*1.Проблемная ситуация (работа в парах)
Определите источник крылатых выражений.
Придумайте/ инсценируйте ситуацию, при которой будет уместно употребление крылатого выражения.
- Все смешалось в доме Облонских.
- Вот приедет барин – барин все рассудит.
- А Васька слушает да ест.
- Герой не моего романа.
- Безумству храбрых поем мы песню.
- Пир во время чумы.
- Бывали хуже времена, но не было подлей!
- Дама приятная во всех отношениях.
- Заткни фонтан!
- Народ безмолвствует.
- Друг мой, Аркадий Николаевич, не говори красиво.
- Рыльце в пуху.
2.В каждом из приведенных ниже предложений замените «универсальное» слово сделать (делать) более определенным, конкретизирующим характер действия.
На стволе березы кто-то сделал ножиком свои инициалы. Ребята стали делать костры у самого ледника. С помощью антифашистов военнопленным удается сделать побег из лагеря. В пятницу мы делаем классный сбор. Для отличников гимназии решили сделать на зимних каникулах экскурсию в Санкт-Петербург. В цехе делают опыты по изготовлению оконной замазки из золы. Медведь натыкался на гвозди, и это делало ему боль. Туристы сделали отдых на берегу реки. Вера научила Джульбарса делать разные поручения.
|
|
3.Приведите синонимы прилагательного «глухой» в разных его значениях:
глухой (человек) – глухой (край) –
глухой (выстрел) – глухой (переулок) –
глухой (переулок) – глухая (осень) –
Приведите синонимы и антонимы прилагательного «свежий» в разных его значениях:
свежий (ветер) – свежая (газета) –
свежий (хлеб) – свежая (рубашка) –
свежий (снег) – свежая (мысль) –
4.Составьте предложения со следующими омонимами:
Язык¹ (подвижный мышечный орган в полости рта) – язык² (система звуковых, словарных и грамматических средств, используемая для взаимного понимания между людьми); нота¹ (музыкальный звук) – нота² (официальное правительственное сообщение); клетка¹ (помещение со стенками из прутьев) – клетка² (элементарная живая система); наречие¹ (совокупность территориальных диалектов языка) – наречие² (часть речи).
5.Составьте словосочетания со следующими паронимами.
Столб – столп, удачный – удачливый, понятный – понятливый, соседский – соседний, хозяйский – хозяйственный, обидный – обидчивый, экономный – экономичный, бережный – бережливый.
В приведенных ниже примерах укажите ошибки в употреблении фразеологизмов (неоправданная замена компонентов фразеологизма, немотивированное расширение или сокращение его состава, изменение грамматической формы слов во фразеологизме, смешение компонентов разных фразеологизмов и т.д.).
6.Исправьте предложения, если это необходимо, или мотивируйте целесообразность такого употребления.
|
|
1) Не мудрствуя долго, приведу в доказательство своей правоты русскую пословицу. 2) В связи с участившимися терактами всем надо держать уши наготове. 3) Золотая лихорадка, вот что помутило мозги завоевателям. 4) Хоть я и не из робкой десятки, но все же не решился один пойти на кабана. 5) Шоу Пугачевой всегда организовано на более широкую ногу. 6) Игорь уходил в поход неопытным новичком, а вернулся из экспедиции старым матерчатым волком. 7) Это легче пареной репы. 8) Выступление депутата перед собравшимися было принято прямо на ура. 9) У них все было шито-крыто белыми нитками, но тогда этого никто не замечал. 10) Вскоре и эта пирамида рассыпалась как мыльный пузырь. 11) Мы уже без минуты молодые специалисты, поэтому наладить компьютер для нас не проблема. 12) Я по душе не боец, а обыватель. 13) В этих местах не только нога человека, но и журналиста не побывала. 14) Вопрос гроша выеденного не стоит, а решить его не могут уже три года. 15) Со всех своих длинных ног он бросился бежать.