тележурналиста, детального изучения темы.
«Мастерство сценариста заключается и в том, чтобы выбрать такую манеру записи своих мыслей об отражаемых событиях, при которой описание картин жизни, характеристики персонажей звучат не исчерпывающе, не однозначно — словом, когда намечено основное направление, стратегия создания передачи или фильма. Тактику съемок, окончательные изобразительные формы воплощения мысли найдут режиссер и оператор» [43, с. 149].
После запуска сценария в производство работа журналиста над передачей не прекращается. Он участвует в съемках, знакомится с режиссерским сценарием и участвует в монтаже, пишет окончательный авторский текст.
Роль тележурналиста в съемочной группе:
– создавать творческую обстановку;
– знать характеры режиссера и оператора, уметь смотреть на материал их глазами;
– не впадать в крайности в случае конфликтных ситуаций.