Тема 6. Лексико-фразеологические нормы

*1.Проблемная ситуация (работа в парах)

Определите источник крылатых выражений.

Придумайте/ инсценируйте ситуацию, при которой будет уместно употребление крылатого выражения.

 

  1. Все смешалось в доме Облонских.
  2. Вот приедет барин – барин все рассудит.
  3. А Васька слушает да ест.
  4. Герой не моего романа.
  5. Безумству храбрых поем мы песню.
  6. Пир во время чумы.
  7. Бывали хуже времена, но не было подлей!
  8. Дама приятная во всех отношениях.
  9. Заткни фонтан!
  10. Народ безмолвствует.
  11. Друг мой, Аркадий Николаевич, не говори красиво.
  12. Рыльце в пуху.

2.В каждом из приведенных ниже предложений замените «универсальное» слово сделать (делать) более определенным, конкретизирующим характер действия.

На стволе березы кто-то сделал ножиком свои инициалы. Ребята стали делать костры у самого ледника. С помощью антифашистов военнопленным удается сделать побег из лагеря. В пятницу мы делаем классный сбор. Для отличников гимназии решили сделать на зимних каникулах экскурсию в Санкт-Петербург. В цехе делают опыты по изготовлению оконной замазки из золы. Медведь натыкался на гвозди, и это делало ему боль. Туристы сделали отдых на берегу реки. Вера научила Джульбарса делать разные поручения.

 

3.Приведите синонимы прилагательного «глухой» в разных его значениях:

глухой (человек) – глухой (край) –

глухой (выстрел) – глухой (переулок) –

глухой (переулок) – глухая (осень) –

Приведите синонимы и антонимы прилагательного «свежий» в разных его значениях:

свежий (ветер) – свежая (газета) –

свежий (хлеб) – свежая (рубашка) –

свежий (снег) – свежая (мысль) –

 

4.Составьте предложения со следующими омонимами:

Язык¹ (подвижный мышечный орган в полости рта) – язык² (система звуковых, словарных и грамматических средств, используемая для взаимного понимания между людьми); нота¹ (музыкальный звук) – нота² (официальное правительственное сообщение); клетка¹ (помещение со стенками из прутьев) – клетка² (элементарная живая система); наречие¹ (совокупность территориальных диалектов языка) – наречие² (часть речи).

 

5.Составьте словосочетания со следующими паронимами.

Столб – столп, удачный – удачливый, понятный – понятливый, соседский – соседний, хозяйский – хозяйственный, обидный – обидчивый, экономный – экономичный, бережный – бережливый.

В приведенных ниже примерах укажите ошибки в употреблении фразеологизмов (неоправданная замена компонентов фразеологизма, немотивированное расширение или сокращение его состава, изменение грамматической формы слов во фразеологизме, смешение компонентов разных фразеологизмов и т.д.).

 

6.Исправьте предложения, если это необходимо, или мотивируйте целесообразность такого употребления.

1) Не мудрствуя долго, приведу в доказательство своей правоты русскую пословицу. 2) В связи с участившимися терактами всем надо держать уши наготове. 3) Золотая лихорадка, вот что помутило мозги завоевателям. 4) Хоть я и не из робкой десятки, но все же не решился один пойти на кабана. 5) Шоу Пугачевой всегда организовано на более широкую ногу. 6) Игорь уходил в поход неопытным новичком, а вернулся из экспедиции старым матерчатым волком. 7) Это легче пареной репы. 8) Выступление депутата перед собравшимися было принято прямо на ура. 9) У них все было шито-крыто белыми нитками, но тогда этого никто не замечал. 10) Вскоре и эта пирамида рассы­палась как мыльный пузырь. 11) Мы уже без минуты молодые специалисты, поэтому наладить компьютер для нас не проблема. 12) Я по душе не боец, а обыватель. 13) В этих местах не только нога че­ловека, но и журналиста не побывала. 14) Вопрос гроша выеденного не стоит, а решить его не могут уже три года. 15) Со всех своих длинных ног он бросился бежать.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: