Понятие стереотипа и его основные признаки

Взаимодействие между людьми строится на общепризнанных в соответствующей культуре образцах, и восприятие ими друг друга осуществляется сквозь призму сложившихся стереотипов.

Встречаясь с представителями других народов и культур, люди обычно имеют естественную склонность воспринимать их поведение с позиций своей культуры. Непонимание чужого языка, символики жестов, мимики и других элементов поведения часто ведет к искаженному истолкованию смысла их действий, что легко порождает целый ряд негативных чувств: настороженность, презрение, враждебность. В результате такого рода межкультурных конфликтов обнаруживаются наиболее типичные черты, характерные для того или иного народа или культуры. Так постепенно складываются стереотипы.

Американский журналист и публицист У. Липпман первый ввел понятие стереотипа в 1922 году. Он считал, что стереотипы - это упорядоченные, схематичные, детерминированные культурой «картинки мира» в голове человека, которые экономят его усилия при восприятии сложных объектов мира.

Сегодня феномен «стереотип» рассматривается в работах социологов, психологов, политологов, философов, историков, эт­нографов, когнитологов, лингвистов. Представители каждой из названных наук выделяют в этом явлении те его свойства, которые они замечают с позиций своей области исследования.

Так, например, философы рассматривают стереотип как форму, в которой действия и мысли людей сводятся к простейшим схемам и реакциям [Современный философский словарь, 1998: 860].

Политологи считают, что стереотип - это упрощенный, схематизированный образ социальных объектов или событий, обладающий значительной устойчивостью [Политическая энциклопедия, 2000: 469].

Культурологи определяют стереотип как стандартный образ собственной и чужой этнической общности, формирующийся в процессе непосредственно межнационального общения, так и восприятия соответствующей информации и представлений (слухи, анекдоты, поговорки и т.д.). [Энциклопедия «Культурология», 2007: Т 2, 584].

В лингвистике многие исследователи (В.В. Красных, В.А. Маслова, В.Н. Телия, Ю.А. Сорокин и др.) дают свои определения стереотипам.

Согласно В.А. Масловой, стереотип – это такое явление языка и речи, такой стабилизирующий фактор, который позволяет, с одной стороны, хранить и трансформировать некоторые доминантные составляющие данной культуры, а с другой – проявить себя среди «своих» и одновременно опознать «своего» [Маслова, 2001: 110].

Итак, рассмотренные нами определения стереотипов дают возможность выделить их основные черты:

1) стереотипы – это генерализации, т.е. обобщения;

2) стереотипы относительно устойчивы и малоизменчивы;

3) стереотипы схематичны и упрощены;

4) стереотипы бывают ложные и истинные;

5) стереотип – неотъемлемый компонент индивидуального и массового сознания;

6) стереотип – не только ментальный образ, но и его вербальная оболочка;

7) для стереотипов характерна поляризация оценки.

Следует подчеркнуть, что для межкультурной коммуникации стереотипы особенно актуальны. Обычно рассматривают два стереотипа мы/свои и они/чужие, которые находятся в оппозиции друг другу. «Свои» воспринимаются с положительными эмоциями, им отдается предпочтение перед «чу­жими», а все «чужие» похожи друг на друга и отличны от своих. Среди «своих» наблюдается больше разнообразия, нежели среди «чужих». Оцен­ки «чу­жих» тяготеют к крайностям: они бывают либо очень позитивными, либо очень негативными. В межкультурной коммуникации это мо­жет приводить к неприятию иностранцев или, напротив, к их идеализации.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: