Направленное формирование первого впечатления

В современной жизни достаточно часто встречаются ситуации, которые требуют умения

целенаправленно формировать впечатление о себе. Эти умения могут быть составной частью

профессиональных умений, обеспечивающих успешность деятельности. Политик, дипломат, продюсер,

агент, рекламирующий товар, сотрудник турфирмы, распространяющий путевки, шоу-группа,

совершающая гастрольное турне, – эти и целый ряд других действующих лиц и ситуаций объединяет

периодически повторяемое действие – презентация.

Любая презентация включает в себя самопрезентацию, когда в ограниченных условиях времени и

пространства необходимо предъявить специально организованную, продуманную, структурированную,

краткую информацию о себе таким образом, чтобы достигнуть заранее поставленных целей (напомним,

что самопрезентация как средство воздействия на других людей уже рассматривалась нами в главе

«Стратегии и тактики влияния и манипулирования»).

Среди этих целей на одном из первых мест стоит желание расположить к себе и сформировать

благоприятное впечатление о себе. Мотивация может быть многослойной и разноуровневой,

осознанной и неосознанной: от побуждения к контакту и развитию отношений, формированию имиджа

до получения сиюминутного практического результата.

Самопрезентация – процесс, разворачивающийся в заранее определенных рамках. Социально-

психологические параметры ситуации включают ролевое взаимодействие, подразумевающее

определенные правила и ограничения. Содержательные характеристики самопрезентации включают

представление о том, что именно, какая информация о себе предъявляется, какие преобразования с ней

происходят на основании анализа ответных реакций, насколько успешно осуществляется процесс

саморегуляции и самоорганизации, какова доля вербального и невербального компонента на разных

стадияхсамопредъявления.

Важно также учитывать отдаленные последствия самопрезентации в виде корректировки образа «Я»

и совершенствования тактики самопредъявления, умения подать себя.

Среди свойств личности и комплексов умений, способствующих успешности самопрезентациив

различных ситуациях и обстоятельствах, следует назвать социальный интеллект, эго-компетентность,

природное обаяние, способность к мобилизации и переключению, манипулятивные умения;

тормозящими факторами являются неспособность к самораскрытию, зажатость, застенчивость,

комплексы и недостаток коммуникативных умений и навыков.

В. Н. Куницыной предложено следующее определение: самопрезентация – кратковременный,

специфически мотивированный и организованный процесс предъявления информации о себе в

вербальном и невербальном поведении.

Самопрезентация - кратковременный, специфически мотивированный и организованный процесс предъявления информациио себе в вербальном и невербальном поведении.

Успешность самопрезентации предваряет работа над собственным имиджем, которая становится

возможной на определенном уровне знаний о себе, эго-компетентности и навыках саморегуляции

Работа над собственным имиджем есть не что иное, как формирование впечатления о себе, имеющее

конкретные цели и задачи. Имиджнаправленное формирование впечатления о себе, специальным образом организованное и структурированное в контексте «Я», имеющее отсылку к более общей, престижной категории людей. Центральную часть имиджа составляет продуманный внешний облик, который должен сигнализировать о профессионально-ценных свойствах личности и способствовать формированию репутации.

Имидж- направленное формирование впечатления о себе, специальным образом организованное иструктурированное в контексте «Я», имеющее отсылку к более общей, престижной категории людей.

Тесно с проблемой самопрезентации связана проблема формирования имиджа, например, кандидата

в депутаты, в губернаторы и т. д. в период предвыборной кампании. Помимо использования приемов

улучшения внешнего облика с помощью косметических средств, используются разнообразные

стратегии. Э. Джонс и Т. Питман в 1982 г. описали некоторые стратегические техники самопрезентации,

которые люди используют в повседневной жизни (см. Aronson, Wilson, Akert, 1994, p. 237).

1. Ишрациация (ingratiation) – приукрашивание, самовосхваление, стремление сделать себя

привлекательным, особенно для тех, кто имеет высокий статус;

2. Самоподдержка (self-promotion) – стремление произвести впечатление, описывая свои таланты и

выдающиеся познания;

3. «Греться в лучах чужой славы» (baskinginreflectedglory) – выстраивание своего образа путем

подчеркивания тесной связи с успешными, знаменитыми, выдающимися людьми;

4. Уравновешивание успехов и ошибок (self-handicapping) – создание помех и обоснование

оправданий для плохих результатов и неудач.

 

Выводы:

1. Несоответствие самооценки и оценки ровесников при характеристике действительных или мнимых

недостатков внешности и экспрессивно-динамических признаков человека в сравнении с

преувеличенным вниманием именно к этим чертам в другом человеке может быть расценено как

своеобразная защитная реакция.

2. Формирование образа другого человека не всегда сопровождается глубоким проникновением вего

внутренний мир и адекватной оценкой или пониманием этой личности, однако служит необходимым

этапом, предваряющим понимание.

3. Воспринятые элементы физического облика, внешности или экспрессии выступают многозначными

социальными сигналами, поясняющими, кто этот человек по национальности, возрасту, опыту, что он

чувствует в данный момент, как настроен, каков уровень его культуры и эстетических вкусов, уверен ли

он в себе, общителен ли и т. п. Образ – представление о другом человеке – формирует определенную

установку по отношению к данному человеку, определяет эмоциональное и познавательное отношение

к нему, направляет поступки, то есть выступает регулятором поведения во взаимодействии с этим

человеком.

4. Информация, которую люди получают при восприятии облика человека любого возраста и пола, с

которым они вступают в контакт, не всегда осознается ими. Однако она есть фундамент

складывающегося образа другого человека. Формирование этого образа и его структура зависят и от

особенностей воспринимаемого, и от ситуации, и – в немалой степени – от уровня развития человека,

опыта взаимодействия с людьми, возраста и пола, наблюдательности, начитанности и еще целого ряда

факторов.

5. Успешность самопрезентации предваряет работа над собственным имиджем, которая становится

возможной при определенном уровне знаний о себе, эго-компетентности и навыков саморегуляции.

Работа над собственным имиджем есть не что иное как формирование впечатления о себе, имеющее

конкретные цели и задачи. Центральную часть имиджа составляет продуманный внешний облик,

который должен сигнализировать о профессионально-ценных свойствах личности и способствовать

формированию репутации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: